Библиографическое описание:

Шульженко С., Семенчук Н. О. Социально-экономическое развитие административно-территориальных образований как ключевой фактор прогресса эксклавного региона РФ // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 20-26.

В статье представлено исследование социально-экономического развития административно-территориальных образований Калининградской области на основе экономических, социальных и демографических показателей, собранных в «Территориальном органе службы государственной статистики Калининградской области». Авторами были сделаны выводы о том, что что Калининградскую область условно можно поделить на зоны с благополучной социально-экономической ситуацией и зоны, где наблюдаются серьезные снижения уровня и качества жизни населения, а также дестабилизация экономической ситуации.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, административно-территориальное образование, эксклавный регион, экономические показатели, демографические показатели, социальные показатели.

 

Эффективность социально-экономического развития регионов актуальна для каждой страны, стремящейся к системной организации своей экономики, при которой все ее элементы (регионы) взаимодействуют друг с другом, создавая территориальное (пространственное) социально-экономическое своеобразие. Регионы в свою очередь, как системы, также включают разнообразные подсистемы, в частности — административно-территориальные образования (далее — АТО), связанные между собой единой «социально-экономической сетью».

Экономическая безопасность государства как сложная и многофакторная конструкция во многом зависит от уровня социально-экономического развития, не только страны и ее субъектов, а также имеющихся на ее территории АТО. Будучи частью системы национальной безопасности, она единовременно является основой формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной, экологической и других видов безопасности.

В связи с тем, что Калининградская область является эксклавным регионом РФ, наиболее остро проблемы экономической безопасности, в том числе социально-экономического развития этой территории, проявляются именно здесь. Ни для кого не секрет, что область окружают страны Европейского Союза, а геополитические осложнения в виде «санкционной блокады» стран Запада, провокации военных блоков у границ РФ, а также угроза серьезного изменения механизма функционирования ОЭЗ в Калининградской области или даже ее ликвидации ввиду вступления России в ВТО все больше акцентируют внимание на проблемах экономической безопасности области в целом, а также в разрезе ее АТО.

Так Калининградская область состоит из 9 муниципальных районов, 6 районов и 7 городских округов, эффективное функционирование которых напрямую влияет на развитие самой западной точки России в целом, а та в свою очередь — на укрепление позиций Северо-Западного Федерального округа.

Таким образом, основная задача данного исследования — изучение демографических, социальных и экономических факторов в разрезе АТО, влияющих на их развитие, а также оценка уровня экономической безопасности Калининградской области.

Так имеющиеся в регионе АТО были разделены на 3 группы, каждая из которых была сформирована исходя из схожести полученных значений отобранных для исследования социально-экономических показателей (рис.): Зона А — показатели, значения которых равны средним по области и по России, либо выше; Зона Б — показатели, значения которых частично находятся ниже их средних значений по области и по России в целом; Зона В — все группы показателей с негативными значениями, демонстрирующие отрицательную динамику развития за последние 5 лет.

 

Рис.1 Разделение Калининградской области по группам соответствующим ее

социально-экономическому развитию

 

Средние значения показателей по РФ за 2014 г.: производство промышленной продукции на 1 предприятие промышленности — 2329,5 млн руб.; объем сельскохозяйственной продукции, в фактических ценах, 3 340 400 млн руб.; удельный вес убыточных предприятий — 26 %; дефицит бюджета 876 500 млн руб.; численность населения, живущего за чертой бедности — 13,8 %; численность врачей на 10 000 населения — 49 чел.; зарегистрировано преступлений на 10 000 населения — 161 ед.; обеспеченность населения жильем на конец года — 23,4 м2; уровень безработицы 5,5 %; коэффициент депопуляции — 0,98 % [1].

Далее для наглядности исследования было осуществлено разделение всех муниципальных районов, районов и городских округов на 5 блоков по географическому признаку.

В результате в первый блок, под названием «АТО на границе с Польшей» вошли: Мамоновский и Озерский городские округа, Багратионовский муниципальный район, Правдинский район. «АТО на границе с Литвой» составили: Славский, Неманский и Краснознаменский муниципальные районы, Советский городской округ и Нестеровский район. Третий блок — «АТО в центральной части Калининградской области», — включает: Гвардейский и Гусевский городские округа, Полесский и Черняховский муниципальные районы. Блок «АТО на побережье Балтийского моря» объединил: Балтийский муниципальный район, Светлогорский и Зеленоградский районы, Пионерский и Янтарный городские округа. И наконец, пятый блок — «АТО на периферии города Калининграда», — составили: Светловский, Ладушкинский и Гурьевский городские округа. [2]

Результаты исследования каждого блока отражены в соответствующей итоговой SWOT-матрице (табл. 1—5). [3, 4]

Таблица 1

SWOT-анализ АТО на границе с Польшей

Сильные стороны

Слабые стороны

-         низкий уровень безработицы (1,7 %);

-         наличие пограничных переходов с Польшей (Голдап, Гроново, Безледы);

-         наличие градообразующих предприятий («Инфамед-К»);

-         высокая прибыль сельхоз предприятий (Мамоноский рыбоконсервный комбинат, Правдинское свинопроизводство, Правдинский сыродельный завод);

-         наличие индустриального бизнес-парка «Экобалтик» в Багратионовске;

-         наличие малого приграничного сотрудничества с Польшей

-         невысокий дефицит бюджетов всех муниципальных образований (далее — МО) входящих в группу (1—4 млн руб.);

-         нехватка медицинских услуг населению (13 врачей на 10 000 населения);

-         недостаток кадров необходимой квалификации, незначительное уменьшение населения (коэффициент депопуляции — 2 %)

Возможности

Угрозы

-         возможность установления железнодорожного сообщения с Польшей;

-         увеличение автомобильных потоков через пограничные пункты в связи с ЧМ по футболу 2018 года;

-         продуктовое эмбарго со стороны РФ;

 

-         окончание срока действия таможенных преференций, введенных для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в 2016 году;

-         ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕС;

-         природные катаклизмы (засуха, наводнение, лесные пожары, увеличение популяции саранчи и др.)

 

Таким образом, все АТО на границе с Польшей находятся в группе Б. На это существенно влияет малое приграничное сотрудничество между Калининградской областью и Польшей. Кроме того, наличие Индустриального Бизнес-парка не только помогает бороться с безработицей, но и поддерживает малый бизнес, а также развивает наукоемкие производства. А это может стать спасением в 2016 году после окончания действия «переходного периода действия таможенных преференций на территории ОЭЗ в Калининградской области». Так по оценкам Правительства области это приведет к прекращению деятельности более 500 субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и организаций, работающих в смежных отраслях), увольнению более 50 тыс. сотрудников этих предприятий (10 % экономически активного населения региона).

В этой связи точками роста этой группы АТО могут стать производство и использования тех ресурсов, которые добывались раньше, но закрылись еще в 1990-х гг. XX века, а именно деревопереработка, АПК и др. Однако недостаток квалифицированных и современных медицинских услуг населению, отдаленность от областного центра, нехватка квалифицированных кадров — все это существенно влияет на рост безработицы и уменьшение численности населения, данного АТО.

Таблица 2

SWOT-анализ АТО на границе с Литвой

Сильные стороны

Слабые стороны

-         многочисленные месторождения углеводородов и полезных ископаемых, минеральных вод;

-         наличие пограничных автомобильных и пешеходных переходов на границе с Литвой;

-         чистая экология;

-         дешевая рабочая сила

-         дефицитный бюджет (9 млн руб.);

-         слаборазвитая транспортная инфраструктура;

-         низкий уровень значений социальных показателей (безработица 7,8 %, отрицательный прирост населения (в среднем 1700 чел. в каждом АТО за последние 2 года);

-         нехватка медицинских услуг (250 врачей);

-         недостаток кадров необходимой квалификации;

-         высокий удельный вес убыточных предприятий (10 %);

-         отсутствие жилья (жилищный фонд на конец года 967 тыс. м2);

-         миграция в крупные города;

-         сокращение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-         отсутствие комфортной городской среды;

-         технологическая отсталость отрасли животноводства и сельского хозяйства

Возможности

Угрозы

-         строительство Балтийской АЭС;

-         ввод Евро в Литве в 2015 году;

-         судоходство по Неману;

-         инвестирование в добычу углеводородов и полезных ископаемых, минеральных вод и др.;

-         завершение строительства нового международного автомобильного пограничного перехода (МАПП)

-         окончание срока действия таможенных преференций, введенных для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в 2016 году;

-         ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕС;

-         старение населения

 

Как видно из таблицы 2, все АТО находятся в красной зоне за исключением Советска, т.к. в этом городе сконцентрированы услуги связаны с коммерцией. Кроме того, это второй по численности населения город в Калининградской области, а наличие пограничного перехода через территорию Литвы также способствует росту коммерции в плане международного бизнеса. В Советске находятся представительства многих крупных литовских компаний, а некоторые из этих компаний даже разместили производств, например, ООО «Вичюнай-русь». Так же на территории данного АТО до недавнего времени находился филиал Консульства Литовской республики, что опять свидетельствует о наличии бизнеса и потока документации через данную территорию.

Нехватка медицинских услуг населению, отсутствие комфортной городской среды, отсутствие градообразующих предприятий, миграция в крупные города, — все это привело к росту безработицы, сокращению населения, дефициту бюджета, высокому удельному весу убыточных предприятий и др. В этой связи ввод Евро в Литовской республике — ключевая возможность, которая может привести к увеличению потока туристов в Калининградскую область, а также приграничные районы в поисках более дешевых продуктов питания. В связи с последними котировками курса Евро по отношению к рублю, при конвертации на рубли, цены на продукты в Литве значительно подрожали, и наоборот с более низким курсом рубля, даже при высокой инфляции цены на многие потребительский продукты значительно дешевле, чем в Литве.

Таблица 3 

SWOT-анализ АТО в центральной части Калининградской области

Сильные стороны

Слабые стороны

-         высокий уровень значений социальных показателей и уменьшение уровня безработицы (2,4 %, на 0,2 % меньше за 2 года);

-         наличие большого количества объектов культурно-историческое наследия;

-         высокоразвитые аграрные производства в Гусевском и Черняховском МО;

-         богатые запасы песчано-гравийной смеси, углеводородов, торфа;

-         профицитный бюджет в Гусеве;

-         сохраняющийся за ряд лет низкий уровень преступности (280 против 325 в 2011 г.);

-         наличие градообразующих предприятий («Первая картонажная фабрика» ООО «Гусевмолоко»);

-         технополис GS в Гусеве;

-         международные логистических магистрали А229 и А216

-         уменьшение численности населения в Черняховском, Полесском и Гвардейском МО;

-         сокращение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в Полесском и Гвардейском МО

Возможности

Угрозы

-         возможность инвестирования в добычу полезных ископаемых и углеводородов, торфа;

-         восстановление памятников истории и архитектуры;

-         возможность инвестирования в новые виды бизнеса (например, развитие угревой фермы и др.)

-         природные катаклизмы (засуха, наводнение, лесные пожары, увеличение популяции саранчи и др.);

-         дестабилизация мировой экономики

 

Из таблицы 3 видно, что в третьем блоке сложилась неоднозначная ситуация. Как можно заметить, резко положительно выделяется Гусевский городской округ, что объясняется рядом причин: наличие градообразующих предприятий, присутствие локальной свободно экономической зоны и технопарка в ней, а также развитые сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. В свою очередь с точностью до наоборот обстоят дела в Полесском муниципальном районе и Гвардейском городском округе. Положительную роль играет присутствие международных логистических магистралей А229 и А216, создающих возможность для организации и появления целого комплекса логистических складов, баз и предприятий, развивающих сферу логистики в эксклавном регионе России.

Таблица 4

SWOT анализ АТО на побережье Балтийского моря

Сильные стороны

Слабые стороны

-         наличие пляжного отдыха;

-         уменьшение преступности и безработицы (0,5 % с 2010 г.);

-         профицит бюджета (70 млн руб.);

-         сокращение удельного веса крупных и средних убыточных предприятий;

-         высокие значения социальных показателей (увеличение числа образовательных и медицинских учреждений и др.);

-         наличие современной инфраструктуры;

-         комфортная городская среда;

-         база Балтийского флота РФ

-         постоянное уменьшение численности населения (0,4 % с 2010 г.);

-         неразвитость портовой инфраструктуры в г. Пионерском;

-         недостаток кадров необходимой квалификации;

-         дефицит бюджета (10 млн руб.) в Балтийском городском округе

Возможности

Угрозы

-         развитие туризма, в т. ч. связанное со строительством новых гостиничных комплексов к ЧМ по футболу 2018 года;

-         проведение «Comedy club» и конкурса «Голосящий Ки-Ви-Н» в новом театре эстрады в Светлогорске;

-         строительство игорной зоны в п. Куликово;

-         создание безвизовой приграничной зоны с Литвой;

-         строительство яхтенной марины в г. Пионерском;

-         планируется открытие пограничного перехода для велосипедистов на Балтийской косе

-         строительство туристско-рекреационного комплекса «Балтийское взморье»

-         ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕС;

-         дестабилизация мировой экономической ситуации;

-         природные катаклизмы (морские штормы, бури, ураганы и др.)

 

Как видим из таблицы 4, четвертый блок не похож на другие. Здесь все МО в группе А, за исключением Балтийска, и в этом нет ничего удивительного. Налаженная транспортная инфраструктура, хорошая связь областного центра с курортами области наличие морских портов и близость воздушных портов делает эту область привлекательной для бизнеса, строительства и покупки жилья и отдыха. И, несмотря на наблюдающееся уменьшение населения в г. Пионерском, нехватку квалифицированных кадров, наличие дефицита бюджета в Балтийске, данная зона может стать инвестиционно привлекательной территорией в будущем, располагая такими возможностями, как: строительство новых гостиничных комплексов к ЧМ по футболу 2018 года, проведение конкурса «Голосящего Ки-Ви-На» и «Comedy club» в новом театре эстрады в г. Светлогорске, строительство игорной зоны в п. Куликово и др., все это повысит поток отдыхающих, посетителей данной зоны и области в целом, и тем самым создаст определенный курортный имидж данной зоны.

Таблица 5 

SWOT анализ АТО на периферии города Калининграда

Сильные стороны

Слабые стороны

-         развитая инфраструктура;

-         положительная динамика, связанная с ростом численности населения (в среднем 6354 чел. в каждом АТО с 2011 г.);

-         наличие большого количества месторождений углеводородов (6), торфа (27);

-         высокий удельный вес трудоспособного населения;

-         большое количество объектов культурно-историческое наследия;

-         градообразующие предприятия (ООО «Мироторг-Запад», ООО «Птицефабрика «Гурьевская», ООО «Лукойл-Калининградморнефть», ЗАО «Содружество-Соя», ЗАО «МПБ», ОАО «150-АРЗ»);

-         международный аэропорт «Храброво»;

-         близость областного центра

-         рост уровня преступности (на 55 зарегеистрированных случаев больше, по сравнению с 2012 г.);

-         дефицитный бюджет в Ладушкинском и Гурьевском городских округах (59 млн руб.);

-         нехватка квалифицированных врачей и медицинского персонала

Возможности

Угрозы

-         рост количества авиапассажиров, связанного с проведением ЧМ по футболу 2018 года;

-         увеличение авиамаршрутов;

-         рост инвестиций в добычу углеводородов, торфа;

-         восстановление историко-культурного наследия

-         окончание срока действия таможенных преференций, введенных для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в 2016 году;

-         дополнительный «обмен «экономическими санкциями РФ и ЕС и ряда др. стран;

-         ухудшение экологической обстановки в Куршском и Калининградском заливах

 

Из таблицы 5 можно заметить, что пятый блок выглядит достаточно позитивно в сравнении с другими. На это влияет близость областного центра и наличие крупных предприятий в промышленности и сельском хозяйстве. Огромный плюс — это наличие главной воздушной гавани Калининградской области, а также наличия портовой инфраструктуры в Светлом. Однако большое количество жителей, сосредоточенных в данных АТО имеют сильную социальную разобщенность, что приводит к увеличению преступности на этой территории. В целом имеется несколько долгосрочных возможностей развития данных АТО, а именно: увеличение авиапассажиров за счет ЧМ по футболу 2018 года, возможности инвестирования в добычу углеводородов, торфа, а также восстановления историко-культурного наследия.

Подводя итоги проведенного исследования, следует заметить, что Калининградскую область условно можно поделить на зоны с благополучной социально-экономической ситуацией и зоны, где наблюдаются серьезные снижения уровня и качества жизни населения, а также дестабилизация экономической ситуации. Так негативные тенденции, складывающиеся возле границ с Литвой, могут в недалеком будущем представлять угрозу экономической безопасности Калининградской области. В данном случаи стоит разорвать «кольцо», которое образуют АТО входящие в Группу В, инвестируя значительные средства федерального и регионального бюджетов вместе с привлечением частных инвестиций. Данное кольцо образовалось из-за того, что АТО входящие в состав Группы В - наиболее пострадали во время кризиса 2008 года, а также оказались наиболее чувствительны к последствиям распада СССР. Например, для привлечения частного капитала, следовало бы создать локальную свободную экономическую зону в Славском муниципальном районе, т.к. имеющиеся возможности и инвестиционная привлекательность данного муниципального района велики, прежде всего, с точки зрения добычи полезных ископаемых, торфа, углеводородов, а географическое положение благосклонен для сельского хозяйства. Для более эффективной работы локальной свободной экономической зоны, следует нанять опытного Сити-менеджера, а так вести диалог с коллегами из других более успешных АТО Калининградской области.  Расположение Славского муниципального района у побережья Куршского залива способствует развитию рыбной промышленности, выращиванием пресноводной рыбы и развития рыбодобычи на территории Калининградской области.

 

Литература:

1.            Никифорова И.В. Формирование системы мониторинга продовольственной безопасности (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 3. С. 111-115.

2.            Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru (дата обращения: 08.04.2015).

3.            Официальный сайт федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru 08.04.2015).

4.            Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. Росстат. М., 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle