Библиографическое описание:

Кузнецова О. П., Юмаев Е. А. Целеполагание и управление рисками социально-экономического развития в муниципальных образованиях // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 644-646.

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса в наиболее сложном положении в Российской Федерации оказались муниципальные образования, представляющие собой «первичный» уровень управления. Это повышает актуальность поиска эффективных мер ускорения экономического развития, к числу которых могут быть отнесены целеполагание при разработке программ стратегического развития и управление рисками социально-экономического развития муниципальных образований, рассматриваемые в настоящей статье.

Ключевые слова: целеполагание, управление рисками, социально-экономическое развитие, муниципальное образование

 

В Российской Федерации не теряют актуальности дискуссии о дальнейшем совершенствовании модели местного самоуправления и поиск возможностей повышения эффективности управления муниципальными образованиями. Некоторые важные вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.

Целеполагание является важным аспектом процесса разработки программ стратегического развития муниципальных образований. Это один из самых сложных этапов разработки стратегии, он обеспечивает базу процесса стратегирования. Целеполагание подразумевает выявление приоритетов развития муниципального образования и разработку системы целей, их структуризацию, ранжирование [4, С. 121].

К числу ключевых моментов процесса целеполагания относятся: формулирование видения, миссии муниципального образования, формализация стратегической цели и задач (философия развития) [2, С. 17–23].

Центральным элементом целеполагания является стратегическая цель развития (система стратегических целей при разработке стратегий бывает очень редко). Стратегическая цель представляет собой связующее звено между существующими неразрывно задачами развития и миссией муниципального образования [2, С. 17–23].

Стратегическая цель должна соотноситься с миссией муниципального образования, служащей отправной точкой стратегического планирования. Миссия представляет собой один из этапов целеполагания, при осуществлении которого акцентируется своеобразие каждого муниципалитета.

Миссия — это основная цель, смысл существования объекта [5].

Миссию, указанную в стратегии развития любого муниципального образования, называют его визитной карточкой. Разработка миссии представляет собой очень тонкую, ответственную работу, уровень выполнения которой определяет имидж, особенности позиционирования территории, ее развитие в будущем. Большинство российских муниципалитетов в стратегических программах определяет не миссию, а всего лишь главную цель.

Миссия нередко соединяется со стратегическим видением и целями, как следствие эксперты не проводят четкой границы между ними. Видение является образом объекта в будущем, включающим способ достижения результата [5]. Стратегии передовых промышленно развитых стран редко формулируют миссию муниципалитетов, сосредотачиваясь на генеральной цели. Реалии таковы, что миссия нередко связывается непосредственно с брендом муниципального образования, что неправильно, поскольку эти категории дополняют друг друга. Ключевым различием видения и миссии является то, что первое есть образ будущего, а миссия отражает, как именно достигается видение. Практика показывает, что первоочередным является формулирование видения, и лишь во вторую очередь определяется миссия [2, С. 17–23].

На данном уровне экономического развития все сильнее обращает на себя внимание требование управления рисками социально-экономического развития муниципального образования. Оценку уровня риска в указанном случае весьма трудно реализовать исходя из того, что нет в наличии адекватного инструментария. Риск представляет собой возможность не получения желаемого результата в перспективе [1, С. 8]. Он может быть спрогнозирован, но итоговая оценка будет иметь ряд допущений. Оценивая воздействие влияния органов власти местного самоуправления на управление рисками, необходимо отметить, что принимаемые решения должны носить актуальный характер, поскольку это непосредственно соотносится с произведенными затратами и полученными результатами. При данных условиях цена управленческой ошибки в совокупных масштабах территории велика и может характеризоваться непоправимыми последствиями.

Управление рисками развития муниципального образования может быть определено как совокупность способов работы органов государственной власти и местного самоуправления, способных выдать положительный результат (экономический, финансовый, социальный и т. п.) при наличии неопределенности в условиях деятельности, а также прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий [6, С. 56–57]. Технология управления рисками включает следующие элементы: выбор стратегии развития территории, систему идентификации и отслеживания рисков, механизм защиты от рисков.

Определять стратегию развития муниципальное образование должно с опорой на исследование внешней среды и рисков, ассоциированных с вероятными сценариями изменения условий внешней среды. Система выявления рисков должна содержать в себе механизмы идентификации риска, методы оценки риска, систему мониторинга риска. Комплексная защита от риска формируется из оперативного регулирования риска и способов его минимизации. Под оперативным регулированием риска следует понимать слежение за критическими показателями и приятие с учетом выявленных тенденций оперативных решений.

К числу субъектов управления рисками относят:

-        руководителей местной администрации, ответственных за тактику и стратегию локального развития, рост качества жизни населения, опосредованный допустимым уровнем риска;

-        подразделения местной администрации, наделенные правом принимать управленческие решения в пределах своих полномочий; они реализуют указанные полномочия с учетом определенных степеней рисков;

-        аналитические подразделения, ответственные за подготовку информации для принятия управленческого решения о нивелировании или учете различных видов риска;

-        юридические службы, ответственные за управление правовыми рисками.

С целью установления степени риска применяют качественный и количественный анализ [6, С. 56–57]. Качественным является анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых различными факторами; имеет четкий перечень факторов, специфичных каждому направлению деятельности. Количественный анализ численно определяет степень риска и дает оценку вероятности нарастания/снижения риска в перспективе. При количественном анализе принято выделять посредством отдельных методов несколько блоков: определение критериев оценки уровня риска, допустимого уровня отдельного вида риска; реальной степени риска

Анализу должны быть подвержены важные группы факторов риска [7, С. 128]:

1)      снижение уровня и темпов развития муниципальных образований;

2)      низкий уровень результативности;

3)      негативные экономические, политические, экологические и другие тренды внешней среды;

4)      несоответствие сложившегося потенциала необходимым темпам развития.

В процессе управления рисками, угрожающими развитию муниципальных образований, необходимо нахождение оптимального соотношения между собственно риском и эффективностью проекта (мероприятия) [7, C. 128].

Расширение использования инструментов управления рисками развития муниципальных образований имеет на нынешнем этапе экономического развития один значимый недостаток: отсутствие квалифицированного кадрового состава, способного оценить рисковую ситуацию и ее последствия, предложить возможные варианты выхода из трудной ситуации, разработать и реализовать соответствующие решения. В связи с этим в качестве возможного варианта может быть названо создание группы экспертов в рамках межмуниципального сотрудничества или формирование такой группы экспертов на региональном уровне при условии управления рисками на финансово слабой территории [6, С. 60].

На уровне отдельных регионов риски развития муниципальных образований возрастают при наблюдаемой повсеместно тенденции расширения асимметрии в уровне социально-экономического развитии. В границах одного региона различие между муниципалитетами может быть очень значительным. Во всех регионах существуют свои внутренние «полюса роста» (представленные, как правило, одним типом муниципальных образований — городскими округами), концентрирующие все виды ресурсов. В условиях расслоения социально-экономического пространства региона могут быть выделены следующие вероятные типы муниципальной социально-экономической политики [3, С. 17–18]:

а)     стимулирующая, — использует все имеющиеся у муниципальной власти ресурсы с целью ускорения экономического развития посредством прямого поощрения новых видов деятельности, экономических отношений и/или свертывания неэффективных старых, развития инфраструктуры, информационной политики и активного привлечения инвестиций;

б)     адаптирующая муниципальная политика связана с получением дотаций, льгот от регионального и иных бюджетов для выполнения первоочередных обязательств перед населением своей территории;

в)     компенсирующая муниципальная политика направлена на адаптацию более подвижных и управляемых «частей» муниципального развития к инерционным, менее управляемым; неразрывно связана с получением дотаций, льгот от бюджетов различных уровней с целью перехода к новому типу производства, нацеленному на развитие.

Таким образом, социально-экономическое развитие муниципального образования может быть определено как комплексный процесс изменений в экономике и социальной сфере, ориентированный на повышение качества жизни населения. Территориальный анализ позволяет выявить наиболее проблемные направления, требующие принятия мер, направленных на обеспечение устойчивого развития, вырабатывать предложения по увеличению инвестиционной привлекательности конкретной территории.

 

Литература:

 

1.      Банковские риски: учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцевой. М.: КНОРУС, 2008.

2.      Евдокимов Н. Н., Малютина А. А. Формулирование миссий в практике разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 115.

3.      Колмакова Е. М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331).

4.      Королева Е. Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические аспекты: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2006.

5.      Миссия организации [Электронный ресурс]. Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миссия_организации (дата обращения 25.11.2014)

6.      Овчинникова О. П., Лукашов В. В. Управление рисками социально-экономического развития муниципальных образований // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 3 (11).

7.      Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: моногр. / под ред. В. И. Терехина. М.: ИНФРА-М, 2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle