Библиографическое описание:

Веселова Г. С. Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» (4 класс) по теме «Зачем творить добро?» // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 20-25.

1.      Цель урока: раскрыть мотивы, побуждающие православных христиан творить добрые поступки во благо людей и во имя Бога.

2.      Задачи урока:

2.1.            Обучающие (формирование предметных умений):

- знакомство и закрепление основных понятий христианской морали о добре и зле, понимание их значения;

- формирование представления о мотивах совершения добрых дел православными христианами;

- актуализация собственного опыта и выявление признаков, отличающих и объединяющих мотивы доброделания православных христиан и личные мотивы.

2.2.            Развивающие (формирование метапредметных умений):

Познавательные умения:

- развитие умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, развитие критического мышления.

Коммуникативные умения:

- готовность слушать учителя и одноклассников и вести с ними диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные умения:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение понимать учебную задачу, в соответствии с ней планировать действия;

-внесение соответствующих корректив в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

-понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

2.3.            Воспитательные задачи (формирование личностных умений):

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах Православия;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- формирование мотивации к изучению предмета.

3.      Тип урока: урок открытия новых знаний.


4.      Текст методической разработки урока (технологическая карта):

Действия учителя

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

 

1.       Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель этапа: мотивировать учащихся на осознанный переход в пространство учебной деятельности.

2.       Актуализация знаний, мотивация.

Цель этапа: организовать подготовку учащихся к открытию нового знания.

 

Учитель мотивирует учащихся на изучение нового материала, побуждает к определению темы урока в сотрудничестве с обучающимися, организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).

 

Учитель: Мы продолжаем изучать мир Православия.

Тему сегодняшнего урока вы определите сами, посмотрев

инсценировку сказки Л.Н. Толстого, которую подготовили ваши одноклассники.

Учитель задает вопрос:

- О чем была сказка? Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Инсценируют сказку 3 ученика (Автор, Белка, Волк)

 

Учащиеся обдумывают ответы, высказывают предположения:

- Сказка была о добре и зле.

 

Развитие личностно- познавательных умений, коммуникационных умений.

Умение слушать, комментировать, критически оценивать выступление одноклассников.

 

3.       Постановка цели и учебной задачи.

Цель этапа: обеспечение мотивации приема цели, определить в коммуникативной форме действий, их последовательность и инструменты реализации поставленной цели урока.

Учитель: Верно, ребята! Тема нашего разговора – ДОБРО и ЗЛО.

- Почему люди творят добро? Что заставляет вас совершать добрые дела?

– Как на этот вопрос отвечают христиане?

-Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Зачем творить добро?» с позиции православного христианина.

Учитель предлагает записать тему урока.

- Наша работа совместная работа будет проходить по плану.

Учитель озвучивает план совместных действий на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь.

 Учащиеся внимательно слушают учителя и обдумывают предстоящую работу на уроке.

Учащиеся с помощью учителя предлагают действия для реализации учебной задачи.

 

 

 

 

 

Регулятивные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и выбрать план учебных действий, направленных на реализацию поставленных задач.

План:

1.Определить значение понятия «добро»?

2.Определить значение понятия «зло»?

3. Выяснить, причины, которые побуждают православных христиан совершать добрые поступки.

 

4.       Физкультминутка.

Цель этапа: организовать психологический комфорт и создать условия здоровьесбережения на уроке.

 

5.       Решение учебной задачи. Открытие нового знания

Цель этапа: организовать групповую работу учащихся для освоения новых знаний

 

Учитель, обращаясь к плану, задает вопросы:

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Что поможет определить правильность ваших предположений?

- На данном этапе мы будем работать в группах. Выберите старшего в каждой группе.

 С целью получения правильных ответов на вопросы учитель организует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся с различными источниками

информации.

Учитель: Обратимся к плану: «Что побуждает православных христиан совершать добрые поступки?»

Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника. Откройте учебники на странице 68, прочитайте 1 и 2 абзацы и запишите ответы в таблицу.

 

Учитель создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, умений анализировать и оценивать успешность деятельности товарищей.

 

Учитель:

 В августе 2000 г. к лику святых был причислен последний российский император Николай II, его супруга Александра и дети: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. Жизнь царской семьи строилась на соблюдении Православных заповедей, вере, добре и любви.

Какие добрые дела совершали члены царской семьи, вы узнаете из рассказа вашего одноклассника. После чего вам предстоит выполнить нестандартное задание-

закончить предложения:

- Оказывается…

-Я не знал, что…..

- Мне было известно, что…..

- Я хотел бы узнать подробнее…

Дети размышляют, обдумывают и отвечают на поставленные вопросы.

- Словарь, учебник, Интернет.

Учащиеся обсуждают, выбирают старшего в группе.

 

Дети работают в группах: находят в словарях Ожегова, Даля, Сети Интернет («Википедия») и учебнике определение понятия «добро», «зло», обсуждают предложенные определения, выбирают оптимальный вариант, который фиксируется вербально и записывается в тетради.

Учащиеся в группах читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Ответы записываются в таблицу

Озвучивают ответы, оценивают правильность выполнения заданий, сравнивают с таблицей на слайде.

 

Учащиеся слушают рассказ, заранее подготовленный одноклассником о православных традициях в семье российского императора Николая II.

 

Учащиеся на основе прослушанного рассказа о традициях царской семьи высказывания по заданию учителя.

 

 

 

 

Коммуникативные: усвоение норм работы в группе, умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Познавательные: сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме, переработка и преобразование информации из одной формы в другую (таблица).

Регулятивные: умение правильно оценивать результаты выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение работать с различными источниками информации.

Личностные: саморегуляция, формирование нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Регулятивные: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности товарищей.

 Личностные: нравственно-этическое оценивание через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведения.

Коммуникативные:

умение осознанно воспринимать текст, строить речевые высказывания.

Познавательные: развитие логического и образного мышления, формирование познавательного интереса.

 

6.       Первичное закрепление и применение нового знания с комментированием.

Цель этапа: организовать групповое выполнение заданий с применением новых понятий, обеспечить выполнение повышенного уровня осмысления изучаемого материала в знакомых и измененных ситуациях.

 

Учитель предлагает выполнить ряд учебных заданий, призванных обеспечить в ходе выполнения повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания нового знания.

Игра «Составь пословицу».

(нестандартное задание)

-Объясните, как вы понимаете смысл составленных пословиц?

Выполняют в группах задания с последующим комментированием.

Учащиеся выполняют задания в измененной ситуации, составляют пословицы и осуществляют проверку путем сравнения с эталоном.

Учащиеся обдумывают, размышляют и объясняют смысл пословиц.

Коммуникативные:

умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание, соблюдая нормы построения текста.

Познавательные: умение структурировать знания, выделять нужную информацию.

 

2. Составление кластера «Добро» и «Зло».

Учитель поддерживает интерес учащихся к изучению темы с помощью вовлечения их в активную деятельность, организует учебное взаимодействие учеников группы и последующее обсуждение выполненных заданий.

Учащиеся выполняют задание, объясняют выбор слов, связанных с ключевыми словами кластера, дополняют своими понятиями, объясняя дополнения.

Систематизация имеющихся знаний по теме урока, построение логической цепочки рассуждений, рефлексия способов и условий действий.

 

7.       Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель этапа: организовать индивидуальную работу для установления правильности и осознанности усвоения изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

 

Учитель мотивирует учащихся на выполнение теста по проверке понимания и усвоения нового знания.

 Тест «Зачем творить добро?»

 

 

 

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, вносят соответствующие коррективы на основе оценки и учета характера ошибок.

Познавательные: осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия вопросов теста.

Регулятивные: понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

 

Давайте сравним, каких поступков: добрых или недобрых было в вашей жизни больше?

Игра «Весы».

 

Дети кратко описывают различные ситуации из личного опыта и выкладывают камешки или гирьки на соответствующую чашу весов.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

 

8.       Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных моральных норм.

Цель этапа: выявить границы применимости нового знания, проверка правильности и осознанности новых знаний.

 

Учитель организует фронтальную работу с классом, показывает обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их повседневной жизни.

Учитель: Есть еще одна пословица: «Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется».

Давайте проверим, верна ли она.

Игра «Свеча».

Учащиеся отвечают на вопрос.

-Если делать ближним добрые дела, то они обязательно к тебе вернутся.

Эмоционально настраиваются на игру, передают по рядам зажженную свечу с различными добрыми пожеланиями друг другу.

Личностные: эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на игровую ситуацию, нравственно- этическая ориентация.

 

9.       Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, и границ применения нового знания, качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.

 

 Учитель просит вспомнить о цели урока и о результатах ее выполнения, и с этой целью задает вопросы: «что такое добро?», «что такое зло?», «зачем творить добро?» с точки зрения христиан.

Учитель.

Отметьте в оценочном листе ваши впечатления об уроке.

Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке, отмечает самых активных.

 

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Отвечают на вопросы о личностных результатах по итогам урока в карте рефлексии.

 

Учащиеся высказывают мнения, «что такое добро?», «что такое зло?», «зачем творить добро?» с точки зрения христиан.

Дети выражают одобрение аплодисментами.

Регулятивные умения:

умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности, умение осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

 

 

10.    Домашнее задание с элементами выбора.

Цель этапа: наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки (дифференцированное творческое домашнее задание с элементами выбора).

 

Учитель предлагает на выбор выполнить домашнее задание:

1.       Написать мини-сочинение «Что меня побуждает творить добро?» или «Почему я делаю добро».

2.       Подобрать пословицы, поговорки и загадки о добре и зле.

3.       Расскажите своим родным, о чем мы сегодня говорили.

Учащиеся внимательно изучают все виды домашнего задания, осуществляют выбор и записывают в дневник.

 

 

 

Литература:

1.      Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. – М., 2007.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Любое изд.

3.      Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: «Просвещение», 2004.

4.      Священник Алексий Мороз, педагог Берсенева Т.А. Добрые уроки - наставления. /Учебное пособие "Основые православной культуры" 4-5 кл. Изд. 2-е). – С-Пб: Сатис, 2013.

5.      УМК: Кураев А. В, Основы православной культуры.4 класс. - М.: Просвещение, 2012.- С. 96.

6.      Этическое образование: сценарии игр и занятий для дошкольников: методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2002

Похожие статьи

Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников