Библиографическое описание:

Афанасьева В. Г. Моделирование развития региональной транспортно-логистической системы // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 514-518.

Региональные транспортно-логистические системы отличаются структурной и организационной сложностью. Моделирование РТЛС позволяет с достаточной точностью описать реальную систему, что позволяет конкретизировать и усовершенствовать транспортно-логистические системы. В статье предпринимается попытка построения концептуальной модели РТЛС.

Ключевые слова: региональная экономика, региональная транспортно-логистическая система, моделирование, логистика.

 

Региональные транспортно-логистические системы (РТЛС) отличаются структурной и организационной сложностью, неоднозначностью в практических решениях. В условиях высокой степени неопределенности внешней среды, определенных нюансов по формированию каналов продвижения товаров и услуг, необходимости формирования и учета множества, взаимосвязанных и взаимовлияющих факторов, определяющих направление работы РТЛС, по нашему мнению, лучшим подходом является системная динамика и имитационное моделирование.

Имитационное моделирование еще называют ситуационным моделированием. Это метод, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. С помощью имитационного моделирования возможно постижение сути, не прибегая к экспериментам на реальном объекте.

Три подхода имитационного моделирования представлены на рис.1.

Рис.1. Подходы имитационного моделирования

 

Источник: Свободная энциклопедия Википедия

Нас интересует системная динамика. Динамические модели имитируют поведение системы во времени и позволяют исследовать работу системы в заданном временном диапазоне или прогнозировать ее работу в будущем. Такой вид моделирования помогает понять суть происходящего выявления причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

При этом распространенной является следующая схема разработки имитационной модели [1, с. 22]:

-        Формулировка задачи, выбор целевой функции и ограничений системы;

-        Формализация описания системы, определение характеристик элементов и взаимозависимостей;

-        Подготовка исходных данных для модели, включая контрольный пример с известными результатами для верификации работы модели;

-        Разработка модели и ее реализация в виде компьютерной программы — трансляция модели;

-        Планирование машинного эксперимента для определения числа прогонов модели;

-        Проведение моделирования;

-        Анализ полученных результатов, их интерпретация, документирование и реализация в исследуемой системе.

Чтобы сформулировать задачи РТЛС, выбрать целевую функцию и описать ограничения системы, необходимо систематизировать множество параметров внешней среды. На рис.2 изображена блок-схема, с помощью которой возможно систематизация на несколько блоков.

Рис. 2. Систематизация факторов РТЛС

 

Для построения модели нужно следовать определенному алгоритму. На рис. 3 изображен алгоритм построения прототипа модели развития РТЛС. Для упрощения процесса моделирования и понимания этапов и составных частей синтеза РТЛС, проектирование должно осуществляться с разбивкой по блокам, каждый из которых соответствует той или иной ключевой области моделирования в РТЛС, или отражает важнейшие показатели, необходимые для анализа модели. [1, с. 23]

Рис. 3. Алгоритм построения имитационной прототипа модели

 

Стоить модель транспортно-логистической системы наиболее эффективно в разрезе целого региона. Основными параметрами транспортно-логистической системы с точки зрения региона, являются: состояние развития транспортной, складской, дорожной, таможенной, информационной и финансовой инфраструктур. Неравномерность в территориальном размещении транспортных сетей и объектов транспортной инфраструктуры, взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта, перегруженностью основных автомобильных магистралей и городских агломераций сказывается на экономическом развитии региона в целом. Транспортная инфраструктура включает в себя мощности позволяющие осуществлять транспортировку между объектами региона, позволяющими обеспечить движение материальных потоков региона. Складская инфраструктура осуществляет хранение и перевалку грузов, обеспечивает перераспределение материальных потоков между направлениями. Дорожная инфраструктура характеризует пропускную способность региона с точки зрения автомобильных перевозок, а также максимально возможную скорость движения материальных потоков внутри него. Таможенная инфраструктура позволяет обеспечить импорт и экспорт соответствующих материальных потоков региона. Делением по типу материальных потоков, отражением материальных потоков в денежной форме, прибыли, убытки, налоговые и прочие отчисления, пониманием всего это занимается финансовая инфраструктура.

По алгоритму построения имитационной модели (рис.3) попытаемся построить концептуальную модель РТЛС (рис.4).

Рис.4. Концептуальная модель РТЛС

 

Для наиболее эффективного функционирования и конкурентоспособных вариантов инфраструктуры РТЛС, необходимо развивать методологию и организационно-методические подходы. Концептуальная модели РТЛС (рис.4) изображена в общем виде. Важно отметить, что при более развернутом рассмотрение модели ее можно использовать на примере транспортно-логистической инфраструктуры региона.

Одним из важных аспектов транспортно-логистической инфраструктуры является рынок транспортно-логистических услуг. Рынок транспортно-логистических услуг включает в себя множество аспектов, таких как: перевозки; погрузочно-разгрузочные работы; складские операции; транспортно-экспедиционные операции; таможенно-брокерские услуги; комплексные транспортно-логистические услуги; сервис; аренда автотранспорта, лизинг и многое другое. РТЛС отражает взаимоотношения многих субъектов рынка транспортно-логистических услуг. Имитационная модель, описывающая обоснование оптимального количества мест размещения и проектной мощности транспортно-логистических систем и терминальных комплексов изображена на рис.5.

Рис. 5. Обобщенная модель рынка транспортно-логистических услуг

 

Критериальным параметром постановки и реализации комплекса задач является минимизация совокупных транспортно- логистических издержек:

-        производство материально-технических ресурсов (компонентов) — снабжение субъектов транспортного бизнеса

-        оказание комплексных транспортных услуг в унимодальном (мультимодальном) варианте транспортно-логистической системы

-        реализация конечной продукции (товаров).

Основными параметрами модели являются [2, с. 73]:

-        территориальные характеристики спроса на транспортно-логистические услуги;

-        номенклатура транспортно-логистических услуг;

-        регулярность спроса (разовый или стабильный спрос);

-        интенсивность внутренних и транзитных грузопотоков;

-        форма собственности хозяйствующего субъекта (заказчика);

-        характеристика грузов (требования к подвижному составу);

-        финансовая устойчивость (платежеспособность) заказчика и пр.

Сформулированная модель позволяет осуществлять проработку вариантов инвестиционной программы при создании региональной транспортно-логистической системы (с учетом ограниченности земельных и инвестиционных ресурсов). Весьма важным является также то, что одной из основных задач моделируемой транспортно-логистической системы является обеспечение развития региональных экономических связей.

Работа с РТЛС, в составе которой используется имитационный программный комплекс, позволяет создавать и корректировать массивы данных, отражающие возможные варианты организации маршрутов транспортных средств, получать информацию, наиболее адекватную к условиям реального времени. Следующим этапом в трансформации такой модели может стать преобразование в более конкретную систему, предметная область которой была бы ориентирована на развитие экономики определенного региона.

 

Литература:

 

1.                  Клименко В.В, Морозов А. Н., Проценко О. Д. Моделирование логистической инфраструктуры транспортного узла / В. В. Клименко, А. Н. Морозов, О. Д. Проценко// Логистика и управление цепями поставок, 2014, № 1, — с 21–29.

2.                  Григорак М. Ю. Моделирование развития транспортно-логистической инфраструктуры Украины/ М. Ю. Григорак// с 65–73.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle