Библиографическое описание:

Денгаев А. М. Формирование инновационной социально-ориентированной модели развития туристской отрасли // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 503-506.

Статья посвящена анализу основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития туристской деятельности.

Ключевые слова:социально-ориентированная модель, туристская отрасль, социальная роль туризма.

 

Главная стратегическая цель социально-экономического развития страны — это формирование нового образа будущей России, как ведущей мировой державы XXI века. Достижение этой цели означает — передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, комплексное обеспечение национальной безопасности, реализация конституционных прав граждан и усиление социальной роли в управлении и развитии экономики.

Формирование инновационной социально-ориентированной модели развития экономики требует решения следующих задач:

-          повышение уровня доходов и качества жизни населения;

-          социальное благополучие и согласие;

-          экономика лидерства и инноваций;

-          сбалансированное пространственное развитие;

-          институты экономической свободы и справедливости;

-          безопасность граждан и общества.

Комплексное решение указанных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, который позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Именно эти достижения и должны стать катализатором преобразования устоявшейся системы социально-экономического развития страны. [3]

Первое направление перехода к инновационному социально — ориентированному типу экономического развития страны является развитие человеческого потенциала России. Для этого необходимо:

-          создать благоприятные условий для развития способностей каждого человека;

-          улучшить условия жизни российских граждан и качества социальной среды;

-          усилить социальную роль туризма;

-          повысить конкурентоспособность человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики, к которым можно отнести сферу туристских услуг.

Социальная роль туризма проявляется в его оздоровительной, просветительской, воспитательной функции. Каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма.

Основные направления усиления социальной роли туризма:

-          необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения любой инициативы поддержки программ социального туризма со стороны бизнес-сообщества;

-          добиться повышения доступности туристских услуг для наименее социально защищенных групп населения и учащихся;

-          уделять особое внимание развитию лечебно-оздоровительного туризма;

-          совершенствовать материально-техническую базу туристской инфраструктуры;

-          внедрить программы активного продвижения лечебно-оздоровительного туризма на внутреннем рынке, в том числе путем организации сотрудничества (ознакомительных и обучающих мероприятий) с медицинскими работниками;

-          внедрить практику активной маркетинговой деятельности;

-          интеграция туристских программ в образовательную среду;

-          обеспечить безопасность туристской деятельности.

Вопросы повышения безопасности туризма являются ключевыми на современном этапе государственной политики в области туризма, ориентированной на повышение качества жизни населения. Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, мер, принимаемых фирмами, турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста.

Второе направление перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития — это создание высококонкурентной институциональной среды в туризме, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в туристскую деятельность. Основные механизмы создания институциональной среды:

-          создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

-          поддержка образования новых туристских компаний и новых видов туристского бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

-          снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости туристской политики государства;

-          повышение договороспособности туристских организаций и прозрачности ведения туристского бизнеса;

-          обеспечение высокого качества государственного управления в сфере туризма.

На сегодняшний день отечественная политика, проводимая в области туризма, не соответствует стандартам мировой туристской индустрии.

Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость:

-          разработки эффективной модели государственной политики в области туризма на основе стратегического планирования;

-          совершенствования стратегий развития и управления сферой туризма;

-          создания программ развития регионального туризма с учетом создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

-          разработки эффективного институционального механизма управления туристской отраслью;

-          выработки долгосрочной политики управления региональным туризмом.

На основе проведенного исследования можно построить эффективную модель формирования государственной политики развития туризма (см. рисунок 1). [1]

Рис. 1. Модель формирования государственной политики в области туризма

 

В представленной на рисунке 1 модели четко обозначены основные аспекты государственного регулирования туристского рынка.

Третье направление — это инвестиционно-технологическое развитие туристской деятельности. Туризм базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Качественное использование ресурсного потенциала требует интенсивного технологического обновления, являющегося важнейшим условием успеха модернизации и фактором роста конкурентоспособности регионального туристского продукта. Развитие туристской отрасли выдвигает следующие основные задачи:

-          научное исследование рекреационных ресурсов;

-          разработка методики экономической оценки этих ресурсов;

-          анализ количественных и качественных показателей этой оценки.

Решение этих задач требует от общества постоянного поиска эффективного экономического механизма для оценки насыщенности территории рекреационными ресурсами. Экономический эффект рекреационной деятельности проявляется, с одной стороны, в результативности функционирования учреждений туристского назначения, а с другой — в развитии народного хозяйства страны в целом.

Главным фактором повышения экономической эффективности развития туризма является привлечение инвестиций в туристский сектор. Инвестиции в туристском секторе направлены на обеспечение расширенного воспроизводства и производства новых услуг.

Необходимо понимать, что для внедрения инвестиций нужны активные, согласованные и управляемые действия всех заинтересованных лиц. Для этого необходимо разработать общую технологию управления инвестиционным процессом в туристской деятельности.

Во многих странах в развитие туристской отрасли вкладывают огромные финансовые средства. Российская Федерация также включена в мировой процесс развития туризма и, несмотря на незначительные текущие финансовые показатели в туризме, имеет благоприятные прогностические тенденции для развития отрасли. На рисунке 2 представлена динамика оказания платных услуг размещения туристов в Российской Федерации за 2010–2013гг.

Условиями создания эффективно функционирующей системы управления инвестиционными процессами туристской отрасли выступают: повышение научной обоснованности управленческих решений в области инвестирования, обеспечение взаимодействия таких основных элементов системы управления, как принципы, методы, функции управления, инструментарий, ориентирующие реализацию инвестиционных проектов на достижение необходимых результатов и уровня эффективности. [2]

Рис. 2. Динамика оказания платных услуг размещения туристов в Российской Федерации за 2010–2013гг.

 

Эти обстоятельства предопределяют необходимость формирования такого механизма управления процессом инвестирования в туристский бизнес, который обеспечивал бы достижение поставленных целей инвестиционного проектирования, как в стратегическом плане, так и в ближайшем будущем. На рисунке 3 представлен механизм управления инвестиционным процессом в туризме. [1]

Рис. 3. Механизм управления инвестиционным процессом в туризме

 

Как следует из рисунка 3, инвестиционная активность зависит от двух составляющих: инвестиционного климата и инвестиционного потенциала.

Четвертое направление — переход к новой модели пространственного развития российского туризма, в том числе:

-          формирование новых туристских центров, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

-          сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;

-          укрепление системы стратегического управления региональным туризмом;

-          повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил;

-          повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей в реализации планов и программ развития туристской отрасли.

В регионах Российской Федерации предпринимаются меры по концентрации сил на развитие туризма. Однако методов воздействия региональных органов в данном направлении явно недостаточно. Необходимо проработать методические основы политики туристско-рекреационного комплекса, находить пути совершенствования стратегий формирования организационно-методологических основ управления туристским рынком. Для этого целесообразно применить следующие методы:

-          привлечение средств населения;

-          политика по развитию рынка ценных бумаг;

-          политика по развитию рынка страховых услуг;

-          политика по развитию рынка лизинговой деятельности.

В целом переход на социально-ориентированную модель развития туризма должно обеспечить:

-          значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в местный бюджет;

-          повышения качества жизни населения;

-          обеспечения дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры исторического наследия и природы;

-          проведения экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона;

-          устойчивое развитие внутреннего туристского рынка.

 

Литература:

 

1.         Денгаев А. М. Анализ методологических основ управления региональным туризмом в условиях риска и неопределенности.

2.         Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 2561–2565.

3.         Денгаев А. М. Мероприятия, направленные на совершенствование методологических основ повышения эффективности управления сферой туризма в регионах в условиях риска и неопределенности. Экономические исследования. 2014. С.4.

4.         Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие.- М.: Финансы и статистика, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle