Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.09.2017

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Водяха Ю. Е., Лаврова Е. Е. Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 73-76. — URL https://moluch.ru/archive/173/45759/ (дата обращения: 23.02.2019).



Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи же расходятся в определении возрастных границ юности. [5]. Так как данный возрастной период считается довольно долгим, его разделяют на раннюю юность- (15–18 лет) и позднюю (18–21–23г). Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии [11], дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности является учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д. И. Фельдштейна, в юношеском возрасте основные виды деятельности определяются как труд и учение.

Важным является то, что в этот период у юношей возникают чувства тревоги и беспокойства, появляется определенная внутренняя кризисность [9], содержание которой связано именно со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. На раннюю юность приходится период предварительного самоопределения, на позднюю — период самореализации.

Как мы отметили выше, в центре психологического развития юноши стоит самоопределение: профессиональное и личностное. Самоопределение в общем смысле — это «форма включения человека в общество, способность осознавать себя, свои интересы, определить свое место в жизни, обществе, начать существовать самостоятельно» [6].

Важно отметить, что профессиональное самоопределение гораздо шире, чем выбор профессии; самоопределяясь, юноша выбирает жизненную дорогу, ищет определенное место в обществе, окончательно включает себя в жизнь социального целого. Здесь мы говорим скорее о личностном самоопределении.

М. В. Попова отмечает, что в жизни юноши происходит своеобразный переворот, который связан с осознанием ряда жизненных противоречий жизни [3] (рис. 1)

Рис. 1. Противоречия жизни в юношеском возрасте

Чтобы преодолеть указанные на Рис. 1 противоречия юноше необходимо адаптироваться к «взрослой» жизни, принять многие условности, социальные нормы, роли и формы поведения, которые, безусловно, не всегда соответствуют актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени.

Важный блок характеристики юношеского возраста — это отношение к себе. В данный возрастной период для молодого человека открывается свой внутренний мир, сквозь призму которого оценивается мир внешний. У юношей формируется внутренняя позиция по отношению к себе: «Кто Я?», «Каким Я должен быть? Образ «Я», происходит самоосмысление личности, поиск своей сущности и смысла своего существования, осмысление своих мотивов и ценностей. Юноши очень болезненно относятся к критике [3]. При этом юноши в сравнении с девушками обладают более высокой самооценкой, а также различия касаются таких компонентов самосознания, как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение — у юношей они выше.

Важно отметить, что для юности характерны варианты жизненного пути:

‒ обучение в колледже или вузе, которое позволяет приобрести квалификацию, убедиться в правильности профессионального выбора;

‒ работа, которая даёт материальную независимость, тем самым ускоряя вхождение во взрослость;

‒ служба юношей в армии, где происходит резкая смена образа жизни, её регламентация, происходит серьезное жизненное испытание.

‒ бегство от общества (компьютерная зависимость, игромания, формирование разного рода аддикций, форм девиантного и делинкветного поведения).

Для нас наибольший интерес представляет жизненный этап юношей, связанный со службой в армии и психологической готовностью к этому роду деятельности.

До призыва в армию юношам трудно представить специфику, содержания и условия военной службы. Причиной тому может быть то, что большинство призывников не интересуются военной профессией и даже не планируют проходить срочную службу [2]. И только вступая в ряды Вооруженных Сил и, приняв присягу, они начинают понимать и осознавать, какая ответственность ложится на их плечи, формируются новые мотивы поведения, происходит некое связывание себя обязательствами [2]. Служба в Вооруженных силах для большинства юношей является важным этапом становления личности, возмужания [4]. Мы считаем, что в начале военной службы у юношей происходит сложный и достаточно важный этап становления взрослого человека. Это связано с тем, что в этот период меняются стереотипы, формируются такие качества личности как долг, честь, совесть. Также возникает понимание того: «что можно было вчера, нельзя сегодня» [8].

Ни в одном другом виде практической деятельности юноши не встречаются с такими трудностями и препятствиями. Выполнение военнослужащими своих обязанностей включает в себя многие специфические виды труда [1]: боевую деятельность; боевое дежурство; боевую и государственно-правовую подготовку; несение караульной и внутренней службы и др.

В военной психологии проблему психологической готовности будущей деятельности одними из первых изучали М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и В. А. Пономаренко, определяя её как психическое состояние, являющееся выражением совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых сторон психики [6]. Это состояние включает убеждения, суждения, отношения, мотивы и чувства личности и является интегральным комплексом разнообразных, связанных между собой элементов [].

Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к восемнадцатилетнему возрасту [10]. По мнению Л. Э. Кузнецовой основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы [4].

Н. Г. Бондарь рассмотрел понятие и основные составляющие психологической готовности подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах РФ. По его мнению, психологическая готовность к прохождению юношами военной службыэто целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной, мотивационной и волевой сфер. Недостаточный уровень развития одного из компонентов этой системы ведет к искажению других. Особое внимание Бондарь Н. Г. уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности [4].

В связи с этим, мы считаем, что профилактику дезадаптации к военной службе необходимо проводить на разных этапах подготовки к военной службе: допризывной, на этапе адаптации и в процессе несения службы, тем самым улучшая психологическую готовность будущих солдат к новым условия жизни [1].

Психологическая готовность допризывника к военной службе представляет собой результат специальной психологической подготовки и рассматривается как состояние, предшествующее служебной деятельности [10]. Состояние психологической готовности имеет сложную структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами [6].

В сoвременных условиях в центре подготовки молодежи к военной службе оказывается сам молодой человек, с набором познавательных интересов и склонностей, потребностей в активности, профессиональной и личностной самореализации.

С одной стороны, для обеспечения такой позиции требуется использовать обширные возможности военной инфраструктуры и военной педагогики, а с другой — необходимо выполнить серьезную научно-методическую работу по согласованию государственного заказа с ожиданиями личности, ведущих социальных групп, общественных институтов. [4]

Социальный заказ на подготовку молодежи к военной службе, который представляет собой достаточно динамичное явление, требует не только постоянного мониторинга и учета, но и научно обоснованного целенаправленного формирования со стороны Вооруженных сил Российской Федерации и при таком условии он становится фактором повышения эффективности [6].

Вслед за Трубиным Ю.В, мы считаем, что подготовка молодежи к военной службе, является сложной системой и может объединять пять основных подсистем, образующих взаимосвязанные направления в целенаправленной деятельности государства, общества и Вооруженных Сил: обязательную допризывную и добровольную подготовку граждан к военной службе; участие в сборах, проводимых военными комиссариатами в интересах подготовки граждан к военной службе; занятия военно-прикладными и техническими видами спорта, посещение военно- спортивных клубов, освоение содержания учебного предмета или учебной дисциплины «Физическая культура»; военно-патриотическое воспитание молодежи; выполнение Федерального государственного образовательного стандарта общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, предусматривающего освоение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» или учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в которых есть раздел «Основы военной службы»; кадетское образование [8].

Следует отметить, что кадетское образование представляет собой систему, в которой задачи обучения и воспитания молодых людей осуществляются в непосредственном контакте с военно-профессиональной деятельностью, ее содержанием, представителями, историей и традициями, нормами и правилами поведения, воинской культурой и т. д. [3].

Обязательная подготовка к военной службе и кадетское образование являются частью макросистемы образования — целенаправленной деятельности государства по передаче подрастающему поколению социального опыта, необходимого ему для полноценной социализации [7].

Е. Н. Приймак, считает, что в качестве форм реализации деятельности по формированию психологической готовности молодых людей службе в армии должны использоваться:

лекционно-просветительская деятельность, направленная на формирование психологической готовности молодёжи к службе в армии, на профилактику асоциальных проявлений в армейской среде, негативных зависимостей, пропаганду ЗОЖ [1];

информационно-методическая деятельность, включающая в себя взаимодействие со СМИ, составление памяток, методических пособий, лекционных и рекламных материалов, а также оказание информационно-методической помощи как самим призывникам, так и специалистам, взаимодействующим с призывной молодёжью с целью повышения их квалификации, организация и проведение семинаров, научно-практических конференций, круглых столов;

социально-профилактический тренинг с молодёжью призывного возраста с целью развития адаптационных возможностей, стресспреодолевающего поведения, уверенности в себе, способов нейтрализации негативных эмоциональных состояний, коммуникативных навыков;

индивидуальное консультирование юношей и их родителей по проблемам психологической готовности к службе в армии, конструктивного общения, вопросам профориентации и другим проблемам [8].

Военно-патриотическое воспитание сегодня, как следует из работ Е. А. Андреева, С. Н. Томилиной и др. — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В практическом плане военно- патриотические клубы помогают государственным институтам решать задачу подготовки резерва Вооруженных сил [1].

Литература:

  1. Андреев, Е. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе [Текст] / Андреев Е. А.// дисс…канд.пед.наук: 13.00.01. — Рязань, 2011. — 249 с-з.
  2. Водяха Ю. Е. Внутриличностный конфликт: междисциплинарный подход [Текст] / Ю. Е. Водяха, М,Л. Мельникова; Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург,2010.-С. 47.
  3. Донцов Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии: изд.М:- 2013.-№ 2- С.34–42.
  4. Кузнецова Л. Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода [Текст] //Л. Э. Кузнецова// Молодой ученый. — 2012. — № 3. — С. 324–327.
  5. Минюрова С. А. Психология развития: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / С. А. Минюрова//; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013 — C. 72.
  6. Морозова Н. Н., Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Тест]/ Н. Н. Морозова, Е. Г. Пешехнова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (Саранск)- № 1.-2014- С.121–126.
  7. Носова Е. С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности [Текст] /Носова Е.С// Сибирский психологический журнал.-№ 25. –С. 186–190.
  8. Приймак Е. Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружѐнных сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. — М.: КРЕДО, 2015. — С 28.
  9. Семянищева П. А. Психологические ресурсы преодоления стресса в ситуации отраслевых организационных изменений (на контингенте военнослужащих) [Текст] /П. А. Семянищева// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2013. — № 1 — С. 123–135.
  10. Султанова И. В. Психологические особенности адаптации военнослужащих к условиям срочной службы [Текст] / И. В. Султанова//жур. Современные проблемы социально- психологических наук.- 2016-№ 3-С.23–28.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, психологическая готовность, юношеский возраст, юноша, подрастающее поколение, ранняя юность, кадетское образование, возрастной период, внутренняя позиция, армия.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

...подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и

активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов

С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

...и раннего юношеского возраста, характеризующиеся, по мнению многих исследователей, не только как периоды интенсивных

Социально–психологическая адаптациякадет представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского...

Формирование психологической готовности юношей...

По его мнению, психологическая готовность к прохождению юношами военной службы – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной, мотивационной и волевой сфер.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

...охватывая периоды подросткового и раннего юношеского возраста, характеризующихся

Период обучения в военном учебном заведении совпадает с интенсивными возрастными

Успешная социально-психологическая адаптация подростков определяется не только...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Кадетские корпуса в дореволюционный период готовили кадры для общевойсковых и специальных военных училищ, военные прогимназии для юнкерских училищ. Ставшие офицерами кадеты могли продолжить свое образование в Академии Генштаба или...

Особенности становления локуса контроля у подростков...

...«военные школы» - учебные заведения для «воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из кадетских корпусов

Становление психологической, социальной зрелости и феноменологические ее проявления в подростково-юношеский период...

Психологические особенности проявления агрессии...

Ранняя юность — пора переживания сильных многообразных чувств, нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте.

Личностное становление в юношеском возрасте через участие...

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего

Основные термины (генерируются автоматически): добровольческая деятельность, юношеский возраст, возрастной период, юность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

...подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и

активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов

С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

...и раннего юношеского возраста, характеризующиеся, по мнению многих исследователей, не только как периоды интенсивных

Социально–психологическая адаптациякадет представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского...

Формирование психологической готовности юношей...

По его мнению, психологическая готовность к прохождению юношами военной службы – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной, мотивационной и волевой сфер.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

...охватывая периоды подросткового и раннего юношеского возраста, характеризующихся

Период обучения в военном учебном заведении совпадает с интенсивными возрастными

Успешная социально-психологическая адаптация подростков определяется не только...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Кадетские корпуса в дореволюционный период готовили кадры для общевойсковых и специальных военных училищ, военные прогимназии для юнкерских училищ. Ставшие офицерами кадеты могли продолжить свое образование в Академии Генштаба или...

Особенности становления локуса контроля у подростков...

...«военные школы» - учебные заведения для «воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из кадетских корпусов

Становление психологической, социальной зрелости и феноменологические ее проявления в подростково-юношеский период...

Психологические особенности проявления агрессии...

Ранняя юность — пора переживания сильных многообразных чувств, нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте.

Личностное становление в юношеском возрасте через участие...

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего

Основные термины (генерируются автоматически): добровольческая деятельность, юношеский возраст, возрастной период, юность...

Задать вопрос