Библиографическое описание:

Плюхина Н. А. Предприятия транспортировки нефти на современном этапе: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 606-609.

Любая организация, и организация сферы нефтепродуктов — не исключение, ставит целью максимизацию прибыли и формирование устойчивого развития в перспективе.

Рассматривая вопрос устойчивого развития, необходимо затронуть финансовую устойчивость.

Финансовая устойчивость — экономическая характеристика, которая свидетельствует о стабильном экономическом положении организации, в частности: о превышении доходов над текущими расходами, о том, что организация может свободно распоряжаться денежными средствами и эффективно их использовать; о бесперебойном процессе производства продукции и о ее реализации.

Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль.

Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

При решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Предприятие финансового устойчиво, если обеспечивается рост прибыли, капитала, а также наблюдается платёжеспособность организации.

Оценить финансовую устойчивость организации можно с помощью абсолютных и относительных показателей.

К абсолютным можно отнести запасы и источники, которые покрывают эти запасы.

Относительная оценка подразумевает расчет ряда коэффициентов. Чаще аналитическими процедурами занимаются непосредственно экономисты организации. С точки зрения комплексного анализа, для оценки финансовой устойчивости можно выделить ряд коэффициентов:

-        коэффициент финансового рычага;

-        коэффициент финансовой независимости;

-        коэффициент маневренности;

-        коэффициент мобильности.

Коэффициент ликвидности, несмотря на значимость и важность, все же является косвенным показателем финансовой устойчивости.

Также можно обозначить факт, что финансовая устойчивость характеризует финансовое состояние организации [1].

Для определения положения компании проводится анализ ее финансового состояния: в ходе расчетов, интерпретации и оценки финансовых показателей обнаруживаются уязвимости предприятия, для устранения которых затем разрабатывается ряд мер, а также выявляются резервы повышения эффективности производства.

Анализ может проводиться как по отдельным службам предприятия, так и по инвесторам, поставщикам, контролирующим органам на основе отчетности.

В первом случае целью будет обеспечение непрерывности входящего потока финансов и дальнейшее их распределение таким образом, чтобы получить максимальную прибыль; во втором — поиск возможности наиболее выгодного вложения средств и исключение потерь [2].

Рассмотрев определение устойчивого развития, стоит перейти к раскрытию вопроса об организациях, связанных с транспортировкой нефтепродуктов.

Нефтяная промышленность России является стратегическим форпостом страны, основой стабильности и базисом для развития современной экономики. Современный мир невозможно представить без продуктов переработки нефти: топливо для космических ракет, дорожные покрытия и медикаменты, игрушка в руках ребенка — все это продукция нефтяной отрасли в России и в зарубежных странах.

Нефтяные компании России связаны сложнейшим комплексом взаимодействий, обеспечивая путь нефти. Предприятия нефтяной индустрии решают десятки важнейших задач, в том числе за счет развитой системы дочерних компаний и предприятий. Их деятельность не может обойтись без привлечения небольших нефтяных компаний, специализирующихся на сервисном обслуживании, строительстве буровых и подсобных сооружений, ремонте скважин, прокладке трубопроводов и других специализированных функциях.

При всем стремлении к универсальности, естественные монополии обладают определенной спецификой, заданной природными и экономическими условиями. Каждая нефтяная компания имеет область деятельность, отличную от других, будь то разработка месторождений на шельфе, проектирование нефтеперерабатывающих заводов, либо транспортировка нефти. Некоторые из них распространяют свое влияние на всю территорию России и частично зарубежные страны; иные компании обладают строго районированной ресурсной базой.

Учитывая узкую направленность и специфику деятельности, необходимо отметить:

-        данные организации являются по своей сути монополистами на рынке;

-        являются подконтрольными государству;

-        учитывая специфику деятельности, тарифы, формируемые выручку, также контролируются государством.

Таким образом, организации, транспортирующие, перерабатывающие нефть являются монополистами, не требующими дополнительного продвижения на рынке.

Что касается финансовой устойчивости данных предприятий, то необходимо отметить, что в развитии таковых заинтересовано государство и, учитывая спрос на оказываемые услуги, услуги данных предприятий будут востребованы всегда.

Несмотря на значимость и важность предприятий транспортировки нефти, все же возникают проблемные аспекты деятельности, такие как:

-        сложные вопросы в связи с организацией крупных холдингов и правосубъектности данных организаций;

-        отсутствие четкого и логического законодательства в сфере правоотношений транспортировки нефти, по сути, данные правоотношения регулируются, прежде всего, ведомственными нормативными документами;

-        существует вопрос легализации остатков нефти, которая скапливается в трубопроводе и учитывается как норма естественной убыли;

-        невозможность компании, транспортирующей нефть доказать и обосновать вопрос качества нефти.

Таким образом, все вышеприведенные вопросы, касаются с первого взгляда в большей мере правового аспекта.

Но учитывая, что тарифы достаточно высоки и предприятия-заказчики учитывают все проблемные и спорные аспекты, существует риск снижения спроса и возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, характер развития правоотношений в сфере транспортирования нефти по магистральным трубопроводам на современном этапе доказывает, что проблемы, вставшие перед хозяйствующими субъектами, не могут быть решены без вмешательства государства.

Существует мнение о том, что договором транспортировки оформляются отношения по переработке, и объектом выступает передаваемая в систему магистральных нефтепроводов нефть непосредственно отправляющей стороны, то есть выступает в качестве вещи.

В ходе отношений по транспортировке отправитель нефти, передавая одну нефть, приобретает право собственности на другую нефть, полученную в результате ее смешения в нефтепроводе, что рассматривается как процесс переработки.

Постоянные усовершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность транспортировки нефти (наряду с отсутствием федерального закона) приводят к тому, что зачастую у предприятий нет полного понимания того, к какому же органу нужно обращаться при решении той или иной проблемы.

В 2011 г. Правительством Российской Федерации принимается два постановления, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере нефтеснабжения.

Постановлением от 17 февраля 2011 г. N 90 утверждаются Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти. Наиболее важным значением в плане исследуемых отношений имеет второе Постановление Правительства от 29 марта 2011 г. N 218, которым утверждены Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации [3].

Названными Правилами определено, что услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, заключаемого с потребителем (п. 6).

Под оператором понимается субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам; под потребителем — лицо, являющееся собственником нефти (нефтепродуктов) либо владеющее ею на ином законном основании, удовлетворяющее требованиям названных Правил и получившее в установленном порядке доступ к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.

Но данных актов недостаточно, чтобы раскрыть спорные вопросы, к тому же государству необходимо уделить внимание не только законодательной основе, но и функции контроля. Именно данные аспекты позволяют сохранить привлекательность, монопольность деятельности, а значит и устойчивость на рынке, в том числе и финансовой.

 

Литература:

 

1.    С. Е. КОВАН. Финансовая устойчивость предприятия и ее оценка для предупреждения его банкротства / Е. С. Кован//. — Экономический анализ: теория и практика». — № 15. — 2012.

2.    Гражданское право: Учебник. В 3-х т. Т.2. — 4-е изд., перераб. и доп./ Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. K. Толстой. М.: Изд-во «Проспект», 2013. С.90.

3.    Л. И. Шевченко. Развитие законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных нефтепроводов, и его влияние на теоретические представления об их правовой сущности /Л. И. Шевченко// Юридический мир. — 2013. — N 5 Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/k248.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle