Специальный репортаж как современный телевизионный формат | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 4600 раз

Библиографическое описание:

Долгова, Л. В. Специальный репортаж как современный телевизионный формат / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44273/ (дата обращения: 18.04.2024).



Не так давно на отечественном телевидении появилось такое понятие, как «специальный репортаж», имеющее ряд особенностей. Теоретики и практики до сих пор не могут сойтись во мнении, что же можно считать специальным репортажем. Одни выделяют его как отдельный жанр журналистики, другие относят к телевизионному формату. Возникнув, как рубрика в новостных телепередачах, специальный репортаж расширил свои рамки, и на сегодняшний день стал автономным продуктом. На таких общероссийских телеканалах, как «Россия-24», «Звезда», «РБК», «ТВ Центр» появились циклы аналитических программ, именуемые «специальным репортажем», повествующие о самых актуальных событиях и явлениях в России и за рубежом, они в экранной журналистике пользуются все большей популярностью у аудитории.

Стоит отметить, что понятие «телевизионный формат» не имеет нормативного определения и применяется в области телевидения в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой. Изначально термин «телевизионный формат» обозначал исключительно количественные характеристики, к примеру, хронометраж программы. Как отмечает исследователь К.А. Шергова, на сегодняшний день в мировой практике телеформат подразумевает «зарегистрированную оригинальную версию фильма/программы, тиражируемую по лицензии в другие страны с последующей адаптацией. То есть, это совокупность результатов интеллектуальной деятельности, составляющих отличительные черты данного аудиовизуального произведения» [1]. Причем главной чертой здесь становятся не сценарий, не графическое оформление, а именно идея и интрига, которая увлечет аудиторию.

Понятия жанра и формата могут смешиваться, но мы будем считать, что эти термины не дублируют друг друга, хотя их объем и может совпадать. Мы остановимся на определении телевизионного формата, как совокупности признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой отдельно взятой телепрограмме. Содержание отдельного выпуска любой передачи всегда единично, а формат универсален.

В. Л. Цвик показывает принципиальное отличие, имеющее решающее значение при определении понятий «жанр» и «формат»: формат можно купить, скопировать, украсть, в отличие от жанра, который является всеобщим достоянием. По мнению автора, эта важная особенность доказывает рыночную природу формата и эстетическую — жанра [2].

Можно прийти к выводу, что в телевизионном понимании жанр представляет более широкую типологическую категорию, нежели формат. Формат включает в себя жанровые признаки. «Мы говорим о жанрах, когда хотим объединить какие-то группы произведений в одну категорию на основании общности. Мы говорим о формате, когда хотим подчеркнуть уникальность конкретного телепроизведения, отделить его от других, оформить набор признаков, характерных только для него» — пишет исследователь И. Н. Кемарская [3].

На сегодняшний день не имеется точного определения такого понятия, как «специальный репортаж». Некоторые исследователи трактуют специальный репортаж как телевизионный формат, другие — как жанр, а некоторые исследователи намеренно уходят от использования термина «специальный репортаж». Так как же быть с дефиницией специального репортажа?

К примеру, А. А. Князев подразделяет репортажи на аналитический и информационный (проблемный) репортажи: «Это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня…. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента» [4]. В данную категорию, судя по определению, вписывается и специальный репортаж. Определение специального репортажа дает А. В. Колесниченко, определяя его, как гибрид репортажа и расследования [5]. Исследователь Г. В. Кузнецов отмечает, что специальный репортаж — не просто большой сюжет: «Мы говорим — «проблемный» или «тематический», тоже подразумевая, что репортер здесь, в отличие от протокольной хроники, обязан иметь собственную точку зрения, выраженную в отборе и показе фактов, разных мнений и лиц» [6]. Наличие авторской позиции — неотъемлемая часть специального репортажа. Однако мы полагаем, что журналист в проблемном специальном репортаже не должен делать выводы и подводить итоги самостоятельно, а должен уступить такую привилегию экспертам. Специальный репортаж может служить отправной точкой для комментария ученого, для дискуссии, может выходить в эфир как самостоятельная телепередача и телецикл.

Таким образом, разные исследователи придерживаются разных суждений о таком понятии, как «специальный репортаж». Мы полагаем, что специальный репортаж можно рассматривать как современный телевизионный формат, если речь идет о цикловой программе, каждый выпуск которой представляет собой журналистский материал, выполненный в одном из видов жанра репортажа: тематического или проблемного. В проблемном специальном репортаже на первом месте стоит проблема, в которой разбирается журналист. Тематический специальный репортаж посвящен определенной тематике и может содержать лишь элементы проблематики.

Рассмотрим, как различные телеканалы дают определение программам, выполненным в формате специальных репортажей. К примеру, на сайте ВГТРК так пишут о специальном репортаже: «под этой рубрикой выходят специальные репортажи, подготовленные журналистами телеканалов «Россия 24» и «Россия 1». Тематика — самая разнообразная. «Специальный репортаж» — детальное освещение самых важных и интересных тем» [7]. Телеканал «Звезда» определяет программу «Специальный репортаж», как цикл острых аналитических репортажей на актуальные тематики [8]. А вот как телеканал НТВ дает определение программе «Профессия — репортер»: «Профессия — репортер — это цикл телевизионных фильмов-репортажей на актуальные темы современного мира. Это интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом фильме заложен свой конфликт, актуальность и проблематика» [9]. Можно сказать, что НТВ делит понятие специального репортажа на два подвида, но не на проблемный и тематический специальные репортажи, а на «социальный» и «экстремальный».

Авторы еженедельной цикловой программы «Специальный репортажа» телеканала «ТВ Центр» позиционируют свои выпуски не только как новостной цикл, но и как документальный фильм. В программу «Специальный репортаж» с точки зрения современного телевизионного формата входят несколько жанров: сам специальный репортаж, новости и документальный фильм. Именно так указано в информации об этом цикле в социальных сетях [10]. При этом основное правило цикла — освещать темы, вызвавшие наибольший общественный интерес.

Проанализировав 17 выпусков программы за 2016 год, мы выявили, что выпуски программы чаще всего посвящены освящению политической и экономической ситуации в России и за рубежом. Так, четыре выпуска были посвящены проблемам в Европе и ее взаимоотношениям с Россией, шесть выпусков описывали внешнюю политику на ближнем Востоке и Украине, экономические проблемы были затронуты в четырех выпусках цикла, при этом не было снято ни одного социального специального репортажа. Также меньше трети из рассмотренных нами выпусков из цикла относятся к тематическим специальным репортажам. Мы пришли к выводу, что в основной формат цикловой программы «Специальный репортаж» телеканала ТВЦ входит рассмотрение и анализ актуальных политических проблем в России и за рубежом. Что касается степени информационной насыщенности выпусков цикла «Специальный репортаж», то тут сомнений не возникает — фактологическая база выпусков внушительна. В каждом сюжете присутствует от одной до нескольких инфографик. В закадровом тексте корреспонденты регулярно приводят статистические данные и факты, указывающие на глубокое изучение темы журналистом, часто ссылаются на данные опросов и фондов общественного мнения.

Мы отметили, что отбор любых фактов для публикации является процессом субъективным. Корреспонденты «Специального репортажа» ловко апеллируют фактами, выбирая нужные, и подтверждая свою авторскую позицию (или позицию телеканала) синхронами экспертов, а также всевозможными данными и цифрами. Особенность «Специального репортажа» — обилие синхронов. В закадровом тексте корреспонденты регулярно приводят статистические данные и факты, указывающие на глубокое изучение темы журналистом. Журналистами телеканала проводится профессиональная работа по сбору, анализу, обработке и интерпретации материала.

Таким образом, мы выявили основные для нашей работы понятия «формата», «специального репортажа» и рассмотрели использование этого телевизионного формата на примере цикловой программы «Специальный репортаж» телеканала «ТВ Центр».

Литература:

  1. Шергова К.А. Телевизионная документалистика: взаимосвязь жанра и формата // Вестник Московского государственного областного университета. Серия:Лингвистика. 2010. № 1.
  2. Цвик В.Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы / В.Л. Цвик // Вестник Московского университета.- Серия 10 "Журналистика" . — 2010 . — № 6
  3. Кемарская И. Н. Формат как способ позиционирования программы// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010 № 10
  4. Князев А. А, Основы тележурналистики и телерепортажа. М., 2003.
  5. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. М.: Моск. ун-т, 2008.
  6. Кузнецов Г.В., Так работают журналисты ТВ, учебное пособие, М: издательство Московского университета, 2004
  7. Официальный сайт «ВГТРК», режим доступа: http://vgtrk.com/#page/183
  8. Официальный сайт телеканала «Звезда», режим доступа: http://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201510291058-7whr.htm/
  9. Официальный сайт телеканала «НТВ», режим доступа: http://www.ntv.ru/peredacha/professiya_reportyor/last24382560/
  10. Официальный профиль программы «Специальный репортаж» в Facebook, режим доступа: https://www.facebook.com/TVCspecrep/info/?tab=page_info
Основные термины (генерируются автоматически): специальный репортаж, Россия, телевизионный формат, цикловая программа, авторская позиция, глубокое изучение, документальный фильм, закадровый текст, проблемный специальный репортаж, современный телевизионный формат.


Похожие статьи

Классификация основного контента телеканалов по периодичности...

Основные термины (генерируются автоматически): передача, программа, формат, жанр, телевизионная продукция, способ контакта, эфир, телевизионная программа, телевизионный канал, телевизионный

Авторский контент сайта. Копирайтинг и рерайтинг. Фотобанки.

Особенности подачи информации в авторской рубрике...

Во-первых, обращает внимание отсутствие закадрового текста во всех материалах рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой».

Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Понятие и система телевизионных жанров | Статья в сборнике...

Л.В.Цвиг, оценив интервью как «общежурналистский жанр», показывает, что оно применимо во всех телевизионных программах [18, с. 26].

Очерк или фильм – произведение того или иного формата, позволяющее абстрагироваться от повествования в реальном времени...

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Его материалы в своих репортажах использовали такие медиакомпании, как Рейтер, Аль-Джазира и NBC.

Сам же ролик представляет собой нарезку кадров без закадрового текста, с редко

Полная версия фильма была показана на CBS в рамках программы «60 Minutes».

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Фильм, авторский текст к которому написал Дмитрий Быков, а озвучил Александр Цекало, собрал в прокате 1,46 млн рублей.

На телеканале «ТВ-3» показываются цикловые документальные расследования с уклоном на мистицизм и

Специальный корреспондент.

Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях...

Формат впервые опробовала телекомпания НТВ в 2003 г., запустив в 22.00 вместо традиционного выпуска новостей телевизионный дайджест

Получив первичную информацию в блоге репортеры НТВ и Пятого канала разработали тему до полноценных репортажей.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

По мнению телевизионных специалистов, он в кадре выглядит на 5 кг больше.

При этом ему важно действовать не только с авторско-режиссёрской позиции, но и в

В некоторых случаях этот человек может провести интервью или репортаж для важного экстренного сообщения.

Влияние сетевого пространства на телевизионную...

Формат блога стал настолько популярным, что на платформах таких сетевых журналов, как

Современная телевизионная журналистика также стала использовать эту жанровую

Это авторская программа Мурада и Натальи Османн, которые стали известны во всем мире...

Похожие статьи

Классификация основного контента телеканалов по периодичности...

Основные термины (генерируются автоматически): передача, программа, формат, жанр, телевизионная продукция, способ контакта, эфир, телевизионная программа, телевизионный канал, телевизионный

Авторский контент сайта. Копирайтинг и рерайтинг. Фотобанки.

Особенности подачи информации в авторской рубрике...

Во-первых, обращает внимание отсутствие закадрового текста во всех материалах рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой».

Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Понятие и система телевизионных жанров | Статья в сборнике...

Л.В.Цвиг, оценив интервью как «общежурналистский жанр», показывает, что оно применимо во всех телевизионных программах [18, с. 26].

Очерк или фильм – произведение того или иного формата, позволяющее абстрагироваться от повествования в реальном времени...

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Его материалы в своих репортажах использовали такие медиакомпании, как Рейтер, Аль-Джазира и NBC.

Сам же ролик представляет собой нарезку кадров без закадрового текста, с редко

Полная версия фильма была показана на CBS в рамках программы «60 Minutes».

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Фильм, авторский текст к которому написал Дмитрий Быков, а озвучил Александр Цекало, собрал в прокате 1,46 млн рублей.

На телеканале «ТВ-3» показываются цикловые документальные расследования с уклоном на мистицизм и

Специальный корреспондент.

Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях...

Формат впервые опробовала телекомпания НТВ в 2003 г., запустив в 22.00 вместо традиционного выпуска новостей телевизионный дайджест

Получив первичную информацию в блоге репортеры НТВ и Пятого канала разработали тему до полноценных репортажей.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

По мнению телевизионных специалистов, он в кадре выглядит на 5 кг больше.

При этом ему важно действовать не только с авторско-режиссёрской позиции, но и в

В некоторых случаях этот человек может провести интервью или репортаж для важного экстренного сообщения.

Влияние сетевого пространства на телевизионную...

Формат блога стал настолько популярным, что на платформах таких сетевых журналов, как

Современная телевизионная журналистика также стала использовать эту жанровую

Это авторская программа Мурада и Натальи Османн, которые стали известны во всем мире...

Задать вопрос