Библиографическое описание:

Махмудов У. Б., Раджабов О. А. Из истории узбекской национальной борьбы «кураш» // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 779-781.

Узбекская национальная борьба «кураш» является одним из самых древних видов спорта и имеет свою яркую, интересную историю. В древних восточных источниках кураш упоминается как зрелищное единоборство.

Известный венгерский ученый Л.Кун в своей книге «Всеобщая история физической культуры и спорта» отмечает, что кураш имеет свою древнюю историю. Он также подчеркивает, что этим видом спорта занимались в Иране, Турции, Индии, Центральной Азии, то есть в Туране.

В постоянных местах проживания древнего человека наряду со сценами охоты начали появляться изображения борющихся людей. В частности, на стенных рисунках египетских пирамид были найдены изображения борца с высокой техникой. Бронзовая статуэтка, изготовленная приблизительно в ХХVIII веке до нашей эры считается самым древним памятником «белбогли кураш» (вид кураша, в котором борцы состязаются держа за ремень противника) [4; с. 10]. На его основе лежит прием удушения.

О развитии борьбы и борцовской техники в Древней Греции свидетельствуют многочисленные статуи, амфоры и изображения, произведения древнегреческих поэтов, историков, философов, как Гомер, Платон, Пиндар и другие. Например, сцена состязания Аякса и Одиссея из произведения Гомера «Илиада» (IX-VIII до н. э.) излагается таким образом:

«Чресла свои опоясав, борцы на средину выходят;

Крепко руками они под бока подхватили друг друга,

Словно стропила, которые в кровле высокого дома

Умный строитель смыкает, в отпору насильственных ветров.

Сильно хребты захрустели, могучестью стиснутых рук их.

Круто влекомые; крупный пот заструился по телу;

Частые полосы вкруг по бокам и хребтам их широким

Вышли багровые; с ревностью в гордых сердцах одинакой

Оба алкали они и победы, и славной награды.

Долго ни царь Одиссей не смогал опрокинуть Аякса,

Ни Аякс не смогал одолеть Одиссеевой силы…».

Начиная с 776 года до н. э. в Древней Греции начали проводиться Олимпийские игры. Они проводились по 5 видам спорта. Борьбу, как вид спорта, добавили в список олимпийских игр в 708 году до н. э.

Несколько исторических источников и археологических памятников подтверждают, что в нашем регионе курашом занимались с древних времен.

Известный археолог С. П. Толстов в своих археологических исследованиях, проведенных в Джанбаскале (Хорезм) определил, что в IV веке до н. э. среди родовых общин был широко распространен традиционный куращ [7; с 59–61]. Именно в процессе данных исследований были найдены статуэтки соревнующихся борцов. В памятнике Койкырылганкала был найден ритон с изображением борцов, относящийся к IV-III векам до н. э. С. П. Толстов утверждает, что наши предки во время различных празднеств, гуляний, особенно в день Навруза, проводили состязания по курашу.

Античный писатель Эллиан Клавдий (II-III века н. э.) оставил ценные сведения о кураше. Он обращает внимание на один обычай жителей Турана, свидетельствующий о месте и роли кураша в установлении семейных отношений: от жениха требовалось побороться с невестой. Если жених победит — невеста выйдет за него замуж, в противном случае он превратится в пленника невесты [6; c. 141].

В таких бесценных образцах устного народного творчества узбекского народа, как эпосы «Алпамыш», «Гогоглы», «Тулганой» воспевались борцы, их сила, храбрость.

В эпосе «Алпамыш» очень ярко изображены состязания борцов, их техника, ловкость. Собственно, очень красочно звучит речь Барчинай, когда она объявляет свое условие: «Выйду замуж за богатыря, преодолевшего сопротивление девяноста борцов…» [2; с. 121].

Летописцами древнекитайской династии Хан (III век до н. э. — I век н. э.) и греческим историком Помпей Трог (I век н. э.) отмечено, что древние племена были знамениты своими ловкими, храбрыми борцами.

В Х веке в Средней Азии техника кураша была более усовершенствована. В древнекитайском источнике «Тан-шу» отмечено, что жители Ферганы, вышедшие на гуляния, посвященные празднику «Навруз», поделились на две группы и начали состязаться по курашу [1; с. 7].

Известный знаток языка Махмуд Кашгарский тоже в своих произведениях приводит отрывки из соревнования богатырей по курашу. По сведениям арабского географа и путешественника Макдисий (X век) в таких городах, как Самарканд, Мерв, Балх, во время празника Навруз проводились соревнования по курашу. В своем произведении «Шахнаме» Абулкасим Фирдауси воспевает народных курашистов, их героизм.

В произведении «Гулистан» Саади описывает национальную борьбу кураш. В нем говорится, что некий борец хорошо осваивает технику кураша, умело пользуется 360 приемами. В дальнейшем, этот борец воспитывает ученика и научит его 359 приемам: ученик станет искусным борцом [5].

В древности многие разногласия между племенами, государствами решались путем сражения наилучших борцов обоих племен, государств, что не приводило к массовому кровопролитию. Боевыми оружиями могли служить меч, копье, лук и другие. Вследствие поломки оружий бой продолжали путем рукопашного сражения. По результатам боя одержал верх то племя, государство, которому принадлежал победивший борец.

Великий ученый Абу Али ибн Сино (980–1037), говоря о кураше, отметил: «Кураш различался по видам. Одним из его видов являлся белбогли кураш, по правилам которого борцы хватили друг друга за ремень. В любом случае не отпускали свои руки из ремня противника и боролись до победы» [1; c. 7].

Великий полководец Амир Тимур в целях повышения физической силы своих воинов учил их пользоваться различными приемами кураша. Таким образом кураш приобрел массовое значение.

В произведениях Алишера Навои «Хамса», «Холати пахлавони Мухаммад», Зайниддина Васифи «Бадое ул вакое», Хусейна Воиз Кашифи «Футтуватномаи султоний», Захириддина Мухаммада Бабура «Бабурнаме» имеются ценные сведения о кураше.

Правитель Кокандского ханства Худаярхан придавал курашу огромное значение и на каждый праздник, гулянье приглашал курашистов даже из соседствующих ханств. В целях обороны также прибегал к их помощи [1; с. 7].

Х.Вамбери, путешествовавший в Среднюю Азию во второй половине XIX века оставил такие сведения: в сороковой день рождения младенца в семьях проводили праздники. В эти праздники приглашали борцов и проводили зрелищные состязания [8; с. 15].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что узбекская национальная борьба «кураш» существовала издавна. В течение веков изменились, совершенствовались его приемы. Кураш служил средством представления силы, техники богатырей и делал национальные праздники узбекского народа зрелищными.

 

Литература:

 

1.      Азизов Х. Н. Туркестанский белбогли кураш. — Ташкент, 1998.

2.      Алпамыш. Героический эпос узбекского народа. — Ташкент, 1998.

3.      Керимов Ф. А. Теория и методика спортивного кураша. — Ташкент, 2001.

4.      Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.,1982.

5.      Настенные росписи. Камашинский район Кашкадарьинской области.

6.      Национальная энциклопедия Узбекистана. — Ташкент, 2001.

7.      Толстов С. П. Древний Хорезм. — М., 1948.

8.      Вамбери Х. История Бухары и Мавераннахра. — Ташкент, 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle