Библиографическое описание:

Долгина Е. С., Ситникова М. Ю. Криминальная журналистика: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 1111-1114.

В последние десятилетия в обиход прочно вошли термины «криминальная журналистика», «расследовательская журналистика», «журналистское расследование». Темами криминальной журналистики становятся чрезвычайные происшествия, социальная сфера, неправомерные действия, факты коррупции, финансовые махинации, насилие и пр.

В рамках криминальной журналистики можно выделить несколько основных жанров, которые чаще всего используются журналистами для передачи событий: хроника, версия, журналистское расследование, аналитическая статья, комментарий, обзор [4, с. 81]. Рассмотрим каждый из них.

Хроника — сообщение информационного характера, состоящее из 2–3 фраз без самостоятельного заголовка. Хроникальные заметки сообщают о событиях и фактах без лишних подробностей.

Версия является специфическим жанром криминальной журналистики и основывается на моделировании собственного суждения или предположения по поводу уже имеющегося хода событий или явления [2].

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование какого-либо преступления, политического скандала, махинаций и пр., целью которого является получение первичной общественно значимой информации. В основе журналистского расследования должна лежать бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право предоставлять ее. В общем плане цели серьезного, социально важного журналистского расследования могут быть обозначены так: делать явной ту информацию, которая необходима, жизненно важна для народа, но от него скрывается; бороться со злоупотреблениями сильных мира сего; противостоять беззаконию, с тем, чтобы изменялось к лучшему и все общество [6, с. 384].

Комментарий — жанр криминальной журналистики, направленный на объяснение, обсуждение, разъяснение важных событий. Авторская позиция в комментарии направлена на выражение отношения к событиям, актуальным в современной действительности, формулировку проблем данных событий, анализ достижений и недостатков, оценку и прогноз развития действий в дальнейшем.

Аналитика является жанром, нацеленным на анализ определенных фактов с подведением итогов. Автором аналитики в первую очередь определяется тема и суть проблемы в проводимом исследовании. Факты, приводимые в аналитике, направлены на то, чтобы помочь читателю разобраться в исследуемом явлении.

Обзор является строго фактологичным жанром, факты в котором рассматриваются во взаимодействии, вскрывая причинные связи между ними [4, с. 70].

Таким образом, основной задачей криминальной журналистики является информирование аудитории о происшествиях, угрожающих жизни социума и человека в отдельности. Ещё одна задача — предостережение зрителей, например, о присутствии преступника в их городе. Большинство мошенников и преступников, в конце концов, попадают в тюрьмы. Поэтому ещё одна задача криминальной журналистики — воспитание морали современного зрителя. Многие силовые структуры используют СМИ как поле для обнародования информации о разыскиваемых преступниках. Помощь правоохранительным органам и их родственникам — также одна из главных задач криминальной журналистики. В последнее время, когда телевизионная мода Европы проникла и на отечественное телевидение, интерес к криминальной журналистике небывало возрос. Всё чаще можно увидеть на экранах криминальные телепередачи, истории о каком-либо известном преступнике или громком деле [3]. В таких передачах рассматриваются все аспекты преступления и действия преступника, начиная с подробного описания самого преступления, заканчивая «душевными» переживаниями заключенного. Кровь на экранах стала для зрителей не шокирующим фактом, а, скорее, развлекательным. Как говорится, народ требует «хлеба и зрелищ», а СМИ, благодаря современным технологиям, рады предоставить публике то, что в итоге повысит рейтинг телекомпании.

Сейчас криминальная хроника небывало популярна среди любителей книг, фильмов и компьютерных игр. Чем реальнее показаны сцены насилия, тем больший интерес появляется у зрителя. Поэтому СМИ — один из ярких примеров того, как картинка с экрана может привлечь интерес аудитории к криминальным событиям. За счет трансляции криминальных новостей повышается рейтинг телеканала. Акцент на основные потребности психологии человека — один из ключевых моментов получения прибыли СМИ.

Многие спорят о существовании истинной криминальной журналистики. Существует мнение о том, что её нет, либо ей занимаются так называемые «копирайтеры» или штамповщики «желтушной» прессы [1].

Существует несколько теорий, которые объясняют популярность криминальных сюжетов на телеканалах. Причем специалисты разделились на две категории. Приверженцы первой утверждают, что во время просмотра сцен насилия некоторые люди не пугаются, а испытывают чувство приятного возбуждения — такие люди и составляют «костяк» любителей остросюжетных историй. Другие исследователи считают, что человек, просматривающий криминальную хронику, находится в состоянии эйфории. В конце просмотра зритель понимает, что экранизированная ситуация произошла не с ним, а увиденные события научат его бдительности в будущем. Криминальные новости вызывают сильные эмоции у аудитории, поэтому популярность этого жанра обусловлена и тем, что люди пытаются пережить новые ощущения.

Кстати, психологи из Беркли и Университета Флориды сравнивают криминальную хронику с фильмами ужасов, и полагают, что некоторые люди любят считать себя несчастными. Такие люди любят пугаться, а сцены насилия доставляют им наслаждение. Исследователи считают, что аудитория, которой нравится сцены насилия, отличается по психологии от их оппонентов.

Существует мнение, что криминал на телевидении растлевает зрителей, делает их бессердечными, циничными по отношению к обществу, вызывает агрессию. Особенно пагубному влиянию подвержены дети и подростки. Телевидение насаждает сексуальную распущенность, алкоголизм и многие другие пороки. Культ растления молодежи насаждается в буквальном смысле слова на официальном уровне, так как государственные телеканалы тоже в этом участвуют.

О необходимости криминальной хроники на телевидении спорят до сих пор, тем более что в погоне за зрительской аудиторией и увеличением рейтинга телеканалы не скупятся на выпуск кровавых сцен в эфире. В настоящие время телевидение очень подробно освещает криминальные жанры журналистики. Аудитория, впрочем, как и сами журналисты, разделились на 2 фронта. Одни говорят, что показывать «чернуху» это нормальный и вполне привычный для зрителя процесс. Другие наоборот — считают, что кровавым сценам на экране делать нечего (во всяком случае, сейчас этот спор урегулировал закон о СМИ, который заставляет редакторов телепрограмм ставить возрастные плашки на экран: 16+,18+).

Эксперт С. К. Шайхитдинова рассматривает криминальные сюжеты как «натуралистические сюжеты», которые также имеют название «устрашающие истории». Зачастую, пишет С. К. Шайхитдинова, ужасное происшествие, само по себе не поднятое на уровень общественной значимости, не входит в сферу деятельности журналиста. Смерть, подробно описываемая на экранах телевизоров, мощно воздействует на психику человека и эффект от этого воздействия осознается не сразу. Нарушение психического состояния человека при постоянном просмотре сцен убийства проявляется в неадекватном восприятии зрителями действительности. Иными словами, на фоне психоза индивид находится в постоянном страхе перед искусственно созданной опасностью [7, с. 183]. Кстати, если говорить о криминальных корреспондентах, то постоянное столкновение напрямую с преступниками и их жертвами также накладывает отпечаток на его психическом состоянии. Журналист, проработавший в этой сфере около года, уже не в состоянии писать на какую-либо другую тематику, так как интерес к менее сенсационным историям уже пропадает.

Конечно, по сравнению с советским периодом, теперь к ежедневному насилию на экранах телевизора зрители привыкли и ажиотажа вокруг той или иной криминальной истории поубавилось. Зрители заинтересованы в актуальной информации, к тому же темы дублируются на разных каналах, отчего вероятность увидеть программу только возрастает». Тем не менее, представители телерынка считают, что криминальная хроника перестала пользоваться популярностью из-за перенасыщения ею эфира. Стоит отметить, что в феврале 2012 года подобный прогноз делал Владимир Путин. По его словам, российский зритель устал от засилья криминала и чернухи на телевидении и уверен, что россияне готовы смотреть «хорошую, качественную продукцию» [5, с. 11].

Чтобы аудитория правильно поняла смысл информации необходимо знать некоторые правила работы корреспондента. Для начала, информация должна быть чёткой и точной, подтверждена фактами, а язык изложения обязан быть ясным и однозначным — материал должен заинтересовать зрителей. От самого профессионала тоже многое зависит. Журналист должен быть надёжен и справедлив. Не стоит злоупотреблять властью, которую даёт ему должность. Таким образом, успех основан на честности. Следующий пункт, выделенный исследователем, основан на фактах и чем их больше, тем лучше. Детали — главный ключ информационного сообщения. Ежедневно в стране, городах, посёлках происходят происшествия, о которых пресс-службы полиции либо не говорят, либо не успевают сказать. Поэтому необходимо поддерживать контакт со всеми источниками информации: пресс-службами, полицейскими. Главная задача журналиста добиться от сотрудников правоохранительных органов, чтобы при очередном происшествии именно они звонили корреспонденту и давали необходимую информацию. Только добившись такого результата, можно рассчитывать на освещение горячих новостей. Исследователь не советует близко общаться с преступниками и преступными группировками. Журналист должен понимать, что криминальные авторитеты находятся по другую сторону закона. Поэтому не стоит становиться их друзьями, однако к своим собеседникам необходимо относиться дружелюбно и понимающе. Также не стоит создавать ситуации, когда журналист может быть чем-то обязан представителю криминальных структур. В репортажах необходимо указывать источники информации, чтобы аудитория могла принять решение, насколько можно доверять информации. Часто источники информации хотят остаться анонимными. Поэтому задача журналиста заключается в том, чтобы защитить анонимность человека и заранее оговорить с источником информации, как корреспондент собирается использовать полученные факты. Иными словами, необходимо защитить свои источники информации. Еще один совет заключается в том, чтобы не делать из преступников знаменитостей. Кстати, сенсации не всегда хороши и актуальны. Преступление само по себе явление негативное, поэтому не следует показывать его ещё в более темном свете, также не стоит и преувеличивать худшие аспекты преступлений, чтобы не увеличить страх населения. Ключевая фигура сообщения, конечно, жертва происшествия. Главный аспект при общении с ними — уважение и понимание ситуации. Поэтому очень важно уметь аккуратно добывать информацию у людей, перенесших стресс. Некоторые преступления настолько ужасны, что освещать их невозможно, не перейдя границы хорошего вкуса. Обращаться с этим материалом нужно осторожно, с учетом местной культуры и чувств сообщества [8, с.7].

Таким образом, криминальная хроника — жанр журналистики, освещающий преступления, чрезвычайные происшествия и правонарушения. Основными задачами криминальной журналистики являются информирование аудитории о происшествиях, угрожающих жизни людей; предостережение зрителей, воспитание морали у телезрителей и помощь правоохранительным органам.

Для того чтобы писать в жанре криминальной журналистики журналисту необходимо знать несколько правил: освещаемая информация должна быть чёткой и точной, подтвержденная фактами, язык изложения обязан быть ясным и однозначным. Журналист должен быть надёжен и справедлив. Его успех должен основываться на честности. Детали являются главным ключом информационного сообщения. Необходимо поддерживать контакт со всеми источниками информации: пресс-службами, полицейскими. Главная задача журналиста — защитить анонимность человека и заранее оговорить с источником информации, как корреспондент собирается использовать какие-либо факты. Журналист не должен делать из преступников знаменитостей. Главный аспект при общении с потерпевшими — уважение и понимание ситуации.

 

Литература:

 

1.         Интернет-СМИ: Интернет против телевидения / URL:http://grigoruk.livejournal.com

2.         Интернет-СМИ: О жанрах криминальной журналистики. Информационный портал для молодых журналистов / Под ред. А.Кобякова. URL:http://yojo.ru

3.         Интернет-СМИ: Официальный сайт телеканала НТВ / Под ред. А.Куницына. URL:http://www.chp.ntv.ru

4.         Кузнецова Г. В. Телевизионная журналистика. — М.: Издание Московского Университета. Высшая школа, 2002.

5.         Муратов С. Любовь к плохому. Философия депрессивного телевидения. — М.: Журнал Среда, 2001.

6.         Тертычный А. А. Расследовательская журналистика как вид деятельности СМИ. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.

7.         Шайхитдинова С. К. Смерть в телевизионных новостях: границы допустимого. — Казань, 2013.

8.         Эггигтон Б. Рекомендации начинающим журналистам, освещающим криминальную хронику. — М.: Yong, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle