Библиографическое описание:

Терметчиков К. К. Практические проблемы использования лизинга в предпринимательской деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 755-758.

Договор лизинга, как разновидность договора аренды, является правовой формой лизинга, если рассматривать лизинг как совокупность экономических отношений. Исходя из этого, место договора лизинга в системе договорных обязательств является более чем актуальным вопросом. Помимо этого, нельзя забывать о том, что договор лизинга по сути есть форма предпринимательского договора. Итак, рассмотрим основные плюсы и минусы использования лизинга на современном этапе.

Реформа налоговой системы, осуществленная в США в 1981 году (Economic Recovery Tax Act), выявила связь между изменением налогового законодательства (особенно в части вопросов амортизации имущества), и использованием финансовой аренды (лизинга) [7]. Введение новых льгот ведет к увеличению масштабов использования лизинга, сокращение льгот соответственно пагубно влияет на данный процесс.

Согласно действующему на данный момент законодательству Российской Федерации, договор лизинга — это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование [1].

Логичен тот факт, что щадящая амортизационная политика явилась предпосылкой к развитию лизинговой сферы в большинстве государств мира. Однако, в российских реалиях ускоренная амортизация по своей сути «не столько льгота, сколько технология работы» [5], с учетом условий, в которых лизинговые компании России не в состоянии являться участниками долгосрочного кредитования, и, следовательно, заключать долгосрочные договоры лизинга.

Несмотря на кажущиеся серьезными недостатки, лизинг получил достаточно широкое распространение в экономической системе России; прежде всего это связано с некоторыми его преимуществами перед обычным договором кредита.

В первую очередь, условия лизинга включают в себя необходимость полного кредитования (100 %), при этом регулярные платежи не обязательно должны осуществляться незамедлительно. Для сравнения — при использовании обычного договора кредитования хозяйствующему субъекту приходится вкладывать как минимум 15 % собственных средств для приобретения необходимого имущества. Помимо этого, цена договора лизинга являет собой всю стоимость имущества, а регулярные платежи зачастую начинают выплачиваться по прошествии некоторого времени после передачи лизингополучателю имущества.

Использование финансовой аренды является более предпочтительным для организаций сферы малого и среднего бизнеса; поскольку для таких предприятий заключение договора лизинга видится более реальным, нежели получение кредита на относительно выгодных условиях. Более того, ряд лизинговых компаний не запрашивает у потенциального лизингополучателя никаких дополнительных гарантий платежеспособности; т. к. при нарушении условий договора лизингодатель вправе незамедлительно изъять ранее переданное имущество у организации-лизингополучателя; таким образом, именно имущество, передаваемое по договору лизинга, является неким обеспечением сделки.

Условия договора лизинга как правило являются более гибкими, нежели условия договора кредита. Например, по договору кредита, погашение задолженности всегда должно быть осуществлено в твердый срок и в твердом объеме. В то же время, в рамках договора лизинга лизингополучатель вправе составить такую схему финансирования, которая бы отвечала его реальному финансовому положению. Т. е. возможно изменение как размеров, так и периодизации осуществляемых платежей по договору. Зачастую компании-лизингодатели идут навстречу, и лизингополучатель начинает выплачивать обязательные платежи после получения непосредственной выгоды от использования полученного по договору лизинга оборудования. Ставка по договору может быть как плавающей, так и фиксированной.

Именно лизингодатель берет на себя риск устаревания имущества; а лизингополучатель обладает возможностью обновлять имеющееся у него оборудование и технику. При использовании лизинга предприниматель обладает некоторым количеством свободных ресурсов, в то же время он может запустить сразу полный комплекс производственных мощностей, а вышеупомянутые свободные средства вложить в иные активы.

Поскольку лизинг оказывает благоприятное влияние на развитие производственной сферы в целом, государство в основном стремится поощрять и развивать данный сегмент рынка.

Стоит отметить также некоторые плюсы учета полученного имущества при использовании лизинга. Обнародование лизингополучателями собственных финансовых обязательств, которые вытекают из заключенных договоров лизинга является одним из основных принципов учета лизинговых операций Ассоциации европейских лизинговых компаний (Leaseurope). Есть мнение, что данный принцип способствует более полной и объективной оценке финансового состояния лизингополучателей. Опубликование данной информации возможно осуществлять в виде специальных приложений к бухгалтерскому балансу лизингополучателя. Помимо этого, в связи с тем, что в некоторых странах законодательно установлен баланс собственных и заемных средств, использование договора лизинга выгодно еще тем, что полученное имущество будет находиться целиком на балансе лизингополучателя, что не нарушит вышеупомянутый баланс капитала.

Кроме того, объем сделок в рамках лизинговых отношений не учитывается Международным валютным фондом при оценке государственной задолженности, т. е. не влияет на процесс получения определенных выгод, связанных с данным показателем.

Однако, как уже было упомянуто выше, существуют некоторые проблемы правового регулирования лизинга.

В ситуации, когда полученное по договору лизинга оборудование устарело до окончания действия соглашения, лизингополучатель не освобождается от обязанности осуществлять обязательные платежи по договору. В то же время, в рамках оперативного лизинга риски, связанные с устареванием оборудования, лежат на лизингодателе, однако этот факт все равно ведет к неблагоприятным последствиям для лизингополучателя, поскольку в целях компенсации собственных затрат лизингодатель вынужден увеличивать размер обязательных платежей по договору.

Одной из отрицательных черт лизинга является необходимость выплачивать платежи по договору лизинга, даже если само оборудование вышло из строя.

Если по договору финансовой аренды передается уникальное, или же технически сложное оборудование, а также оборудование, обладающее теми или иными чертами, позволяющими отделить его от общей массы аналогичных предметов, то зачастую возникают сложности при подготовке самого договора ввиду большого количества разнообразных условий, которые необходимо отразить в тексте соглашения.

Среди главных причин, тормозящих распространение лизинговых отношений в Российской Федерации, научное сообщество выделяет следующие:

-        определенное число разногласий между Законом о лизинге, Гражданским Кодексом Российской Федерации, и Конвенцией УНИДРУА;

-        всевозможные таможенные преграды (размеры платежей, осуществляемых при ввозе/вывозе товаров, всевозможные ограничения в рамках временного ввоза товаров и др.);

-        положения законодательства, регулирующего валютные отношения, препятствующие оптимальному осуществлению лизинговых операций;

-        методологические сложности при определении области действия Закона о лизинге;

-        недостаточная эффективность лизинга, вызванная стремлением законодателя уравнять данную сделку с другими типами сделок в рамках налогового законодательства, при этом игнорируя экономическую суть данного явления;

-        небольшой объем лизинговых операций среди общей массы сделок, прежде всего вызванный ухудшением экономической ситуации в стране;

-        снижение выручки и амортизационных фондов организаций-лизингополучателей, что в общем ведёт к ухудшению инвестиционного климата в данном сегменте рынка;

-        неисполнение указов Президента и постановлений Правительства, направленных на осуществление поддержки и развития лизинга, на местах, особенно в части выделения бюджетных средств.

Также стоит упомянуть следующую проблему, возникающую при использовании лизинга в хозяйственной деятельности предприятий — при равной стоимости имущества сумма, которую выплачивает лизингополучатель зачастую выше, нежели сумма, которую бы он выплачивал по договору кредита вместе с процентами. Помимо этого, проценты по договору лизинга весьма высоки [8, 4]. Данная ситуация объясняется следующим образом: как правило, лизингодатель приобретает имущество под договор лизинга у поставщика за счет кредитов, полученных в банке. В среднем, процент по таким кредитам держится на уровне 16–21 %. В то же время, в развитых странах кредиты выдаются под гораздо более низкий процент — в районе 6–8 %. Данная специфика обусловлена более высоким уровнем инфляции в России, чем в большинстве развитых Европы. Соответственно, для того, чтобы окупить собственные затраты в условиях такой инфляции, кредитным организациям не остается иного выхода, кроме как завышать процентные ставки по выдаваемым кредитам. Не стоит забывать, что компания-лизингодатель это прежде всего коммерческая структура, целью которой безусловно является извлечение прибыли — таким образом, процентная ставка, по которой имущество передается лизингодателю, увеличивается еще на несколько процентов. Следовательно, эта отрицательная закономерность зависит от уровня инфляции в стране, и, в виду последних событий на международной арене, прогноз весьма неблагоприятный. В связи с этим, если не расширить перечень налоговых льгот, в итоге обычный банковский кредит станет более предпочтительным инструментом инвестирования для предпринимателя, нежели лизинговая сделка.

Помимо этого, существуют определенные преграды, возникающие перед лизингодателем в процессе получения им кредита на приобретение имущества. Прежде всего, это несоответствие сроков по договорам кредита и лизинга — как правило, кредиты выдаются на 1 год, тогда как средний срок по договору лизинга составляет 2–3 года. Также ввиду особенностей деятельности компаний-лизингодателей, баланс их капитала весьма неравномерен, и процент заемных средств намного выше собственных ресурсов, что в конечном итоге приводит к определенным трудностям при получении кредита, по сравнению с обычными заемщиками.

Не только банки не стремятся поддерживать участников лизинговой сферы — производители имущества также не до конца осознают важность участия лизинговых компаний в экономическом развитии самих производителей, поскольку несмотря на то, что при увеличении лизинговых операций с участием имущества, производимых одним предприятием, растут объемы продаж этого имущества, данные предприятия-изготовители не торопятся вводить различные скидки, рассрочки и прочие выгодные условия для лизингодателей.

Другая проблема, безусловно, также связанная с ростом инфляции, заключается в том, что в связи с ней лизингополучатель теряет после выкупа имущества на повышении размера его остаточной стоимости.

Егорова П. В. высказывает мнение о том, что в то время как лизингополучатель выполняет свои обязательства по уплате лизинговых платежей в течение всего срока действия лизингового соглашения, техническое развитие не стоит на месте, и зачастую то имущество, которое на момент заключения сделки считалось передовым, к моменту выплаты заключительных лизинговых платежей отличается от других представленных на рынке образцов в худшую сторону [6]. Действительно, такая ситуация имеет место быть, но в то же время, в западных странах, где уровень научно-технического развития достиг гораздо более высокого уровня, чем в России, этот нюанс не является критическим для развития всей лизинговой сферы в целом.

Также стоит отметить особенности политики государства в сфере лизинговых операций. Общеизвестно, что определенные глобальные проекты не могут быть осуществимы без государственного участия и поддержки. К примеру, в последние месяцы широко обсуждаются проблемы развития отечественной авиастроительной отрасли. Например, ни для кого не секрет, что российские авиакомпании давно испытывают потребность в пополнении собственного технического парка самолётами малой и средней дальности полёта. По оценкам, для удовлетворения таких потребностей необходимы вложения в авиапромышленность на уровне многих миллиардов долларов. Сами же авиакомпании в условиях современных экономических проблем не располагают достаточными ресурсами для инвестиций в проектирование и изготовление необходимой техники. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы, на мой взгляд, является выделение бюджетных средств на поддержку лизинговых компаний, которые бы, используя выделенные ресурсы, могли бы предоставлять авиакомпаниям в лизинг необходимые воздушные суда, приобретая их у производителей, тем самым вкладывая данные средства в развитие всей промышленности в целом.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства РФ, 02.11.1998, N 44, ст. 5394;

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации;

3.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.

4.      Виноградова И. М. Лизинг как вид предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток, 2010 г.;

5.      Газман В. Российский лизинг нуждается в законодательной поддержке // Хозяйство и право. 2009. № 2;

6.      Егорова П. В., Курило В. В. Некоторые аспекты правового регулирования договора лизинга // Юрист. 2008. № 4;

7.      Петрищев М. В. История правоотношений финансовой аренды (лизинга) // Правоведение. 2008. № 4;

8.      Харитонова Ю. С. Проблемы правовой теории договора лизинга // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle