Специальный репортаж как современный телевизионный формат
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Специальный репортаж как современный телевизионный формат

Поделиться в социальных сетях
3075 просмотров
Библиографическое описание

Долгова, Л. В. Специальный репортаж как современный телевизионный формат / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44273/ (дата обращения: 02.08.2021).



Не так давно на отечественном телевидении появилось такое понятие, как «специальный репортаж», имеющее ряд особенностей. Теоретики и практики до сих пор не могут сойтись во мнении, что же можно считать специальным репортажем. Одни выделяют его как отдельный жанр журналистики, другие относят к телевизионному формату. Возникнув, как рубрика в новостных телепередачах, специальный репортаж расширил свои рамки, и на сегодняшний день стал автономным продуктом. На таких общероссийских телеканалах, как «Россия-24», «Звезда», «РБК», «ТВ Центр» появились циклы аналитических программ, именуемые «специальным репортажем», повествующие о самых актуальных событиях и явлениях в России и за рубежом, они в экранной журналистике пользуются все большей популярностью у аудитории.

Стоит отметить, что понятие «телевизионный формат» не имеет нормативного определения и применяется в области телевидения в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой. Изначально термин «телевизионный формат» обозначал исключительно количественные характеристики, к примеру, хронометраж программы. Как отмечает исследователь К.А. Шергова, на сегодняшний день в мировой практике телеформат подразумевает «зарегистрированную оригинальную версию фильма/программы, тиражируемую по лицензии в другие страны с последующей адаптацией. То есть, это совокупность результатов интеллектуальной деятельности, составляющих отличительные черты данного аудиовизуального произведения» [1]. Причем главной чертой здесь становятся не сценарий, не графическое оформление, а именно идея и интрига, которая увлечет аудиторию.

Понятия жанра и формата могут смешиваться, но мы будем считать, что эти термины не дублируют друг друга, хотя их объем и может совпадать. Мы остановимся на определении телевизионного формата, как совокупности признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой отдельно взятой телепрограмме. Содержание отдельного выпуска любой передачи всегда единично, а формат универсален.

В. Л. Цвик показывает принципиальное отличие, имеющее решающее значение при определении понятий «жанр» и «формат»: формат можно купить, скопировать, украсть, в отличие от жанра, который является всеобщим достоянием. По мнению автора, эта важная особенность доказывает рыночную природу формата и эстетическую — жанра [2].

Можно прийти к выводу, что в телевизионном понимании жанр представляет более широкую типологическую категорию, нежели формат. Формат включает в себя жанровые признаки. «Мы говорим о жанрах, когда хотим объединить какие-то группы произведений в одну категорию на основании общности. Мы говорим о формате, когда хотим подчеркнуть уникальность конкретного телепроизведения, отделить его от других, оформить набор признаков, характерных только для него» — пишет исследователь И. Н. Кемарская [3].

На сегодняшний день не имеется точного определения такого понятия, как «специальный репортаж». Некоторые исследователи трактуют специальный репортаж как телевизионный формат, другие — как жанр, а некоторые исследователи намеренно уходят от использования термина «специальный репортаж». Так как же быть с дефиницией специального репортажа?

К примеру, А. А. Князев подразделяет репортажи на аналитический и информационный (проблемный) репортажи: «Это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня…. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента» [4]. В данную категорию, судя по определению, вписывается и специальный репортаж. Определение специального репортажа дает А. В. Колесниченко, определяя его, как гибрид репортажа и расследования [5]. Исследователь Г. В. Кузнецов отмечает, что специальный репортаж — не просто большой сюжет: «Мы говорим — «проблемный» или «тематический», тоже подразумевая, что репортер здесь, в отличие от протокольной хроники, обязан иметь собственную точку зрения, выраженную в отборе и показе фактов, разных мнений и лиц» [6]. Наличие авторской позиции — неотъемлемая часть специального репортажа. Однако мы полагаем, что журналист в проблемном специальном репортаже не должен делать выводы и подводить итоги самостоятельно, а должен уступить такую привилегию экспертам. Специальный репортаж может служить отправной точкой для комментария ученого, для дискуссии, может выходить в эфир как самостоятельная телепередача и телецикл.

Таким образом, разные исследователи придерживаются разных суждений о таком понятии, как «специальный репортаж». Мы полагаем, что специальный репортаж можно рассматривать как современный телевизионный формат, если речь идет о цикловой программе, каждый выпуск которой представляет собой журналистский материал, выполненный в одном из видов жанра репортажа: тематического или проблемного. В проблемном специальном репортаже на первом месте стоит проблема, в которой разбирается журналист. Тематический специальный репортаж посвящен определенной тематике и может содержать лишь элементы проблематики.

Рассмотрим, как различные телеканалы дают определение программам, выполненным в формате специальных репортажей. К примеру, на сайте ВГТРК так пишут о специальном репортаже: «под этой рубрикой выходят специальные репортажи, подготовленные журналистами телеканалов «Россия 24» и «Россия 1». Тематика — самая разнообразная. «Специальный репортаж» — детальное освещение самых важных и интересных тем» [7]. Телеканал «Звезда» определяет программу «Специальный репортаж», как цикл острых аналитических репортажей на актуальные тематики [8]. А вот как телеканал НТВ дает определение программе «Профессия — репортер»: «Профессия — репортер — это цикл телевизионных фильмов-репортажей на актуальные темы современного мира. Это интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом фильме заложен свой конфликт, актуальность и проблематика» [9]. Можно сказать, что НТВ делит понятие специального репортажа на два подвида, но не на проблемный и тематический специальные репортажи, а на «социальный» и «экстремальный».

Авторы еженедельной цикловой программы «Специальный репортажа» телеканала «ТВ Центр» позиционируют свои выпуски не только как новостной цикл, но и как документальный фильм. В программу «Специальный репортаж» с точки зрения современного телевизионного формата входят несколько жанров: сам специальный репортаж, новости и документальный фильм. Именно так указано в информации об этом цикле в социальных сетях [10]. При этом основное правило цикла — освещать темы, вызвавшие наибольший общественный интерес.

Проанализировав 17 выпусков программы за 2016 год, мы выявили, что выпуски программы чаще всего посвящены освящению политической и экономической ситуации в России и за рубежом. Так, четыре выпуска были посвящены проблемам в Европе и ее взаимоотношениям с Россией, шесть выпусков описывали внешнюю политику на ближнем Востоке и Украине, экономические проблемы были затронуты в четырех выпусках цикла, при этом не было снято ни одного социального специального репортажа. Также меньше трети из рассмотренных нами выпусков из цикла относятся к тематическим специальным репортажам. Мы пришли к выводу, что в основной формат цикловой программы «Специальный репортаж» телеканала ТВЦ входит рассмотрение и анализ актуальных политических проблем в России и за рубежом. Что касается степени информационной насыщенности выпусков цикла «Специальный репортаж», то тут сомнений не возникает — фактологическая база выпусков внушительна. В каждом сюжете присутствует от одной до нескольких инфографик. В закадровом тексте корреспонденты регулярно приводят статистические данные и факты, указывающие на глубокое изучение темы журналистом, часто ссылаются на данные опросов и фондов общественного мнения.

Мы отметили, что отбор любых фактов для публикации является процессом субъективным. Корреспонденты «Специального репортажа» ловко апеллируют фактами, выбирая нужные, и подтверждая свою авторскую позицию (или позицию телеканала) синхронами экспертов, а также всевозможными данными и цифрами. Особенность «Специального репортажа» — обилие синхронов. В закадровом тексте корреспонденты регулярно приводят статистические данные и факты, указывающие на глубокое изучение темы журналистом. Журналистами телеканала проводится профессиональная работа по сбору, анализу, обработке и интерпретации материала.

Таким образом, мы выявили основные для нашей работы понятия «формата», «специального репортажа» и рассмотрели использование этого телевизионного формата на примере цикловой программы «Специальный репортаж» телеканала «ТВ Центр».

Литература:

  1. Шергова К.А. Телевизионная документалистика: взаимосвязь жанра и формата // Вестник Московского государственного областного университета. Серия:Лингвистика. 2010. № 1.
  2. Цвик В.Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы / В.Л. Цвик // Вестник Московского университета.- Серия 10 "Журналистика" . — 2010 . — № 6
  3. Кемарская И. Н. Формат как способ позиционирования программы// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010 № 10
  4. Князев А. А, Основы тележурналистики и телерепортажа. М., 2003.
  5. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. М.: Моск. ун-т, 2008.
  6. Кузнецов Г.В., Так работают журналисты ТВ, учебное пособие, М: издательство Московского университета, 2004
  7. Официальный сайт «ВГТРК», режим доступа: http://vgtrk.com/#page/183
  8. Официальный сайт телеканала «Звезда», режим доступа: http://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201510291058-7whr.htm/
  9. Официальный сайт телеканала «НТВ», режим доступа: http://www.ntv.ru/peredacha/professiya_reportyor/last24382560/
  10. Официальный профиль программы «Специальный репортаж» в Facebook, режим доступа: https://www.facebook.com/TVCspecrep/info/?tab=page_info
Похожие статьи
Цибанова Наталья Николаевна
Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир
Филология, лингвистика
2014
Степанянц Валерия Вадимовна
Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант»
Культурология и искусствоведение
2017
Алекберова Айсель Асифовна
Понятие и система телевизионных жанров
Филологические науки
2011
Лукашевич Кирилл Павлович
Дрон-журналистика как метод сбора информации
Культурология
2017
Захаров Сергей Михайлович
Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России
Экономика и управление
2015
Гордеев Андрей Сергеевич
Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях мультимедийности и конвергенции СМИ
Журналистика
2009
Захидова Юлдуз Кабиловна
Ведущий как лицо информационных передач
Филологические науки
2016
Долгова Любовь Владимировна
Влияние сетевого пространства на телевизионную трэвел-журналистику
Культурология
2017
публикация
№23 (157) июнь 2017 г.
дата публикации
июнь 2017 г.
рубрика
Искусствоведение
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Цибанова Наталья Николаевна
Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир
Филология, лингвистика
2014
Степанянц Валерия Вадимовна
Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант»
Культурология и искусствоведение
2017
Алекберова Айсель Асифовна
Понятие и система телевизионных жанров
Филологические науки
2011
Лукашевич Кирилл Павлович
Дрон-журналистика как метод сбора информации
Культурология
2017
Захаров Сергей Михайлович
Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России
Экономика и управление
2015
Гордеев Андрей Сергеевич
Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях мультимедийности и конвергенции СМИ
Журналистика
2009
Захидова Юлдуз Кабиловна
Ведущий как лицо информационных передач
Филологические науки
2016
Долгова Любовь Владимировна
Влияние сетевого пространства на телевизионную трэвел-журналистику
Культурология
2017