Библиографическое описание:

Горбачева М. В. Особенности временной транспективы личности студентов колледжа: возрастной аспект // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 846-848.

В статье раскрывается понятие временной транспективы личности, анализируются особенности временной транспективы в юношеском возрасте, приводятся результаты изучения временной транспективы студентов колледжа.

Ключевые слова: временная транспектива, временные ориентации, студенты колледжа.

 

Система профессионального образования на современном этапе претерпевает глубокие изменения, затрагивающие все аспекты образовательного процесса и направленные на решение основных проблем в профессиональном образовании, среди которых значимое место занимает вопрос о профессиональном самоопределении будущих специалистов.

Осознанность выбора будущей профессиональной сферы и способность целостно воспринимать предстоящую профессиональную деятельность во многом обусловлено гармоничностью восприятия личностью собственного прошлого, настоящего и будущего, а также интеграцией этих компонентов, которую целесообразно объединять понятием временной транспективы.

Вся совокупность действий и алгоритм поведения в определенный момент настоящего тесно связаны не только с конкретной ситуацией жизни человека, но и с опытом, полученным им в прошлом, а также с теми ожиданиями и планами, которые он строит относительно будущего. Таким образом, под временной транспективой личности следует понимать восприятие прошлого, настоящего и будущего, как компонентов единой временной структуры, находящихся в многосторонней взаимосвязи друг с другом.

С этой точки зрения актуальным является исследование особенностей временной транспективы личности студентов, выбирающих среднее профессиональное образование, так как временная транспектива напрямую связана со степенью личностной зрелости, что обуславливает возможность осознанного выбора и целостного восприятия будущей профессиональной деятельности.

Временная транспектива формируется и изменяется в возрастной динамике. По мере взросления временная транспектива личности удлиняется, становится более развернутой (К. Левин, А. Лебланк, Л. Лешан и др.).

В современных исследованиях, посвященных возрастной динамике временной транспективы личности, наиболее полно рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей восприятия прошлого, настоящего и будущего старшеклассниками и студентами, обучающимися на ступени высшего профессионального образования.

Сведения об особенностях временной транспективы личности студентов средних профессиональных учебных заведений в работах авторов фрагментированы и не позволяют в полной мере раскрыть данный вопрос.

Категория студентов, получающих среднее профессиональное образование, имеет ряд социально-психологических особенностей, связанных с переходным возрастным периодом от подросткового к юношескому возрасту, в котором центральным новообразованием становится личностное и профессиональное самоопределение, а также с непосредственным освоением основ профессиональной деятельности.

У подростков временная транспектива характеризуется несогласованностью, является недостаточно протяженной. В подростковом и раннем юношеском возрасте наиболее значимым в структуре временной транспективы является восприятие настоящего. Настоящее, относительно жизненного пути личности, представляет собой определенное состояние, некий «момент устойчивости», период, отграниченный от прошлого и будущего [1], [4], [6].

Для студентов периодом времени, воспринимаемым как настоящее, является период обучения в колледже. На этом возрастном этапе большинству студентов колледжа присуща ориентация на настоящее, имеющая гедонистическую направленность.

Рис. 1. Особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа

Примечание: Изучение особенностей временной транспективы студентов колледжа проводилось с использованием методики Ф. Зимбардо (ZTPI; Zimbardo Тime Perspective Inventory). В исследовании приняли участие 83 студента ГБОУ СПО «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж».

 

К концу периода ранней юности роль гедонистического настоящего сменяется высоким уровнем представленности в сознании мыслей о своем будущем [6]. Именно устремленность в будущее является спецификой юношеского возраста (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Н. Н. Толстых).

В юношеском возрасте, под влиянием перехода к самостоятельной трудовой жизни, направленность на будущее только начинает формироваться, происходит сдвиг в сторону осознания и оценки свойств своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. В раннем юношеском возрасте (15–17 лет) временная транспектива существенно расширяется и достигает максимальной дальности относительно временных рамок в период поздней юности (18–24 года) [5].

Будущее в период юности может восприниматься, с одной стороны, как оптимистичное, гармоничное, счастливое, а с другой стороны, переживаться как проблема, что обуславливается личностными особенностями, а также социальной ситуацией развития (О. Е. Байтингер, Н. Н. Толстых).

В раннем юношеском возрасте формируется представление о временной транспективе как о целостном образовании, включающем ближний, средний и дальний этапы жизненного пути, при этом предпочтение постановке дальних целей рассматривается как показатель психологической зрелости личности (Б. Заззо, А. С. Макаренко, Г. С. Шляхтин).

На данном возрастном этапе многие студенты характеризуются суженной временной транспективой, а также высоким уровнем нереалистичности планов профессиональной жизни, при этом обнаруживая высокий уровень осознанности своей жизни [2].

Большинство студентов колледжа не имеют сбалансированной временной транспективы, то есть, они не способны гибко переключаться между размышлениями о прошлом, настоящем или будущем в зависимости от требований ситуации, оценки ресурсов, личностных и социальных оценок.

Студенты колледжа характеризуются как позитивным, так и негативным отношением к прошлому. В отношении к настоящему у студентов колледжа в большей степени преобладает гедонистическая направленность, что свидетельствуют об ориентации на удовольствие в настоящем и неспособность жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить вознаграждение в будущем.

На разных этапах обучения для студентов колледжа характерны различия во временных ориентациях, что отражает особенности их временной транспективы в контексте этапов профессионального становления.

Различия в отношении к настоящему и будущему у студентов в начале профессионального обучения и по его завершению могут заключаться в особенностях конкретного периода обучения, на котором они находились в момент исследования. Общий срок обучения в колледже составляет четыре года.

Таким образом, студенты, обучающиеся на начальных курсах, находятся на середине необходимого для обучения отрезка времени и завершение учебы является для них еще достаточно отдаленной перспективой в будущем, при этом доминирующей ориентацией остается гедонистическая или фаталистическая направленность на настоящее.

Студенты третьего и четвертого курсов в отличие от них уже соприкоснулись с основами своей будущей профессиональной деятельности, начиная осваивать ее азы во время учебной практики и выбора направления выпускной квалификационной работы. В связи с этим, перспектива завершения обучения в колледже и будущая профессиональная деятельность является для студентов третьего и четвертого курсов более близким событием во временном отношении, что отразится на расширении и сбалансированности их временной транспективы.

По мнению Ф. Зимбардо, сбалансированная временная транспектива позволит гибко переключаться между психологическими образами прошлого, настоящего и будущего в зависимости от требований ситуации, личностных и социальных оценок [3], [6].

Таким образом, временная транспектива студентов колледжа характеризуется несбалансированностью, преобладанием направленности на настоящее, формированием образов будущего, выражающихся в наличии целей и планов, в том числе и в связи с их будущей профессиональной деятельностью.

 

Литература:

 

1.                  Акелян Н. С. Восприятие будущего и реализация настоящего студентами // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1.

2.                  Енькова Л. П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3(6).

3.                  Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.

4.                  Камнева Е. В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): автореф. дис. канд. психол. наук. / Е. В. Камнева. Калуга, 2002. 25 с.

5.                  Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. № 4.

6.                  Сырцова А. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle