Библиографическое описание:

Андреев А. Н., Должко Д. М., Губин К. И. Методические указания по проведению экспертных обследований породопогрузочных машин 1ППН5 // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 165-172.

Разработана методика по проведению экспертных обследований породопогрузочных машин с целью определения соответствия технических устройств требованиям промышленной безопасности и возможности их дальнейшей эксплуатации.

 

1. Общие положения

Настоящими методическими указаниями рассмотрены общие требования по проведению экспертных обследований породопогрузочных машин 1ППН5 с оценкой технического состояния элементов (деталей), в том числе электрооборудования, и возможности дальнейшей их эксплуатации.

Экспертное обследование проводится по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, а в дальнейшем в сроки, определенные предыдущими экспертными обследованиями.

Экспертное обследование может проводиться в соответствии с решением комиссии по результатам расследования аварии (инцидента), а также при наличии предписаний органов Ростехнадзора о проведении такого обследования.

2. Организация экспертного обследования

Экспертное обследование осуществляется в порядке, определенном федеральными нормами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013г.

До начала проведения обследования экспертами должна быть проанализирована представляемая заказчиком, следующая техническая документация:

-          сертификат соответствия на применение погрузочной машины;

-          паспорт (формуляр) погрузочной машины;

-          руководство по эксплуатации (РЭ);

-          график ППР и его выполнение;

-          журнал регистрации ежесменных, ежесуточных, еженедельных ТО;

-          сведения об авариях, инцидентах, отказах;

-          формуляр «Учет работы»;

-          сведения о квалификации персонала;

-          должностные инструкции ИТР;

-          журналы инструктажа и протоколы проверки знаний рабочих;

-          паспорт проведения выработки с использованием погрузочной машины;

-          отчетные документы по ревизии электрооборудования погрузочной машины специальной группой электрослесарей;

-          отчетные документы по проверке максимально-токовых защит и защит от утечек тока в электрических аппаратах погрузочной машины;

-          отчетные документы по измерению сопротивления изоляции электрооборудования и кабелей погрузочной машины;

-          результаты осмотра и измерения заземления погрузочной машины;

-          схема электроснабжения забоя, проводимого с использованием погрузочной машины;

-          материалы маркшейдерской проверки фактического наклона проводимой выработки;

-          сертификат на транспортерную ленту, установленную на погрузочной машине;

-          сертификаты на смазочные материалы.

До проведения экспертного обследования должна быть составлена рабочая карта с учетом требований настоящих методических указаний, которую следует заполнить в соответствии с фактически проведенными проверками.

3. Вибродиагностическое обследование

Обследование состояния механической части погрузочной машины включает проведение вибрационного контроля ответственных элементов (электродвигатели, редукторы).

Оценка опасности обнаруженных дефектов дается в соответствии с нормативно-технической документацией.

При выявлении недопустимых (по нормам браковки) величин при измерении виброскорости, виброперемещений, виброускорений должны быть разработаны рекомендации по ремонту (замене) узлов или отдельных деталей погрузочной машины.

4. Обследование механической части

4.1. Рабочий аппарат (стрела, ковш, ковшовые и амортизационные цепи, тормоз стрелы).

Подлежат проверке:

-          наличие (отсутствие) деформаций и разрыва металла;

-          целостность сварных соединений;

-          износ ковшевых и амортизационной цепей;

-          износ шарнирных соединений стрелы с тормозом и ковшом, надежность закрепления осей в указанных шарнирах;

-          состояние тормоза стрелы;

-          износ амортизационных пружин и пружины тарельчатой тормоза стрелы;

-          износ тормозных дисков тормоза стрелы.

Не допускаются:

-          износ ковшевых цепей более 1/3 диаметра звена;

-          деформация металла стрелы и ковша, трещины сварных соединений;

-          изломы пружин амортизационных и пружины тарельчатой тормоза стрелы;

-          отсутствие фиксации осей в шарнирных соединениях стрелы с тормозом и ковшом (что угрожает выходом их из соединения);

-          применение случайных материалов (гвоздь, проволока и др.) для фиксации осей.

4.2. Рама машины.

Подлежат проверке:

-          наличие (отсутствие) деформаций рамы;

-          целостность сварных соединений;

-          прочность закрепления на раме сборочных единиц (ходовая часть, стойка передняя, механизмы перемещения машины и подъема ковша, транспортер ленточный и др.).

Не допускаются:

-          деформации рамы и порывы сварных соединений;

-          ослабление крепления к раме сборочных единиц;

-          применение несоответствующих по размерам, а также деформированных и с нарушенной резьбой болтов, гаек;

-          отсутствие пружинных шайб в крепежных элементах.

4.3. Тележка ходовая.

Подлежат проверке:

-          задние и передние полускаты, буксы, пружины, амортизаторы, подшипники.

Не допускаются:

-          повышенный износ полускатов, букс, амортизаторов, подшипников;

-          изломы пружин или усадка их более 15 %.

4.4. Передняя стойка.

Подлежат проверке:

-          целостность рамы;

-          целостность вертикальных (4 ед.) и горизонтальных (2 ед.) роликов;

-          целостность пружины и стакана буферного устройства.

Не допускаются:

-          деформация элементов стойки, разрывы сварных соединений;

-          эксплуатация заклиненных роликов истирание их поверхности;

-          деформация стакана;

-          изломы пружины или усадка ее более 15 %.

4.5. Механизмы перемещения машины и подъема ковша.

Подлежат проверке:

-          целостность планетарных механизмов (валы, шестерни, водила, зубчатые венцы, тормозные шкивы и тормозные ленты;

-          цепная передача от механизма движения машины к механизму подъема ковша;

-          цепные передачи к валам полускатов;

-          рычаги и педали управления перемещением машины и подъема ковша;

-          валы с рычагами и полумуфтами;

-          предохранительные кожухи.

Не допускаются:

-          деформации и ослабление крепления элементов планетарных механизмов;

-          стуки внутри механизмов перемещения машины или подъема ковша;

-          повышенный износ зубчатых полумуфт;

-          порывы тормозных лент, в т. ч. частичные;

-          износ тормозных лент более 4,5 мм;

-          нагрев тормозных лент более 60о С;

-          нагрев тормозных шкивов более 80о С;

-          зазор между тормозной лентой и тормозным шкивом более 1,5 мм;

-          неисправности предохранительных кожухов и нарушения крепежных элементов.

4.6. Буферное устройство.

Подлежат проверке:

-          целостность, отсутствие деформаций буфера;

-          целостность направляющих буферной сцепки;

-          целостность стакана и пружины.

Не допускаются:

-          деформации элементов буферного устройства;

-          изломы пружины или усадка более 15 %.

4.7. Транспортер ленточный.

Подлежат проверке:

-          исправность рамы транспортера и надежность закрепления ее;

-          исправность ведущего и ведомого барабанов, поддерживающих роликов, транспортной ленты, скребков;

-          наличие (отсутствие) заклинивания барабанов и роликов.

Не допускаются:

-          пробуксовка транспортерной ленты;

-          задевание бортов ленты о металлоконструкции става транспортера (зазоры между бортом ленты и ставом должны быть одинаковыми по величине, что достигается регулировкой положения натяжного барабана);

-          истирание бортов транспортерной ленты более 10 мм на сторону и пробои более 30 мм;

-          ослабление крепления рамы транспортера;

-          заклинивание барабанов или роликов;

-          износ транспортерной ленты скребков до металлоконструкций держателей скребков.

4.8. Стопор.

Подлежат проверке:

-          целостность элементов стопора;

-          надежность стопорения (для чего завести стопор за головку рельса, затянуть винт. Поднять ковш и включить машину на «Ход». Пробуксовка полускатов свидетельствует о надежности стопорения. При работе машины стопор должен находиться в верхнем транспортном положении).

Не допускается:

-          эксплуатация неисправного стопора, что выявляется при указанной выше проверке.

4.9. Редукторы: исполнительного органа и ленточного транспортера.

Подлежат проверке:

-          надежность закрепления редукторов и электродвигателей;

-          правильность центровки электродвигателя с редуктором (для полумуфт с шагом 25,4 мм зазор между полумуфтами не более 1,4 мм, а поперечное смещение не более 1,0 мм. Для полумуфт с шагом 50,8 мм соответственно не более 2,0 мм и не более 1,2 мм).

Не допускаются:

-          стуки при работе редуктора (требуется ремонт);

-          трещины, изломы деталей редуктора, течи смазки.

4.10. Смазка узлов и деталей машины.

Подлежат проверке наличие смазки, соответствие ее марки Руководству по эксплуатации машины в следующих узлах и деталях:

-          главный редуктор (по показаниям масломерного щупа) и редуктор транспортера (по контрольной пробке);

-          планетарные передачи механизмов перемещения машины и подъема ковша;

-          стаканы буферов;

-          шарнирные соединения рабочего аппарата;

-          приводные втулочно-роликовые цепи;

-          направляющие буферной сцепки;

-          винт задней опоры транспортера;

-          винты натяжного барабана;

-          оси рабочего аппарата;

-          тормоз стрелы;

-          оси вертикальных и горизонтальных роликов передней стойки;

-          подшипники приводного и натяжного барабанов транспортера;

-          опорные подшипники полускатов;

-          механизмы управления перемещением машины и подъемом ковша;

-          подшипники электродвигателей привода машины и привода транспортера.

Не допускается эксплуатация машины при отсутствии смазки в указанных местах и при уровне ее менее допустимого (в редукторах).

5. Оросительная система

Оросительная система состоит из реле контроля давления РДМ32, фильтра А3373/1, крана и манометра МТП-60/1–16х4 ГОСТ 8525–77, устанавливаемых в выработке на расстоянии не более 100 м; рукава, соединяющего реле давления с рукавами на погрузочной машине; форсунок конусных КФ 5,0–75.000 и крана ½ А-11803, размещенных на машине.

Подлежат проверке указанные выше элементы.

Не допускается ведение работ при давлении воды менее 0,6 МПа [3], при неисправностях реле контроля давления, при засоренных форсунках, при их числе, менее предусмотренного [3], а также при не устранённых утечках воды из оросительной системы.

6. Обследование электрооборудования и кабелей

На машине установлены:

-          станция управления СУ-3М;

-          выключатель автоматический шахтный ВАШ-16;

-          фары ФВУ — 3А;

-          соединитель электрический СНВ-25000 (закреплен к станции управления СУ-3М);

-          электродвигатели АИУБ225М6 и АИУ132S4;

-          устройство предупредительной сигнализации ПС-КУ (ПС-ИУ);

-          кнопочные посты КУ-90.

Силовые цепи напряжением 380/660 В выполнены кабелем КГЭШ, КГН в металлическом (проволочном) рукаве.

Магнитный пускатель ПВИ-125БТ (380/660 В), от которого запитано электрооборудование машины, установлен в выработке (на распредпункте) на расстоянии не более 100 м.

Подлежат проверке:

-          соответствие типа установленных на машине электродвигателей и электрических аппаратов конструкторской документации;

-          отсутствие (наличие) деформаций оболочек аппаратуры или других повреждений;

-          исправность блокировок и органов управления;

-          соответствие нормам размеров щели плоскостей взрывозащиты и наличие болтов на крышках оболочек, отсутствие повреждений (вмятины, задиры и др.) плоскостей взрывозащиты и смазка их, наличие именных пломб;

-          соответствие расчету уставок МТЗ или плавких вставок;

-          исправность заземляющей сети;

-          отсутствие (наличие) повреждений оболочек кабелей, целостность рукавов;

-          величина фактического сопротивления изоляции электроаппаратов, электродвигателей, кабелей.

Также должна быть проверена исправность предупредительного сигнала (продолжительностью не менее 5 с).

При выявлении нарушений в электрооборудовании и кабельных сетях необходимо снять электропитание, предупредить бригадира (звеньевого) об опасности и незамедлительно сообщить об этом руководству шахты (участка).

7. Рабочая карта экспертного обследования

Рекомендуемая форма

Тип погрузочной машины ________________________. Зав. № ______________.

Год выпуска ________________. Год ввода в эксплуатацию _________________.

Завод-изготовитель ___________________________________________________.

Таблица 1

Условный номер документа, составной части погрузочной машины

Наименование документа, составной части погрузочной машины

Оценка состояния

Нарушение ведения документа, дефект оборудования

01

Техническая документация

 

 

01–01

Разрешение Ростехнадзора

 

 

01–02

Паспорт (формуляр)

 

 

01–03

Руководство по эксплуатации (РЭ)

 

 

01–04

График ППР

 

 

01–05

Журнал регистрации ТО

 

 

01–06

Сведения об авариях, инцидентах, отказах

 

 

01–07

Формуляр «Учет работы»

 

 

01–08

Сведения о квалификации персонала

 

 

01–09

Должностные инструкции ИТР

 

 

01–10

Журналы инструктажа

 

 

01–11

Протоколы проверки знаний рабочих

 

 

01–12

Паспорт проведения выработки

 

 

01–13

Сведения о ревизии электрооборудования

 

 

01–14

Сведения о проверке МТЗ и защит от утечек тока

 

 

01–15

Сведения о сопротивлении изоляции

 

 

01–16

Сведения об измерении сопротивления заземления

 

 

01–17

Схема электроснабжения

 

 

01–18

Материалы маркшейдерской проверки

 

 

01–19

Материалы геологической службы

 

 

01–20

Сертификат на транспортерную ленту

 

 

01–21

Сертификаты на смазочные материалы

 

 

02

Идентификация машины

 

 

03

Сведения о вибродиагностике

 

 

04

Рабочий аппарат

 

 

04–01

Стрела

 

 

04–02

Ковш

 

 

04–03

Ковшовые и амортизационная цепи

 

 

04–04

Тормоз стрелы

 

 

05

Рама машины

 

 

05–01

Целостность рамы

 

 

05–02

Состояние сварных швов

 

 

05–03

Прочность закрепления на раме сборочных единиц

 

 

06

Тележка ходовая

 

 

06–01

Передние полускаты

 

 

06–02

Задние полускаты

 

 

06–03

Буксы

 

 

06–04

Пружины

 

 

06–05

Амортизаторы

 

 

06–06

Подшипники

 

 

07

Передняя стойка

 

 

07–01

Целостность стойки

 

 

07–02

Вертикальные ролики

 

 

07–03

Горизонтальные ролики

 

 

07–04

Буферное устройство

 

 

08

Механизм перемещения машины

 

 

08–01

Планетарный механизм (вал, шестерни, зубчатые венцы, тормозные шкивы)

 

 

08–02

Тормозные ленты

 

 

08–03

Цепные передачи к валам полускатов

 

 

08–04

Педали управления перемещением машины

 

 

08–05

Подножка

 

 

08–06

Предохранительный кожух

 

 

09

Механизм подъема ковша

 

 

09–01

Планетарный механизм (вал, шестерни, зубчатые венцы, тормозные шкивы)

 

 

09–02

Тормозные ленты

 

 

09–03

Цепная передача

 

 

09–04

Рычаги управления

 

 

09–05

Предохранительный кожух

 

 

10

Буферное устройство

 

 

10–01

Стакан и пружина буфера

 

 

10–02

Направляющие

 

 

10–03

Буфер

 

 

11

Транспортер ленточный

 

 

11–01

Рама транспортера

 

 

11–02

Крепление рамы

 

 

11–03

Ведущий и ведомый барабаны

 

 

11–04

Натяжное устройство

 

 

11–05

Поддерживающие ролики

 

 

11–06

Транспортерная лента

 

 

11–07

Скребки

 

 

12

Стопор

 

 

12–01

Целостность элементов

 

 

12–02

Надежность стопорения

 

 

13

Редуктор главный

 

 

13–01

Целостность корпуса

 

 

13–02

Надежность закрепления

 

 

13–03

Правильность центровки

 

 

13–04

Течи смазки

 

 

13–05

Ограждение

 

 

14

Редуктор транспортера

 

 

14–01

Целостность корпуса

 

 

14–02

Надежность закрепления

 

 

14–03

Правильность центровки

 

 

14–04

Течи смазки

 

 

14–05

Ограждение

 

 

15

Смазка узлов, деталей

 

 

15–01

Планетарные передачи

 

 

15–02

Рабочий аппарат

 

 

15–03

Втулочно-роликовые цепи

 

 

15–04

Ходовая часть

 

 

15–05

Транспортер

 

 

15–06

Ролики передней стойки

 

 

15–07

Механизм управления перемещением машины

 

 

15–08

Механизм управления подъемом ковша

 

 

15–09

Электродвигатели

 

 

16

Оросительная система

 

 

16–01

Соответствие руководству

 

 

16–02

Исправность элементов

 

 

16–03

Исправность эл. блокировки давления воды

 

 

17

Предпусковая сигнализация

 

 

17–01

Исправность

 

 

17–02

Продолжительность сигнала

 

 

18

Электрооборудование

 

 

18–01

СУ-3М

 

 

18–02

ВАШ-16

 

 

18–03

Фары ФВУ-3А

 

 

18–04

Соединитель СНВ-250ВВ

 

 

18–05

Электродвигатель главный

 

 

18–06

Электродвигатель транспортера

 

 

18–07

Кнопочные посты

 

 

18–08

ПВИ-125БТ

 

 

19

Кабельные сети

 

 

20

Заземляющие устройства

 

 

20–01

Состояние

 

 

20–02

Величина переходного сопротивления

 

 

 

Общая оценка породопогрузочной машины (пригодность к дальнейшей эксплуатации, требуется вывод ее в ремонт).

Заключение о результатах анализа рассмотренных документов с указанием недостатков по их ведению.

8. Средства измерений и инструменты для проведения экспертного обследования породопогрузочных машин

Таблица 2

№ п/п

Наименование прибора, инструмента

Диапазон измерений

1.

Штангенциркуль двухсторонний с глубиномером

0–125 мм

2.

Линейка измерительная металлическая

0–500 мм

0–1000 мм

3.

Рулетка в закрытом корпусе самосвертывающаяся

0–2000 мм

4.

Микрометр

25–50 мм

5.

Щупы № 2 и № 4

0,02–0,5 мм

01–1,0 мм

6.

Лупа складная карманная

Увеличение 6-кратное

7.

Лупа измерительная

Увеличение 10- кратное

8.

Мегаомметр М11021

2500 В

9.

Мегаомметр М4100/5

1000 В

10.

Ключи гаечные двухсторонние

Зев. № 3,2х4–75–80

11.

Ключи торцовые

Размер под ключ 2,5–36 мм

12.

Молоток слесарный

Масса 0,2–0,4 кг

13.

Плоскогубцы

Ширина губок 8–12 мм

14.

Отвертки слесарно-монтажные

Комплект

15.

Зубила слесарные

Ширина резца 5–20 мм

 

9. Оформление экспертного заключения

Оформление заключения по результатам экспертизы и утверждение его проводиться в порядке, установленном [1] Форма заключения рекомендована Консультативным советом по экспертизе промышленной безопасности при Южно-Сибирском управлении Ростехнадзора (Протокол № 4–2010 от 22.06.2010 г.).

Заказчику направляется копия проекта заключения экспертизы, а также перечень выявленных в процессе экспертизы недостатков.

Эксплуатирующая организация разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков, который согласовывает с экспертной организацией.

План мероприятий выполняет заказчик или специализированная организация по поручению заказчика.

О выполнении плана руководитель эксплуатирующей организации обязан официально уведомить руководителя экспертной организации.

По окончании экспертизы:

-          заказчику (эксплуатирующей организации) передается подписанное руководителем экспертной организации заключение с приобщенными к нему актами (протоколами);

-          в формуляр (паспорт) машины вносится запись о ее результатах (с указанием даты и номера соответствующего заключения). При наличии дефектов эта запись вносится после выполнения плана мероприятий.

Копия экспертного заключения хранится в экспертной организации до вывода машины из эксплуатации.

10. Требования безопасности при проведении работ по экспертному обследованию породопогрузочных машин 1ППН5

1.         Перед посещением подземных выработок эксперту (экспертам) следует в соответствии с требованиями [2]:

1.1.   Ознакомиться с принятым на предприятии порядком посещения шахты работниками сторонних организаций, в т. ч. в части назначения работников шахты в качестве сопровождающих эксперта (группу экспертов) и обеспечивающих безопасные условия труда.

1.2.   Вместе с сопровождающим лицом ознакомиться с ПЛА в части схемы запасных выходов из шахты на случай аварии.

1.3.   Ознакомиться с наряд — допуском, оформляемым на предприятии и отражающим опасные факторы на месте предстоящих работ с указанием границ объекта.

1.4.   Потребовать от руководства участка (объекта) провести с экспертом (группой экспертов) инструктаж по мерам безопасности, в т. ч. о порядке пользования самоспасателем.

1.5.   При получении, в ламповой шахты, головного светильника и самоспасателя убедиться (вместе с сопровождающим лицом) в их исправности.

1.6.   Убедиться в том, что сопровождающее лицо имеет при себе приборы аэрогазового контроля.

2.         Перед проведением работ на погрузочной машине следует убедиться в том, что напряжение с электрооборудования снято, на отключающий аппарат навешан плакат «Не включать — работают люди», а также приняты меры, исключающие внезапный пуск машины.

3.         Снятые с машины детали должны укладываться на полки (помосты), обеспечивающие устойчивое положение деталей, удобство проведения работ и исключающие их падение (скатывание).

4.         Перед пуском машины следует убедиться в том, что ранее снятые детали, в т. ч. ограждающие устройства, установлены на место, а на движущихся (вращающихся) частях не оставлены приборы, инструмент и др.

5.         Перед вскрытием крышек на оболочках взрывозащищенного электрооборудования следует убедиться в снятии напряжения со вскрываемого отделения, а также в содержании метана (измеряет сопровождающее лицо), которое не должно превышать 1 % [2].

6.         При испытаниях кабеля следует контролировать содержание метана в выработке, где он расположен. При этом содержание метана не должно превышать 1 % [2].

7.         Руководитель экспертной группы несет ответственность за соблюдение членами этой группы установленных требований безопасности.

 

Литература:

 

1.         Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013г.

2.         Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утверждённые приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 г. № 550, зарегистрированные в Минюсте России 31.12.2013г., рег. № 30961.

3.         Машина породопогрузочная 1ППН5. Руководство по эксплуатации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle