Библиографическое описание:

Сметанина К. А., Антонов А. Б. Альтруизм в профессии фармацевта // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1527-1530.

Заголовок данной статьи, а точнее сама мысль, заложенная в ней, на первый взгляд, представляется несколько наивной и утопичной в повседневных реалиях нашего циничного времени. Почему? Для того чтобы, ответить на этот вопрос, необходимо для начала дать определение, как альтруизму, так и профессии фармацевта.

Итак, альтруизм как общественное явление. Его корни, пожалуй что, находятся в самой Нагорной проповеди Иисуса Христа. Именно там, Сын Божий призывает творить милостыню втайне, — так, чтобы твоя левая рука не ведала, что делает правая. Ведь альтруизм — это не просто бескорыстие, это жертвенная и активная доброта. А само это понятие ввел в общественные науки родоначальник социологии французский философ Огюст Конт. Он назвал альтруизм «жизнью ради других». Согласно О.Конту, альтруизм противоположен, антономичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат. [ponjatija.ru/node/2090] Сам этот моральный принцип изучается в этике — науке о морали как таковой.

Альтруизм нашёл выражение в деятельности меценатов и благотворителей, особенно на нашей отечественной почве. Более того, русские купцы и промышленники, считали, что делиться с малоимущими не просто можно, но и нужно — “богатство обязывает”. Причина была память детства, память того, из каких слоёв они вышли.

Именно бескорыстие делает альтруизм общественным и духовным явлением. Потому что если ты будешь ожидать добра в ответ на собственное добро, значит, имеешь тайную корысть и являешься ханжой и лицемером. В идеале человек творит добро только по той причине, что иначе поступать не может, он добр по природе и характеру.

Что же касается фармацевта, то это слово греческого происхождения, что в переводе означает «дарующий исцеление и оберегающий от болезней». В античные времена существовали лекари, успешно пытавшиеся лечить людей снадобьями, которые сами же и готовили. И только в тринадцатом веке в Европе произошло разделение труда и обязанностей между фармацевтами и врачами. Поначалу в России знатоков лекарств называли просто аптекарями. В современной короткой трактовке, фармацевт — это «человек, изготавливающий лекарства».

Рис. 1

 

Само определение “дарующий исцеление” содержит в себе альтруистическое начало. В прошлом, когда изготовление лекарств, “снадобий” было так сказать, “штучной, персональной услугой” — и была направлена на “конкретного пациента” — этот процесс был похож действительно на таинство, которое совершалось индивидуально, бескорыстно, с искренним желанием — помочь, исцелить. В настоящее время, роль “аптекаря” выполняет фармпромышленность, которая рассчитана на массового потребителя, и соответственно изменились и цели, и мотивы деятельности. Благородную цель “дарить исцеление человечеству” стали сопровождать такие понятия как прибыль, рентабельность, окупаемость вложенных средств. А это уже к альтруизму отношения не имеет.

И всё же, рассуждая об альтруизме в фармакологии, попытаемся найти и раскрыть позитивные моменты. У некоторых людей сложилось ошибочное мнение о том, что отпускающий все аптечные товары фармацевт — это всего лишь продавец в чистом беленьком халате, ловко достающий красивые и яркие упаковки из множества ящичков и шкафчиков. Но не так всё просто!

Глобальные изменения последнего времени в сфере экономики, здравоохранения, фармации, а также психологии, привели к коренным изменениям взаимоотношений в системе врач — пациент — фармацевт. С одной стороны, врач, не успевая овладеть колоссальным объёмом информации обо всех новых лекарствах, проявляет вынужденный консерватизм в вопросах фармакотерапии. С другой стороны, достаточно грамотный, требовательный к своему здоровью, информированный сведениями о лекарствах и не имеющий лишнего свободного времени пациент всё чаще обращается к фармацевту, минуя врача, тем самым коренным образом меняя роль фармацевта, пациент возлагает на него ответственность за своё самолечение. И пациент, чаще всего, самостоятельно, без консультации врача, направляется в аптеку. И вот тут, может выясниться, способен ли фармацевт проявить не только профессионализм, но и альтруизм. Способен ли он проявить внимание, сочувствие и сопереживание к пациенту, дать грамотную бесплатную консультацию, приободрить, а если надо успокоить пациента, вселить в него надежду на эффективность лечения. Нередко и слово лечит, поэтому важно не только что, но и как сказать. Сможет ли он удержаться от соблазна заработать “премиальные бонусы и баллы”, продавая дорогие, разрекламированные препараты, или предложит альтернативные варианты, доступные по цене и качеству, давая возможность пациенту самому сделать выбор. Если фармацевт, в случае отсутствия препарата в наличии, не просто скажет “нет в наличии”, а попытается помочь найти препарат через справочную службу или другие аптеки, тем самым потратив своё время и сэкономив время и силы пациента, особенно если пациент в возрасте, то это тоже будет своего рода проявлением альтруизма — стремлением помочь людям. Фармацевт, должен уметь оказывать первую медицинскую помощь и при необходимости обязан применять свои навыки не раздумывая.

Таким образом, нельзя говорить о том, что альтруизму в профессии фармацевта совсем не осталось места. Проявление альтруизма зависит от воспитания и самовоспитания человека. Принято считать, что сформировать этические нормы у взрослого человека нельзя. Если некоторые ценности не были привиты человеку семьей и школой, то вряд ли их сможет привить аптека. И если человек обманывает в повседневной жизни, значит, будет делать это и в профессии. Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда работа будет не в тягость, а в радость и в человеке будут проявляться альтруистические качества.

Рис.2

 

Фармацевт — профессия очень гуманная, хотя бурный водоворот ежедневных дел и проблем зачастую не оставляет времени на сопереживание. Но стоит лишь на миг поднять голову и оглянуться вокруг — рядом с нами страдающие люди, которым нужна именно наша помощь!

Этический кодекс фармацевтического работника России гласит — «Основная обязанность фармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых». Если мы — фармацевты, при всех сложностях жизни, будем достойно соблюдать и почитать прописные истины, то не исчезнут из нашей жизни такие человеческие качества как, милосердие, порядочность, самоуважение и альтруизм!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle