Библиографическое описание:

Лахотюк Л. А., Михайлова О. В. Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1109-1112.

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные задания для различных этапов развития критического мышления на занятиях по английскому языку на примере темы «Культура. Национальный характер» в техническом вузе.

Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная компетенция, развивающее обучение, технология развития критического мышления, алгоритм действий, вызов-осмысление-рефлексия.

The article analyses the use of new educational technologies caused by the change in the mode of perception and realization of meaning in the modern world. It considers the concept of “critical thinking” and presents particular tasks for the theme “Culture. National character” at different stages of the process of critical thinking development in a foreign language classroom in a technical university.

Keywords: competence approach, foreign language competence, development of critical thinking technology, algorithms of actions, developing education, evocation — realization of meaning — reflection.

 

Модернизация системы высшего профессионального образования в России, обусловленная социально-экономическими и инновационно-технологическими процессами в обществе, ориентирована на подготовку специалистов, способных для обеспечения успешной деятельности в определенной области реализовать накопленный потенциал, включающий как знания, умения, опыт, так и личные качества. Это потребовало перехода образования со «знаниевой парадигмы» на «компетентностную». Смена парадигм обусловлена не только внешними социально-экономическими изменениями в обществе, но также сменой формы восприятия и осознания информации нашими студентами. По мнению М. Г. Делягина, «информационные технологии, ускоряя технологический прогресс, ускоряют и усложняют процессы сознания, которое вынуждено приспосабливаться к технологическому ускорению. Тем самым они открывают новое направление собственного развития — ментальную эволюцию» [1, с. 38].

Последние исследования в области нейробиологии и социальной психологии доказали, что внешние факторы влияют на изменение структуры коры головного мозга, и, соответственно, наши студенты, являющиеся так называемыми «digital natives”, т. е. людьми, родившимися и выросшими в век цифровых технологий, действительно, мыслят по-другому.

Как утверждает M. Маклюэн, «развитие электронных средств в коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» (цит. по: [3, с.3]. Линейные мыслительные процессы, доминирующие в системе образования, находятся в диссонансе с когнитивными навыками наших студентов, для которых характерно так называемое «клиповое мышление», выработанное компьютерными играми и «блужданием» по Интернету. Клиповое сознание, присущее современным студентам, имеет как свои преимущества: (возросшая способность к многозадачности, параллельности, прочтение визуальных знаков и создание образов), так и недостатки: (ослабление памяти, внимания, ухудшение способности анализировать, вызванной огромным количеством разнообразной и противоречивой информации).

Задача преподавателя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы найти баланс между использованием ярких, образных и динамичных форм подачи материала, близких и понятных современному поколению и необходимостью развивать рефлексию и критическое мышление.

Технология развития критического мышления (РКМ) получила достаточно широкое освещение, как в зарубежной, так и отечественной методической литературе. Ретроспектива развития педагогической мысли показывает, что еще Л. С. Выготский в своей теории осмысленного обучения говорил о необходимости критического мышления, но только в 90-ых годах XX века американские ученые Курт Мередит, Чарльз Темпл и Дженни Стил разработали теорию РКМЧП — Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо. Их заслугой является тот факт, что они не только определили содержание КМ в виде набора мыслительных умений и навыков (thinking skills), но и разработали определенный алгоритм действий, направленный на формирование критического мышления. До сих пор нет универсального определения КМ. Ряд авторов полагает, что человек с критическим мышлением — это человек, не подвластный авторитетному мнению, ведущий внутренний монолог, мыслящий самостоятельно. По мнению И. В. Муштавинской, критическое мышление — это «открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [2]. Нам также близко определение, данное Д. Халперн: «Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач» [5, c.18], так как, на наш взгляд, оно охватывает основные аспекты критического мышления, такие как рефлексия, анализ, активность, а также тот факт, что КМ является умением, которое можно развивать с помощью специально организованного обучения. Наряду с другими учебными дисциплинами формирование и развитие данной компетенции обеспечивается также на занятиях по иностранному языку в высшей школе.

Охватывая разнообразные методы и приемы проблемного и развивающего обучения, технология развития критического мышления наиболее ярко проявляется при работе с информацией в процессе чтения и письма [4]. Основными этапами учебного процесса, основанного на данной технологии, являются вызов, осмысление и рефлексия. Главной целью стадии вызова является актуализация личного опыта и багажа знаний студентов по рассматриваемой проблеме, стимулирование интереса к теме, а также формулирование задач изучения учебного материала. Стадия осмысления предполагает введение и личностное присвоение новой информации. Стадия рефлексии связана с анализом и творческой переработкой полученных знаний.

Рассмотрим, как работает данная технология на занятиях по английскому языку при изучении темы «Языки и культуры. Национальный характер» студентами II-го курса Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Рассмотрение данной темы на стадии вызова инициируется постановкой проблемных вопросов типа Do you think that if you want to learn and use English successfully, you will have to learn British and American cultures? Whyorwhynot? Диапазон высказанных мнений был широк: от полного согласия до обоснованного и достаточно аргументированного несогласия. Дальнейшее обсуждение вопроса неизбежно приводит к необходимости дать определение понятия «культура». Для этой цели целесообразно использовать прием «кластер». В схему кластера с ключевым понятием «культура» записываются все ассоциации с этим словом, включая литературу, музыку, архитектуру, традиции, т. е. компоненты понятия «Культура с большой буквы». Задавая наводящие вопросы, преподаватель подводит студентов к осознанию многослойности культуры и факторов, формирующих ее, и через понятие «поведенческая культура» поднимается проблема национального характера. С целью активизации лексического материала и стимулирования мотивации к изучаемой теме студентам предлагается соотнести различные национальности c поведенческими характеристиками из списка, составленного на основе раздела “How the Russians see other nations” из книги британского автора Элизабет Робертс “Xenophobe's guide to the Russians” [6]. В рамках данной учебной задачи студентов мотивируют на использование определенных грамматических конструкций (The British/ Americans/ the French/ the Poles, etc are considered to be/have/; are thought to be/have; are reputed to be/have; are regarded as, are characterized as, tend to be, are more inclined to be), т. е. «затренировывается» не только лексический, но и грамматический материал.

Этап осмысления предполагает фронтальную, групповую и индивидуальную работу с аутентичными печатными и аудио-материалами с использованием таких приемов как: «инсерт» (чтение текста с пометками), «тонкие/толстые вопросы», «концептуальная таблица», которые позволяют систематизировать изучаемый материал.

Этап рефлексии может быть организован разными способами: «синквейн», «кубик», «свободное письмо». Студентам было предложено написать синквейн по любой из обсуждаемых национальностей. Синквейн — это пятистрочное стихотворение, имеющее строго определенную структуру: 1 строка — тема одним словом (существительное); 2 строка — описание темы (два прилагательных); 3 строка — описание действия (3 глагола); 4 строка — фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме; 5 строка — синоним из одного слова, который повторяет суть темы. В качестве примера приведем ответы некоторых студентов:

AnAmerican

Enterprising, race-conscious

Dominates, invents, makes money.

The American dream rules the world.

An innovator.

A British man.

Class-conscious, reserved.

Avoids confrontation, keeps a stiff upper lip, follows traditions

My home is my castle

A conservative.

Как инструмент для рефлексии синквейн (наряду с другими стратегиями РКМ) может стать опорой для устного монологического высказывания и разных видов творческих письменных работ. На заключительном этапе по теме «Языки и культуры» студенты пишут эссе по одной из предложенных тем: «Русские: какие мы?», «Национальный характер, отраженный в фольклоре», «Национальный характер, отраженный в языке», «Россиянин глазами американца / англичанина». Последняя тема предполагает рассмотрение национальных черт характера, которые могут быть привлекательными для человека другого менталитета, или вызывать раздражение.

Развитию письма как виду РД следует, на наш взгляд, уделять больше внимания, (особенно в век чатов и смс), так как именно процесс письма способствует активизации внутренних связей всех анализаторных систем: зрительной, речемоторной, слуховой и двигательной. Было научно доказано, что предложение, сформулированное самостоятельно, запоминается в 7 раз быстрее и удерживается в памяти дольше, чем репродуцированное. Письменные задания должны стимулировать студентов использовать стратегии критического мышления, заставлять размышлять, анализировать, оценивать и, что очень важно, учиться выстраивать письменный текст логично и последовательно. С целью повышения мотивации студентов к выполнению письменных заданий, которые требуют усидчивости и самостоятельности мышления, преподаватель должен уметь «обманывать» «digital natives”, ставя вопрос так, чтобы ища ответ в “Google” они провели настоящее исследование. Наш опыт показывает, что чем труднее, казалось бы, задание, чем больше творческих способностей оно требует, тем лучше студенты его выполняют.

Эффективности овладения иноязычными компетенциями способствует эмоциональная включенность студентов в учебный процесс, что достигается использованием песен, фильмов и игровых приемов, которые повышают мотивацию и снижают утомляемость. Чем больше чувств задействовано при восприятии информации, тем больше шанс удержать ее в долговременной памяти. В своих творческих работах студенты активно использовали идеи и фразы из прослушанных на занятиях песен Стинга “Englishman in New York” (be yourself; «Manners maketh man»; a legal alien; be rare in the society; confront enemies; no matter what they say) и “Russians” (subscribe to this point of view; regardless of ideology; monopoly in common sense). Блок занятий по данной теме завершается дебатами по проблеме «Globalisation. What is it: breaking national identity or becoming a citizen of the world?», которые позволили студентам продемонстрировать усвоенные лексико-грамматические конструкции и навыки выстраивания логичного и аргументированного дискурса. На наш взгляд, дебаты в наибольшей степени способствуют формированию критического мышления, так как предусматривают наличие таких умений как: способность воспринимать и понимать точку зрения, отличную от собственной; умение отстаивать свою позицию или менять ее под влиянием неопровержимых аргументов; видение ситуации в глобальном контексте с учетом причинно-следственных отношений, что и составляет суть критического мышления.

Опыт организации учебного процесса по английскому языку с использованием алгоритма действий, предусмотренных технологией развития КМ позволяет утверждать, что она способствует развитию, как иноязычной компетенции, так и самостоятельности и активности мышления студентов.

 

Литература:

 

1.      Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / под ред. М. Г. Делягина. М.: Инфра-М, 2000. 342 с.

2.      Муштавинская И. В. Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012г.) — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 19–24 [Электронный ресурс]. URL: http://tech-lyceum.ru/3/ttt.htm (дата обращения: 10.11.2014)

3.      Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 20.01.2015)

4.      Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2244/ (дата обращения: 10.11.2014)

5.      Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. 512 с.

6.      Roberts E. Xenophobe’s guide to the Russians. Ravette books, London, 1993. 64 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle