Библиографическое описание:

Горбунова Н. А., Мазанкова Т. В. О проблеме недобросовестного поведения работодателей при трудоустройстве студентов // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 606-608.

Персонал торгового предприятия является ключевым ресурсом предпринимательской деятельности. Одной из основных проблем в деятельности торговых предприятий является проблема текучести персонала. Традиционно в торговле наблюдается высокая текучесть персонала, вызываемая объективными и субъективными причинами. В работе сделан акцент на «недобросовестное» поведение работодателей при трудоустройстве студентов на работу. Сформулированы рекомендации для студенчества при устройстве на работу.

Ключевые слова: персонал торгового предприятия, текучесть персонала, трудоустройство, причины текучести, рекомендации соискателям студентам при устройству на работу.

 

Текучесть кадров — это одна из болезненных проблем для любой современной компании. В открытом доступе находится достаточно исследований по проблемам текучести [например, 1,2,7]. Общепризнанным считается мнение, что высокая «текучка» очень плохо сказывается на бизнесе. Из-за неё на предприятии не может сформироваться постоянный и организованный коллектив, то есть отношения между сотрудниками всегда находятся на стадии напряжения, снижается производительность труда работников, качество торгового обслуживания и т. д. При знакомстве с различными сайтами по поиску работы, можно заметить, что одни и те же организации размещают те же вакансии тем же специалистам спустя какой-то период времени. Напрашивается логический вывод о том, что недавно принятые сотрудники меняют друг друга с частой периодичностью. Какие причины существуют для возникновения этого, явно негативного, события? И если способы предотвратить его?

Целью данной работы является изучение вопроса о «недобросовестном поведении» работодателей при трудоустройстве работников и предложении рекомендаций студенчеству по трудоустройству.

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:

-          изучить сущность и виды текучести персонала;

-          систематизировать проблемы в связи с которыми происходит увольнение работника;

-          предложить рекомендации по трудоустройству студентов.

Под текучестью персонала понимают движение кадров, с одной стороны по причине неудовлетворенности сотрудника своим рабочим местом, с другой стороны,из-за неудовлетворенности организации каким-то конкретным рабочим.

Выделяют 5 видов текучести: внутриорганизационная (перемещение сотрудников из отдела в отдел на одном предприятии); внешняя (переход сотрудников в другую организацию); физическая (сотрудники, уволившиеся, исходя из личных побуждений); скрытая (сотрудники официально работают в компании, но не участвуют во всевозможных организационных процессах); естественная (прием и выбытие сотрудников, которое не требует особых мер со стороны начальства).

Как явление текучесть на предприятии несет не только отрицательные последствия, но и имеет положительные стороны. Новые кадры по сравнению со «старичками» обычно полны сил, свежих мыслей и новейших идей.

Обзор материалов сайтов поиска работы позволил выделить следующие причины текучести:

-          спешка в подборе кадров наниматель торопился закрыть кем-либо свободное вакантное место; претендент, отчаявшись найти работу по специальности, согласился на предлагаемую ему должность, не вникая в тонкости данной профессии и др.);

-          недостаточная адаптация;

-          неблагоприятные условия труда;

-          неудовлетворённость руководством, личная антипатия между работником и руководителем;

-          отсутствие возможности карьерного роста;

-          увольнение за лидером, приятелем, родственником (переманивание команды и др.).

В данном перечне отсутствует еще одна важная причина текучести, это целенаправленное трудоустройство работника на предприятие на короткий срок (сопоставимый с испытательным сроком), после которого работник будет уволен по каким-либо причинам. При этом работнику заработная плата выплачивается в уменьшенном размере, и объясняется это испытательным сроком. Рассказы друзей, знакомых показывают, что часто такая ситуация наблюдается в магазинах, салонах сотовой связи, кафе, барах, при устройстве на должности оперативных работников: продавцов, кассиров, официантов.

Опросы исследовательского центра портала Работа@Mail.Ru [6] показывают, что количество россиян, которые столкнулись с недобросовестными работодателями, не выполняющими свои договоренности, обсуждаемые на собеседовании, составляет уже 78 %.

В таблице 1 представлены результаты опроса людей на тему: Пытались ли они отстаивать свои права, когда работодатель отказался соблюдать договоренности:

Таблица 1

Последствия конфликтов в случае, когда работодатель отказался соблюдать договорённости при устройстве на работу в 2013–2014 гг., % ответивших

2013

2014

Нет, пришлось смириться и остаться на текущем месте работы

11

11

Нет, я просто уволился

41

43

Да, ругался с работодателем

38

36

Да, обращался в суд

5

9

Другое

7

3

 

В случае конфликтных ситуаций из таблицы 1 мы видим, что большинство наших соотечественников все же не готовы отстаивать свои права. Чуть больше 40 %опрошенных находят выход только в увольнении. Однако есть и такие, кто готов оказать сопротивление нерадивым работодателям: практически каждый третий признался, что ругался с руководством, пытаясь добиться справедливости, а 9 % даже обращались в суд.

Таблица 2

Причины, повлекшие за собой увольнение «новичков» в 2013–2014 гг., в % ответивших

2013

2014

На собеседовании мне предлагали одну зарплату, по факту зарплата оказалась ниже

59

58

При трудоустройстве выяснилось, что зарплату в компании выплачивают с задержками

39

41

Обещали платить зарплату официально («белую»), а платили «в конверте»

29

26

Долго отказывались заключать Трудовой договор или не заключили его вовсе

32

25

Отказались отпускать на больничный

18

14

Уволили сразу после прохождения испытательного срока

15

11

После трудоустройства мне не заплатили зарплату вовсе

11

6

Вынудили платить за обучение, прежде чем приступить к рабочим обязанностям

2

2

Другое

5

10

 

По данным этой таблицы, можно сделать вывод, что для большинства опрошенных ключевым фактором для увольнения послужила недостоверная информация об оплате труда (58–59 %). Минимальное же количество людей уволилось потому, что их заставили платить за обучение (2 %) или по каким-то иным причинам (5–10 %). Все указанные причины прямо нарушают права работника. Таким образом, «недобросовестные работодатели» экономят фонд оплаты труда, другие социальные выплаты.

По данным того же опроса только у трети соискателей возникла тревога или чувство, что работодатель их может обмануть.

Что же необходимо делать, чтобы не попасть в такую ситуацию? Нами сформулированы следующие рекомендации:

-          на стадии собеседования задавать вопросы о деятельности компании, обо всех тонкостях предлагаемой работы, об адаптации на новом месте, о возможности профессионального роста, об обучении, следить за реакцией проводящего собеседования;

-          попроситься встретиться с коллективом (отделом) в котором предстоит работать, поговорить с потенциальными коллегами о предыдущем работнике, и о причинах его увольнения;

-          требовать заключения трудового договора в день приема и письменного указания в нем важных условий оплаты труда, материального стимулирования, социальных льгот, режима работы и других важных для вас положений;

-          не соглашаться на условия оплаты труда «в конверте»;

-          познакомиться с информацией о компании на сайтах трудоустройства, сделать запросы в «чёрных» списках работодателей, поинтересоваться у знакомых, родственников о предполагаемом месте работы.

Исполняя данные требования вы обезопасите себя от «недобросовестных работодателей», и если процесс поиска работы станет немного дольше, вы, по крайней мере, не проработаете месяц–два бесплатно или за символическую плату.

В случае же если все-таки случилась какая-то неприятность, не молчите, обязательно делитесь этой информацией с другими, «выкладывайте» свои отзывы на сайтах компаний, в «черных» списках предприятий. «Недобросовестных работодателей» тоже надо воспитывать.

 

Литература:

 

1.                  Зыкова О. Н. Некоторые аспекты качества торгового обслуживания // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 2. — Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ».

2.                  Мазанкова Т. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии отрасли (торговли) Учебное пособие для бакалаврантов направления «Экономика» и «Торговое дело». — 2-е изд., доп. и перераб. / Т. В. Мазанкова. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. 120 с.

3.                  Сайт Эфсол. URL: http://efsol.ru/ (дата обращения: 2.04.2015).

4.                  Сайт Профессионалы.ру URL:http://professionali.ru/ (дата обращения: 2.04.2015).

5.                  Сайт Национального союза кадровиков URL:http://www.kadrovik.ru/ (дата обращения: 2.04.2015).

6.                  Сайт РАБОТА@MAIL.RU URL:http://rabota.mail.ru/ (дата обращения: 2.04.2015).

7.                  Юрченко Е. С. Проблемы этики в бизнесе // Е. С. Юрченко, О. Ю. Митрофанова // Студенческая весна — 2010. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. Хабаровск, 21 апреля, 2010. — Хабаровск: Амурпринт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle