Библиографическое описание:

Салынцев Ю. А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 700-703.

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения местного бюджета.

Ключевые слова:бюджет, оценка эффективности, уровень жизни, методика, расходы бюджета, доходы.

 

Одним из важнейших принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности пользования бюджетных средств. Особую актуальность он приобретает в настоящее время, когда на практике происходит расширение самостоятельности бюджетов муниципальных образований, повышение их роли в решении социально — экономических задач регионов, модернизации и реструктуризации экономики, обеспечении достаточного уровня жизни людей. В настоящее время рост расходных полномочий на местном уровне не обеспечивается соответствующим увеличением источников финансирования; актуализируется задача повышения эффективности управления их доходами и расходами.

Как показывает практика, лучших результатов добиваются те муниципальные образования, где администрации удается обеспечить единство финансовой, промышленной и социальной политики, выбрать оптимальные методы повышения эффективности управления собственностью и финансами, организовать взаимодействие с предпринимателями и другими активными слоями населения для повышения качества жизни населения.

Каждый регион, каждое муниципальное образование по-своему уникально. Различны возможные масштабы преобразований, имеющиеся ресурсы и ключевые сферы экономики.

При оценке степени эффективности управления муниципальными финансами и собственностью необходимо исходить из целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Поскольку основной целью деятельности органов управления муниципальными образованиями является удовлетворение коллективных интересов населения, проживающего на данной территории, и обеспечение его основных, жизненных потребностей, нельзя прямо использовать обычные рыночные оценки (доходность, прибыльность и т. д.). В данном случае необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, насколько в результате реализации принятых управленческих решений возросло качество жизни населения, насколько динамично развивается муниципальное образование.

Как показывает практика, наиболее эффективны те управленческие решения муниципальных руководителей, при разработке и обосновании которых они осуществляются с трех точек зрения. Они должны отражать, прежде всего:

-        размеры получаемого дохода;

-        возможность получения общественной пользы (например — снижение детской преступности в результате строительства сети детских клубов, рост продолжительности жизни при улучшении финансирования системы здравоохранения);

-        рациональную экономию бюджетных средств.

Динамика изменения качества жизни населения является одним из индикаторов эффективности управления территорией. Вопрос определения адекватных индикаторов качества жизни, отражающих социальное развитие территории, является крайне важным. Индикативные показатели призваны не столько объективно отражать развитие системы, сколько определять вектор воздействия на нее. В основу оценки эффективности муниципальных финансов предлагается взять методику оценки, предполагающую использование матричного подхода к оценке эффективности социально-экономического развития территорий через рассмотрение интегральных показателей качества жизни как индикаторов целей развития муниципального и приведенных показателей бюджетных расходов как индикаторов средств, расходуемых для достижения этих показателей. Данная методика позволяет использовать графическое представление в двумерной системе координат, по оси абсцисс в данном случае предлагается откладывать приведенный показатель расходов бюджета территории на душу населения, по оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие. При этом угол, образующийся между продолжением линии вектора и осью абсцисс, является аналитически значимым. Тангенс данного угла показывает баланс между динамикой вложенных средств на развитие того или иного направления экономической деятельности и динамикой отдачи от этих вложений, то есть социального развития данного направления. В таблице 1 приведены значения углов, их тангенсов и соответствующие им экономические оценки эффективности бюджетной политики.

Таблица 1

Эффективность бюджетной политики по тангенсу угла

Угол α, в градусах

tg α

Расходы бюджета

Социальное развитие

Экономическое содержание

[0;45); [180;225)

[0;1)

↑; ↓*

↑; ↓

Изменения в расходах больше, чем в социальном развитии; изменения однонаправлены

 

 

(45;90); (225;270)

(1;∞)

↑; ↓

↑; ↓

Изменения в социальном развитии больше, чем в расходах; изменения однонаправлены

(90;135); (270;315)

(-∞;-1)

↓; ↑

↑; ↓

Изменения в социальном развитии больше, чем в расходах; изменения разнонаправлены

(135;180]; (315;360]

(-1;0]

↓; ↑

↑; ↓

Изменения в расходах больше, чем в социальном развитии; изменения разнонаправлены

45; 225

1

↑; ↓

↑; ↓

Изменения сбалансированы и однонаправлены

135; 315

-1

↓; ↑

↑; ↓

Изменения сбалансированы, но разнонаправлены

0; 180; 360

0

↑; ↓; ↑

const

Расходы изменяются, социальное развитие остается без изменении

 

*Примечание: ↑ — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития возросли; ↓ — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития снизились; const — постоянная величина.

В соответствии с указанным подходом для оценки влияния расходов бюджета на социальное развитие целесообразно на первом этапе проанализировать показатели качества жизни населения по следующим направлениям:

Уровень жизни

Уровень развития физкультуры и спорта

Качество образования

Уровень развития культурной сферы

Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства

Интегральный показатель качества жизни

На втором этапе необходимо проанализировать показатели расходов бюджетов муниципального образования. Для этого необходимо рассчитать абсолютные показатели расходов бюджета на душу населения за соответствующие периоды, а затем преобразовать их в относительные показатели:

1)      Общегосударственные вопросы

2)      Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3)      Национальная экономика

4)      Жилищно-коммунальное хозяйство

5)      Образование

6)      Культура, кинематография и средства массовой информации

7)      Здравоохранение, физическая культура и спорт

8)      Социальная политика

9)      Всего расходов

Помимо анализа влияния общей величины расходов бюджета на интегральный показатель качества жизни населения возможно проанализировать влияние отдельных направлений бюджетных расходов на социальное развитие этих направлений. Целесообразно проведение анализа по следующим направлениям:

-        здравоохранение;

-        физкультура и спорт;

-        образование;

-        культура;

-        жилищно-коммунальное хозяйство.

Осуществив вышеуказанные расчеты в целом по расходам и по отдельным направлениям расходов, будут получены результаты по следующим направлениям:

-        Интегральный показатель качества жизни

-        Расходы бюджета

-        Уровень развития физкультуры и спорта

-        Расходы бюджета на физическую культуру и спорт

-        Качество образования

-        Расходы бюджета на образование

-        Уровень развития культурной сферы

-        Расходы бюджета на культуру

-        Состояние сферы ЖКХ

-        Расходы бюджета на ЖКХ

Совокупность полученных результатов можно будет отображать графически в виде соотношения «Качество жизни / Расходы бюджета».

Аналогичные результаты можно получить на основе анализа тангенсов углов, образуемых продолжением полученных в графиках векторов развития с осью абсцисс.

tg α = ∆ Социальное развитие / ∆ Расходы бюджета                                               (1)

где tg α — тангенс угла, образуемого продолжением вектора развития с осью абсцисс;

∆ Социальное развитие — разница между значениями интегрального показателя качества жизни за рассматриваемые периоды;

∆ Расходы бюджета — разница между значениями приведенного показателя расходов бюджета на душу населения за рассматриваемые периоды.

Представляется, что такой подход к оценке эффективности бюджетной политики будет способствовать наилучшему отражению критерия эффективности как степени достижения социально-экономических целей муниципального образования при минимизации объема средств.

Таким образом, предлагается проводить оценку эффективности финансов муниципального образования по вышеуказанной методике, в графическом представлении которой на оси абсцисс в данном случае предлагается откладывать приведенный показатель расходов бюджета территории на душу населения, на оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие.

 

Литература:

 

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

2.      Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 2003;

3.      Алъвианская Н. В. Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования // Финансы. 2011. № 9.

4.      Зайцева М. О социально-экономической эффективности управления муниципальными финансами // Самоуправление. 2012. № 6–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle