Библиографическое описание:

Шульженко С., Семенчук Н. О. Социально-экономическое развитие административно-территориальных образований как ключевой фактор прогресса эксклавного региона РФ // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 20-26.

В статье представлено исследование социально-экономического развития административно-территориальных образований Калининградской области на основе экономических, социальных и демографических показателей, собранных в «Территориальном органе службы государственной статистики Калининградской области». Авторами были сделаны выводы о том, что что Калининградскую область условно можно поделить на зоны с благополучной социально-экономической ситуацией и зоны, где наблюдаются серьезные снижения уровня и качества жизни населения, а также дестабилизация экономической ситуации.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, административно-территориальное образование, эксклавный регион, экономические показатели, демографические показатели, социальные показатели.

 

Эффективность социально-экономического развития регионов актуальна для каждой страны, стремящейся к системной организации своей экономики, при которой все ее элементы (регионы) взаимодействуют друг с другом, создавая территориальное (пространственное) социально-экономическое своеобразие. Регионы в свою очередь, как системы, также включают разнообразные подсистемы, в частности — административно-территориальные образования (далее — АТО), связанные между собой единой «социально-экономической сетью».

Экономическая безопасность государства как сложная и многофакторная конструкция во многом зависит от уровня социально-экономического развития, не только страны и ее субъектов, а также имеющихся на ее территории АТО. Будучи частью системы национальной безопасности, она единовременно является основой формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной, экологической и других видов безопасности.

В связи с тем, что Калининградская область является эксклавным регионом РФ, наиболее остро проблемы экономической безопасности, в том числе социально-экономического развития этой территории, проявляются именно здесь. Ни для кого не секрет, что область окружают страны Европейского Союза, а геополитические осложнения в виде «санкционной блокады» стран Запада, провокации военных блоков у границ РФ, а также угроза серьезного изменения механизма функционирования ОЭЗ в Калининградской области или даже ее ликвидации ввиду вступления России в ВТО все больше акцентируют внимание на проблемах экономической безопасности области в целом, а также в разрезе ее АТО.

Так Калининградская область состоит из 9 муниципальных районов, 6 районов и 7 городских округов, эффективное функционирование которых напрямую влияет на развитие самой западной точки России в целом, а та в свою очередь — на укрепление позиций Северо-Западного Федерального округа.

Таким образом, основная задача данного исследования — изучение демографических, социальных и экономических факторов в разрезе АТО, влияющих на их развитие, а также оценка уровня экономической безопасности Калининградской области.

Так имеющиеся в регионе АТО были разделены на 3 группы, каждая из которых была сформирована исходя из схожести полученных значений отобранных для исследования социально-экономических показателей (рис.): Зона А — показатели, значения которых равны средним по области и по России, либо выше; Зона Б — показатели, значения которых частично находятся ниже их средних значений по области и по России в целом; Зона В — все группы показателей с негативными значениями, демонстрирующие отрицательную динамику развития за последние 5 лет.

 

Рис.1 Разделение Калининградской области по группам соответствующим ее

социально-экономическому развитию

 

Средние значения показателей по РФ за 2014 г.: производство промышленной продукции на 1 предприятие промышленности — 2329,5 млн руб.; объем сельскохозяйственной продукции, в фактических ценах, 3 340 400 млн руб.; удельный вес убыточных предприятий — 26 %; дефицит бюджета 876 500 млн руб.; численность населения, живущего за чертой бедности — 13,8 %; численность врачей на 10 000 населения — 49 чел.; зарегистрировано преступлений на 10 000 населения — 161 ед.; обеспеченность населения жильем на конец года — 23,4 м2; уровень безработицы 5,5 %; коэффициент депопуляции — 0,98 % [1].

Далее для наглядности исследования было осуществлено разделение всех муниципальных районов, районов и городских округов на 5 блоков по географическому признаку.

В результате в первый блок, под названием «АТО на границе с Польшей» вошли: Мамоновский и Озерский городские округа, Багратионовский муниципальный район, Правдинский район. «АТО на границе с Литвой» составили: Славский, Неманский и Краснознаменский муниципальные районы, Советский городской округ и Нестеровский район. Третий блок — «АТО в центральной части Калининградской области», — включает: Гвардейский и Гусевский городские округа, Полесский и Черняховский муниципальные районы. Блок «АТО на побережье Балтийского моря» объединил: Балтийский муниципальный район, Светлогорский и Зеленоградский районы, Пионерский и Янтарный городские округа. И наконец, пятый блок — «АТО на периферии города Калининграда», — составили: Светловский, Ладушкинский и Гурьевский городские округа. [2]

Результаты исследования каждого блока отражены в соответствующей итоговой SWOT-матрице (табл. 1—5). [3, 4]

Таблица 1

SWOT-анализ АТО на границе с Польшей

Сильные стороны

Слабые стороны

-         низкий уровень безработицы (1,7 %);

-         наличие пограничных переходов с Польшей (Голдап, Гроново, Безледы);

-         наличие градообразующих предприятий («Инфамед-К»);

-         высокая прибыль сельхоз предприятий (Мамоноский рыбоконсервный комбинат, Правдинское свинопроизводство, Правдинский сыродельный завод);

-         наличие индустриального бизнес-парка «Экобалтик» в Багратионовске;

-         наличие малого приграничного сотрудничества с Польшей

-         невысокий дефицит бюджетов всех муниципальных образований (далее — МО) входящих в группу (1—4 млн руб.);

-         нехватка медицинских услуг населению (13 врачей на 10 000 населения);

-         недостаток кадров необходимой квалификации, незначительное уменьшение населения (коэффициент депопуляции — 2 %)

Возможности

Угрозы

-         возможность установления железнодорожного сообщения с Польшей;

-         увеличение автомобильных потоков через пограничные пункты в связи с ЧМ по футболу 2018 года;

-         продуктовое эмбарго со стороны РФ;

 

-         окончание срока действия таможенных преференций, введенных для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в 2016 году;

-         ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕС;

-         природные катаклизмы (засуха, наводнение, лесные пожары, увеличение популяции саранчи и др.)

 

Таким образом, все АТО на границе с Польшей находятся в группе Б. На это существенно влияет малое приграничное сотрудничество между Калининградской областью и Польшей. Кроме того, наличие Индустриального Бизнес-парка не только помогает бороться с безработицей, но и поддерживает малый бизнес, а также развивает наукоемкие производства. А это может стать спасением в 2016 году после окончания действия «переходного периода действия таможенных преференций на территории ОЭЗ в Калининградской области». Так по оценкам Правительства области это приведет к прекращению деятельности более 500 субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и организаций, работающих в смежных отраслях), увольнению более 50 тыс. сотрудников этих предприятий (10 % экономически активного населения региона).

В этой связи точками роста этой группы АТО могут стать производство и использования тех ресурсов, которые добывались раньше, но закрылись еще в 1990-х гг. XX века, а именно деревопереработка, АПК и др. Однако недостаток квалифицированных и современных медицинских услуг населению, отдаленность от областного центра, нехватка квалифицированных кадров — все это существенно влияет на рост безработицы и уменьшение численности населения, данного АТО.

Таблица 2

SWOT-анализ АТО на границе с Литвой

Сильные стороны

Слабые стороны

-         многочисленные месторождения углеводородов и полезных ископаемых, минеральных вод;

-         наличие пограничных автомобильных и пешеходных переходов на границе с Литвой;

-         чистая экология;

-         дешевая рабочая сила

-         дефицитный бюджет (9 млн руб.);

-         слаборазвитая транспортная инфраструктура;

-         низкий уровень значений социальных показателей (безработица 7,8 %, отрицательный прирост населения (в среднем 1700 чел. в каждом АТО за последние 2 года);

-         нехватка медицинских услуг (250 врачей);

-         недостаток кадров необходимой квалификации;

-         высокий удельный вес убыточных предприятий (10 %);

-         отсутствие жилья (жилищный фонд на конец года 967 тыс. м2);

-         миграция в крупные города;

-         сокращение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-         отсутствие комфортной городской среды;

-         технологическая отсталость отрасли животноводства и сельского хозяйства

Возможности

Угрозы

-         строительство Балтийской АЭС;

-         ввод Евро в Литве в 2015 году;

-         судоходство по Неману;

-         инвестирование в добычу углеводородов и полезных ископаемых, минеральных вод и др.;

-         завершение строительства нового международного автомобильного пограничного перехода (МАПП)

-         окончание срока действия таможенных преференций, введенных для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в 2016 году;

-         ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕС;

-         старение населения

 

Как видно из таблицы 2, все АТО находятся в красной зоне за исключением Советска, т.к. в этом городе сконцентрированы услуги связаны с коммерцией. Кроме того, это второй по численности населения город в Калининградской области, а наличие пограничного перехода через территорию Литвы также способствует росту коммерции в плане международного бизнеса. В Советске находятся представительства многих крупных литовских компаний, а некоторые из этих компаний даже разместили производств, например, ООО «Вичюнай-русь». Так же на территории данного АТО до недавнего времени находился филиал Консульства Литовской республики, что опять свидетельствует о наличии бизнеса и потока документации через данную территорию.

Нехватка медицинских услуг населению, отсутствие комфортной городской среды, отсутствие градообразующих предприятий, миграция в крупные города, — все это привело к росту безработицы, сокращению населения, дефициту бюджета, высокому удельному весу убыточных предприятий и др. В этой связи ввод Евро в Литовской республике — ключевая возможность, которая может привести к увеличению потока туристов в Калининградскую область, а также приграничные районы в поисках более дешевых продуктов питания. В связи с последними котировками курса Евро по отношению к рублю, при конвертации на рубли, цены на продукты в Литве значительно подрожали, и наоборот с более низким курсом рубля, даже при высокой инфляции цены на многие потребительский продукты значительно дешевле, чем в Литве.

Таблица 3 

SWOT-анализ АТО в центральной части Калининградской области

Сильные стороны

Слабые стороны

-         высокий уровень значений социальных показателей и уменьшение уровня безработицы (2,4 %, на 0,2 % меньше за 2 года);

-         наличие большого количества объектов культурно-историческое наследия;

-         высокоразвитые аграрные производства в Гусевском и Черняховском МО;

-         богатые запасы песчано-гравийной смеси, углеводородов, торфа;

-         профицитный бюджет в Гусеве;

-         сохраняющийся за ряд лет низкий уровень преступности (280 против 325 в 2011 г.);

-         наличие градообразующих предприятий («Первая картонажная фабрика» ООО «Гусевмолоко»);

-         технополис GS в Гусеве;

-         международные логистических магистрали А229 и А216

-         уменьшение численности населения в Черняховском, Полесском и Гвардейском МО;

-         сокращение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в Полесском и Гвардейском МО

Возможности

Угрозы

-         возможность инвестирования в добычу полезных ископаемых и углеводородов, торфа;

-         восстановление памятников истории и архитектуры;

-         возможность инвестирования в новые виды бизнеса (например, развитие угревой фермы и др.)

-         природные катаклизмы (засуха, наводнение, лесные пожары, увеличение популяции саранчи и др.);

-         дестабилизация мировой экономики

 

Из таблицы 3 видно, что в третьем блоке сложилась неоднозначная ситуация. Как можно заметить, резко положительно выделяется Гусевский городской округ, что объясняется рядом причин: наличие градообразующих предприятий, присутствие локальной свободно экономической зоны и технопарка в ней, а также развитые сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. В свою очередь с точностью до наоборот обстоят дела в Полесском муниципальном районе и Гвардейском городском округе. Положительную роль играет присутствие международных логистических магистралей А229 и А216, создающих возможность для организации и появления целого комплекса логистических складов, баз и предприятий, развивающих сферу логистики в эксклавном регионе России.

Таблица 4

SWOT анализ АТО на побережье Балтийского моря

Сильные стороны

Слабые стороны

-         наличие пляжного отдыха;

-         уменьшение преступности и безработицы (0,5 % с 2010 г.);

-         профицит бюджета (70 млн руб.);

-         сокращение удельного веса крупных и средних убыточных предприятий;

-         высокие значения социальных показателей (увеличение числа образовательных и медицинских учреждений и др.);

-         наличие современной инфраструктуры;

-         комфортная городская среда;

-         база Балтийского флота РФ

-         постоянное уменьшение численности населения (0,4 % с 2010 г.);

-         неразвитость портовой инфраструктуры в г. Пионерском;

-         недостаток кадров необходимой квалификации;

-         дефицит бюджета (10 млн руб.) в Балтийском городском округе

Возможности

Угрозы

-         развитие туризма, в т. ч. связанное со строительством новых гостиничных комплексов к ЧМ по футболу 2018 года;

-         проведение «Comedy club» и конкурса «Голосящий Ки-Ви-Н» в новом театре эстрады в Светлогорске;

-         строительство игорной зоны в п. Куликово;

-         создание безвизовой приграничной зоны с Литвой;

-         строительство яхтенной марины в г. Пионерском;

-         планируется открытие пограничного перехода для велосипедистов на Балтийской косе

-         строительство туристско-рекреационного комплекса «Балтийское взморье»

-         ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕС;

-         дестабилизация мировой экономической ситуации;

-         природные катаклизмы (морские штормы, бури, ураганы и др.)

 

Как видим из таблицы 4, четвертый блок не похож на другие. Здесь все МО в группе А, за исключением Балтийска, и в этом нет ничего удивительного. Налаженная транспортная инфраструктура, хорошая связь областного центра с курортами области наличие морских портов и близость воздушных портов делает эту область привлекательной для бизнеса, строительства и покупки жилья и отдыха. И, несмотря на наблюдающееся уменьшение населения в г. Пионерском, нехватку квалифицированных кадров, наличие дефицита бюджета в Балтийске, данная зона может стать инвестиционно привлекательной территорией в будущем, располагая такими возможностями, как: строительство новых гостиничных комплексов к ЧМ по футболу 2018 года, проведение конкурса «Голосящего Ки-Ви-На» и «Comedy club» в новом театре эстрады в г. Светлогорске, строительство игорной зоны в п. Куликово и др., все это повысит поток отдыхающих, посетителей данной зоны и области в целом, и тем самым создаст определенный курортный имидж данной зоны.

Таблица 5 

SWOT анализ АТО на периферии города Калининграда

Сильные стороны

Слабые стороны

-         развитая инфраструктура;

-         положительная динамика, связанная с ростом численности населения (в среднем 6354 чел. в каждом АТО с 2011 г.);

-         наличие большого количества месторождений углеводородов (6), торфа (27);

-         высокий удельный вес трудоспособного населения;

-         большое количество объектов культурно-историческое наследия;

-         градообразующие предприятия (ООО «Мироторг-Запад», ООО «Птицефабрика «Гурьевская», ООО «Лукойл-Калининградморнефть», ЗАО «Содружество-Соя», ЗАО «МПБ», ОАО «150-АРЗ»);

-         международный аэропорт «Храброво»;

-         близость областного центра

-         рост уровня преступности (на 55 зарегеистрированных случаев больше, по сравнению с 2012 г.);

-         дефицитный бюджет в Ладушкинском и Гурьевском городских округах (59 млн руб.);

-         нехватка квалифицированных врачей и медицинского персонала

Возможности

Угрозы

-         рост количества авиапассажиров, связанного с проведением ЧМ по футболу 2018 года;

-         увеличение авиамаршрутов;

-         рост инвестиций в добычу углеводородов, торфа;

-         восстановление историко-культурного наследия

-         окончание срока действия таможенных преференций, введенных для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в 2016 году;

-         дополнительный «обмен «экономическими санкциями РФ и ЕС и ряда др. стран;

-         ухудшение экологической обстановки в Куршском и Калининградском заливах

 

Из таблицы 5 можно заметить, что пятый блок выглядит достаточно позитивно в сравнении с другими. На это влияет близость областного центра и наличие крупных предприятий в промышленности и сельском хозяйстве. Огромный плюс — это наличие главной воздушной гавани Калининградской области, а также наличия портовой инфраструктуры в Светлом. Однако большое количество жителей, сосредоточенных в данных АТО имеют сильную социальную разобщенность, что приводит к увеличению преступности на этой территории. В целом имеется несколько долгосрочных возможностей развития данных АТО, а именно: увеличение авиапассажиров за счет ЧМ по футболу 2018 года, возможности инвестирования в добычу углеводородов, торфа, а также восстановления историко-культурного наследия.

Подводя итоги проведенного исследования, следует заметить, что Калининградскую область условно можно поделить на зоны с благополучной социально-экономической ситуацией и зоны, где наблюдаются серьезные снижения уровня и качества жизни населения, а также дестабилизация экономической ситуации. Так негативные тенденции, складывающиеся возле границ с Литвой, могут в недалеком будущем представлять угрозу экономической безопасности Калининградской области. В данном случаи стоит разорвать «кольцо», которое образуют АТО входящие в Группу В, инвестируя значительные средства федерального и регионального бюджетов вместе с привлечением частных инвестиций. Данное кольцо образовалось из-за того, что АТО входящие в состав Группы В - наиболее пострадали во время кризиса 2008 года, а также оказались наиболее чувствительны к последствиям распада СССР. Например, для привлечения частного капитала, следовало бы создать локальную свободную экономическую зону в Славском муниципальном районе, т.к. имеющиеся возможности и инвестиционная привлекательность данного муниципального района велики, прежде всего, с точки зрения добычи полезных ископаемых, торфа, углеводородов, а географическое положение благосклонен для сельского хозяйства. Для более эффективной работы локальной свободной экономической зоны, следует нанять опытного Сити-менеджера, а так вести диалог с коллегами из других более успешных АТО Калининградской области.  Расположение Славского муниципального района у побережья Куршского залива способствует развитию рыбной промышленности, выращиванием пресноводной рыбы и развития рыбодобычи на территории Калининградской области.

 

Литература:

1.            Никифорова И.В. Формирование системы мониторинга продовольственной безопасности (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 3. С. 111-115.

2.            Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru (дата обращения: 08.04.2015).

3.            Официальный сайт федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru 08.04.2015).

4.            Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. Росстат. М., 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградской области, Калининградской области», млн руб, социально-экономического развития, экономической безопасности Калининградской, примере Калининградской области, безопасности Калининградской области, АТО Калининградской области. , медицинских услуг населению, численности населения, городские округа, данных АТО, образований Калининградской области, качества жизни населения, государственной статистики Калининградской, Калининградскую область, территории АТО, дестабилизация экономической ситуации, части Калининградской области», территории Калининградской области.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle