Библиографическое описание:

Чуйко Т. А., Русскова Е. В. Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 874-877.

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Ключевые слова: английский язык, мотивация, внеурочная деятельность.

 

В современном мире успешный человек уже не представляет свою жизнь без иностранных языков. Языки стали неотъемлемой частью нашей жизни, они окружают нас повсюду. Знание языков открывает огромные возможности перед нами, через язык мы находим связь между народами и их культурой, расширяем тем самым свой кругозор. Но при всём при этом многообразии возможностей у людей до сих пор возникают проблемы в изучении языка.

Иностранный язык мы, как правило, начинаем изучать ещё в школе, но по каким-то разным причинам часто изучение не приводит к хорошему знанию. Причины эти связаны с полным отсутствием или потерей мотивации. Хотя выгоды от знания иностранного языка значительно, они становятся доступны только после освоения языка до определенного уровня, позволяющего самостоятельную работу с интересными изучающему неадаптированными текстами, хотя бы со словарем. До достижения такого уровня изучение языка не приносит видимых преимуществ, и мотивация к изучению должна формироваться другими средствами. Ученик в школе не получает никаких вознаграждений за тот или иной уровень знание языка: родители не хвалят за успехи или делают это редко, преподаватель не награждает за правильно выполненное задание, а сам процесс изучения иностранного языка растягивается на годы, вызывая разочарование и, часто, убежденность в неспособности добиться успеха. Для человека мотивация наградой за сложную и возможно даже не очень интересную работу очень важна. Если ребенок старается и не получает даже похвалы или отличной отметки долгое время это приводит к уменьшению мотивации или даже полной ее потере. Способность человека сдерживать желание получить отложенное удовлетворение — это навык, который вырабатывается наравне с такими навыками как самоконтроль и терпение. Развивать такой навык полезно, но если удовлетворение будет задержано на долгий срок, это приведет лишь к нежелательным последствиям. У ученика не будет желания продолжать стараться учить сложный предмет. Ведь это не приносит ему никакого удовлетворения

В результате ошибки школы стараются исправить педагоги вузов, пытаясь найти новые методы обучения, которые активировали бы мотивацию студентов, так как именно мотивация играет важнейшую роль в изучении языка.

Мотивацию изучают с различных сторон [1], поэтому понятие трактуется по-разному. Сложность и многогранность вопроса мотивации обуславливает множество подходов к осознанию её смысла, устройства, к приёмам её изучения. Если рассматривать точку зрения Х. Хеккаузена, то мотивация не является единым процессом, она реализуется из различных процессов, воплощающих функцию саморегуляции, прежде всего до и после совершения действия [2], но, если исходить из общего определения, мотивация означает внутреннее побуждение к действию, обусловливающее заинтересованность индивида в его свершении. Мотивация выполняет различного рода функции, она движет, направляет, организует, а также усиливает значимость учебной деятельности. Единение всех этих функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в действии обучающихся.

При изучении иностранного языка выделяют два основных вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Для успешного изучения языка необходимо наличие обоих видов. Внешняя мотивация делится на общественные и личностные: мотивация оценивания, успеха (когда обучающийся выполняют работу ради оценки, похвалы), самоутверждения, благополучия (когда обучение выполняется в силу давления родных, преподавателей).

При этом всём, основной движущей силой процесса овладения знаниями является внутренняя мотивация, выходящая из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается побудительной силой самодеятельности, т. е. это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой. Образование внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой сфере.

При внешней мотивации на человека действуют те факторы, которые находятся в окружающем его мире, вне его личности. Этим факторам зачастую может служить общественное мнение, от которого, так или иначе, зависима любая личность. Нас мотивируют родители, педагоги; они побуждают нас к действиям, которые мы выполняем, чтобы получить награду или избежать наказания. Соответственно, этот вид мотивации делиться на позитивную и негативную. В первом случае человека мотивируют тем, что он получит при выполнении этой работы какое-либо вознаграждение. А во втором отрицательными последствиями за невыполнение этой работы.

Именно тем, ради чего мы совершаем то или иное действие, и отличается внешняя мотивация от внутренней. При втором виде мотивации человек совершает те действия, которые приносят ему личную пользу. Внутренняя мотивация побуждает заниматься человека делом, не потому что он получит вознаграждение за проделанную работу, а потому что ему нравится этим заниматься, потому что он получает удовольствие от процесса или его результата. Факторы, действующие на человека, находятся внутри него; это его мысли и чувства.

Эти виды мотивации по-разному влияют в той или иной ситуации, поэтому нельзя сказать какая мотивация сильнее. Эти виды мотивации идут раздельно, но именно с помощью внешней мотивации есть шанс натолкнуть личность на внешнюю: внешняя мотивация к выполнению дела, изначально не привлекательного для определенного человека, может послужить толчком к развитии внутренней мотивации в связи с эмоциональной реакцией на достижения, оцененные извне [1].

Вся внеурочная деятельность, необычные подходы, новые способы изучения, все то, что преподаватель вносит в обычное занятие по сложному предмету, используется именно с целью образования внутренней мотивации студентов к изучению этого предмета. Посредством внешней мотивации педагог принуждает студентов выполнять задания, которые сами по себе несут потенциал удовольствия от их выполнения, таким образом, закладывая элементы внутренней мотивации. Элементарным случаем тут будет формирование повышенной самооценки в связи с успешным выполнением задания и получения внешней оценки своих действий. Так внешняя мотивация (получение оценки) превращается во внутреннюю (удовольствие от процесса выполнения задания и от успешного выполнения). Конечно, щедрые вознаграждения и незаслуженные похвалы, которые даются очень легко, никогда не повысят внутреннюю мотивацию, напротив, они побудят человека расслабиться и потерять желание к выполнению работы. Но с другой стороны всякое отсутствие этих положительных моментов в обучении не будут повышать их внутреннюю мотивацию. Именно поэтому, мотивация студента — это сложная система, при которой получить вознаграждение было бы достаточно трудно, чтобы появился азарт и интерес, и одновременно не настолько сложной, чтобы у ученика опустились руки. Учитель должен быть тонким психологом, чувствующим, как часто нужно подбадривать похвалами и делать замечания.

Внешняя мотивация очень важна для учеников и студентов, которые изначально не заинтересованы в предмете и у них уже отсутствует внутренняя мотивация. Им не нравится этот предмет, они не получают удовлетворения от работы над ним. Человек никогда не сядет за неинтересную работу, если нет внешней мотивации к ней. А если он не будет заниматься этим делом, любовь к нему не откуда не появится. Именно внешняя мотивация может подтолкнуть ученика обратить внимание на предмет, попробовать его и в лучшем случае пробудить его внутреннюю мотивацию к изучению.

Одним из наиболее эффективных средств борьбы с отсутствием мотивации у студентов при изучении иностранного языка является использование педагогом различных нестандартных учебных методов [3, 4, 5], наполненных положительным эмоциональным зарядом, такого рода учебные методы оказывают благоприятное воздействие на изучение языка. Огромную роль в повышении мотивации студентов в изучении иностранного языка играет участие в различных конкурсах с языковой составляющей. В таких конкурсах не всегда требуется высокое владение английским языком, часто слабость знания языка можно компенсировать творческой составляющей. Как правило, конкурсы требуют использование коротких высказываний на иностранном языке, которые можно подготовить заранее, в сочетании с неязыковой активностью. Тем самым симулируется, в некоторой ограниченной форме языковая среда, где иностранный язык служит не целью, как на занятиях, а средством передачи информации.

Участие в конкурсе студенту с низким уровнем владения языка даёт возможность поверить в себя, студент добился успеха. Успех начинает ассоциироваться с английским языком, а это даёт мощный мотивационный толчок для будущих побед и для более эффективного изучения языка.

К примеру, группа, где учатся авторы, характеризуется владением английским на уровне А2, то есть, не отличается особым высоким уровнем знания английского языка, но мы, несмотря на это, как люди творческие, участвуем в этих конкурсах для раскрытия своего творческого потенциала.

Одним из первых конкурсов в нашей студенческой жизни был конкурс «Новогодняя открытка на английском языке», и, сразу же студентка нашей группы заняла призовое место, получив признание и приятный приз. Данная ситуация сподвигла других студентов участвовать в последующих конкурсах. Конкурс был организован кафедрой иностранных языков и приглашал к участию весь институт. Задание конкурса необычное в том плане, что отличается от обычных домашних заданий по английскому. Участникам необходимо было проявить не только и даже не столько свое знание английского языка, сколько свои художественные навыки. Этот конкурс привлек всех творческих студентов, они лепили, рисовали, клеили и даже строили новогодние открытки; это были студенты, для которых творчество — это хобби. Конечно, важной частью конкурса являлось и текстовое поздравление на английском языке, для правильного составления которого студентам низкого уровня пришлось провести определенную исследовательскую работу, чтобы добиться грамматической и лексической правильности. В свои открытки участники вложили душу и поэтому выбор нужных слов и способа их изложения, был сделан ими очень внимательно. Удовольствия от написания и подбора текста на английском они получили не меньше чем от создания открытки. Студенты получили удовлетворение, здесь сработало уже их внутренняя мотивация к этой работе. И для тех, кто приложил максимальные усилия и создал открытку абсолютно непохожую на другие, были подготовлены приятные сладкие подарки. Но приятное поощрение за проделанную творческую работу получили все участники конкурса, ведь абсолютно все открытки участвовали в выставке в учебном корпусе, где все посетители могли насладиться творчеством студентов.

В дальнейшем, на кафедре был проведён конкурс карикатур и комиксов, где студенты, уже объединивших в группы продемонстрировали своё творчество с применением английского языка в более сложной языковой форме. Обе темы и карикатуры и комиксы очень комичные. Участнику необходимо было придумать смешную историю или даже вспомнить что-то из своей жизни и изложить на английском языке и при помощи рисунков. Плюс этого конкурса в том, что студенты сами выбирают тему, которая им понравится. Ведь на занятиях ребята всегда ограниченны. У них есть определенные темы для сочинений и эссе, которые не всегда им нравятся и даже часто бывают просто скучными. Здесь участники не ограниченны и свободны в выборе. И конечно писать на веселые шутливые темы всегда интересно, ведь чаще всего на уроках студенты пишут только в сухом деловом стиле. Юмор здесь играет ключевую роль в удовольствии, полученном участниками конкурса. Ну и конечно, отличившимся студентам полагалась награда, воплощающая в форме сладкого приза внешнюю оценку достижений.

Разнообразный характер конкурсов необходим, чтобы разные студенты смогли найти интересный для себя. Следующим этапом взаимодействия студентов и языка было участие в съемке видео на английском языке на тему «А у нас в Рио-Инженерио все говорят на английском» [4]. Здесь студенты показали свой английский уже на более высоком уровне, применив при этом свою креативность, совокупность всех этих аспектов помогла занять студентам призовое место. Идеей этого конкурса были привлечены начинающие операторы, актеры и любители видеомонтажа. Всем людям увлекающимся, каким-либо делом, всегда интересно пробовать его новые грани. Здесь ребятам тоже нужно было попробовать себя в новом деле: попробовать сделать видео на английском языке. Задача непростая, но интересная и необычная. Английский язык как новая сторона их увлечения, в данном случае съемки видео, привлек их внимание. Рассказать свою историю на камеру, да еще и на английском — это новая задачи и новый уровень мастерства. Создание видео ролика заняло много времени, студенты выложились полностью и результат был абсолютно разный. Кто-то снял шуточный ролик, у кого-то были затронуты серьезные темы, у кого-то действие проходило в общежитии, а у кого-то на улице и в учебных корпусах. Все проявили свою фантазию и оригинальность, а призеры и победители были награждены кроме традиционных сладостей сертификатами на получение скидок при обучении в центре медийного творчества, дающими возможность развивать свои возможности в работе с видео.

Самым мощным мотивационным моментом было участие всей группы в масштабном фестивале посвященному творчеству английского поэта и драматурга Шекспира [4]. По итогам наша группа заняла первое место в одной из номинаций. На этом конкурсе было несколько номинаций, каждый мог найти что-то по душе. Можно было выступать, как лично рассказав на английском стихотворение Уильяма Шекспира, так и в команде представив актерскую сценку или танцевальный номер по одному из произведений знаменитого драматурга. Этот конкурс проводится каждый год с целью привлекать внимание студентов к классической английской литературе, ведь это благоприятно повлияет не только на их английский, но и на их воспитание, грамотность и образованность. Кроме этого в номинации чтение стихов, студенты преодолевали свой страх, приобретали уверенность в себе и тренировали свое произношение английского языка. А помимо этого в коллективных номинациях танцы и сценки участники приобретали очень важный навык — работу в команде. Подготовка к конкурсу заняла большое количество времени, ведь здесь свою работу участником пришлось представить на суд зрителей самостоятельно. Ради нескольких минут на сцене, студенты готовились не меньше недели, ведь все должно было пройти идеально. Когда группа встречается только во время занятий, ее нельзя назвать командой. А когда каждый вечер, в свое свободное время студенты собираются вместе для подготовки к мероприятию это очень сплачивает, они лучше узнают друг друга. В день фестиваля все участники и гости собрались в концертном зале, где на сцене они показали свои подготовленные номера и получили удовольствие от своих выступлений. Жюри выбрало победителей и призеров в каждой номинации, они были награждены призами.

Самым интересным из последних конкурсов был конкурс скороговорок. На первом этапе конкурса, участникам было необходимо было записать видео, где они читают предложенные им скороговорки, у них было неограниченное количество дублей и долгое время на подготовку. Проходя этот этап, студенты посвятили время разучиванию скороговорок на английском языке, они приобретали навык быстрого и четкого произношения сложных английских слов. Этот этап был подготовкой к следующему, куда прошли 5 человек из участвовавших, показавших наилучшие результаты в правильности произношения, скорости и артистизме. Заключительный этап проводился на тематическом занятии, посвященном Хэллоуину. Студентам, которые боролись в финале, было необходимо читать скороговорки с минимальной подготовкой и на публике. И кроме этого, у них была всего одна попытка. Одну и ту же скороговорку 5 студентов читали по очереди, и в конце каждого тура уходил один человек, у которого получилось хуже всего. Так были распределены 5 мест, каждый финалист получил приятное поощрение в виде сладкого приза, тем большего, чем дольше он продержался в этом соревновании.

Таким образом, правильно подобранные и применяемые виды деятельности повышают мотивацию к изучению иностранного языка несмотря на слабую языковую подготовку изучающих иностранный язык. Важными элементами являются, во-первых, творческий характер заданий, позволяющий переносить удовольствие от творчества на изучаемый предмет, и, во-вторых, публичная соревновательность, что делает внешнюю оценку деятельности более стимулирующей.

 

Литература:

 

1.      Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. — М.: Педагогика, 1972. — 352 с.

2.      Хеккаузен X. Мотивация и деятельности. — М.: Просвещение, 2010. — 432 с.

3.      Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 484–486.

4.      Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 481–483.

5.      Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Формирование языковой личности и развитие лингвострановедческих компетенций у студентов технического ВУЗа на примере разработанного занятия “Halloween” // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 394–396.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle