Библиографическое описание:

Краснова Т. И. Информатизация образования как способ повышения конкурентоспособности вуза // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 793-795.

Ключевые слова: электронное обучение, конкурентоспособность, мировые рейтинги университетов, LMS Moodle.

 

Перед многими российскими вузами сегодня стоит задача повышения конкурентоспособности, что обусловлено мировыми трендами в научно-образовательной сфере. Реализация программ конкурентоспособности осуществляется с целью повышения узнаваемости университетов в международном образовательном пространстве и вхождения их в мировые рейтинги. В настоящее время мировые рейтинги университетов рассматриваются академическим сообществом как инструмент оценки уровня деятельности и вклада каждого отдельного университета в развитие мировой науки, культуры и образования [1, с.28]. Существуют три основных мировых рейтинга университетов:

-        QS — рейтинг консалтинговой компании Quacquarelli Symonds;

-        THE — рейтинг еженедельника Times Higher Education;

-        ARWU — рейтинг Центра Исследований Университетов Мирового Класса Академии Высшего Образования Шанхайского Университета Цзяо Тун (Academic Ranking of World Universities).

В рамках программы «5–100» российские университеты составили план мероприятий по развитию своих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности и вхождения в мировые рейтинги. К 2020 году планируется, что не менее 5 российских вузов войдут в первую сотню ведущих университетов согласно мировому рейтингу университетов.

Программы повышения конкурентоспособности университетов, участвующих в данном конкурсе, направлены в первую очередь на:

-        повышение качества исследований и преподавания;

-        внедрение лучших академических практик;

-        интенсификацию международной и внутрироссийской академической мобильности студентов и научно-педагогических работников;

-        стратегическое партнерство с академическим и бизнес-сообществом разных стран;

-        содействие раскрытию творческого потенциала студентов, приобретение ими профессиональных компетенций и способности обновлять и углублять знания в течение всей жизни.

Основным вектором развития вузов является превращение их в центры мирового уровня производства и распространения знаний, технологий и инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность экономики нашей страны. Вхождение в мировые рейтинги обеспечит им признание международным академическим и научным сообществом, что будет способствовать достижению инновационного и технологического лидерства по многим приоритетным направлениям.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ) является одним из участников программы «5–100. Его стратегия развития направлена на повышение уровня международной конкурентоспособности и вхождение в топ 100 мировых рейтингов университета, что является показателем признания в мировом образовательном сообществе и свидетельствует о соответствии стандартам качества подготовки специалистов [2, c.403]. «Дорожная карта» вуза предусматривает становление ТПУ как одного из мировых лидеров в области ресурсоэффективных технологий, что будет достигнуто поэтапно через эволюцию всех взаимосвязанных компонентов вузовской системы. В настоящее время в университете актуализируется работа по интеграции научных достижений исследователей вуза в международные научные, языковые, академические сообщества, усиливается возможность академической мобильности сотрудников и студентов [3, c.147]. В соответствии с программой повышения конкурентоспособности ТПУ добиться конечного результата предполагается путем реализации комплекса стратегических инициатив, которые в итоге помогут занять высокие международные конкурентные позиции.

Одной из таких инициатив является информатизация образования. Высокая конкурентоспособность университета определяется многими факторами, но не последнюю роль здесь играет особая компьютеризованная среда для продвинутых исследований и обучения. Данная среда подразумевает внедрение единой системы электронных ресурсов и сервисов вуза на основе высокотехнологичных решений. Она предназначена для автоматизации управления образовательным процессом университета, его научно-исследовательской деятельностью, а также финансово-хозяйственными процессами. Интегрирование единой информационной среды в жизнь университета позволяет преподавателям и студентам иметь открытый доступ ко всем ресурсам и сервисам университета.

ТПУ активно реализует проект комплексной автоматизации вуза. Составляющими единой информационной среды ТПУ являются:

-        доступная корпоративная мультисервисная сеть передачи данных;

-        центры обработки данных с доступностью из любой части корпоративной сети;

-        информационно-программные комплексы;

-        корпоративных портал, обеспечивающий удаленный, унифицированный (но авторизованный и персонифицированный) доступ всех пользователей к предоставляемым сервисам и ресурсам [4].

Среди информационно-программных комплексов, обеспечивающих образовательный процесс стоит отметить следующие:

-        Электронный журнал преподавателя;

-        Электронный деканат;

-        Фонд образовательных программ;

-        Индивидуальный учебный план;

-        Заполнение кафедральных извещений по учебной нагрузке;

-        АРМ заведующего кафедрой;

-        Штатное расписание ППС;

-        Планирование и организация учебного процесса;

-        Учет контингента студентов;

-        Академические обмены студентов [5].

В рамках корпоративного портала каждый преподаватель и студент имеет свое персонализированное закрытое пространство (личный кабинет), где они могут работать с доступными программами и сервисами. Они могут также создавать персональные сайты и размещать на них файловые ресурсы.

Создание Института электронного обучения на базе ТПУ было также продиктовано необходимостью повышения конкурентоспособности ТПУ в мировом образовательном пространстве. В «дорожной карте» университета отмечается чрезвычайная важность развития электронных образовательных ресурсов для формирования нового качества образовательной среды университета [6, c. 12]. Деятельность студентов в электронной информационно-образовательной среде производится с учетом индивидуальных способностей обучаемых, сопровождается тьюторской поддержкой и имеет персональный темп обучения. Электронное обучение позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории, осуществлять самодиагностику и самообучение, гарантирует постоянный мониторинг успеваемости студентов.

Стратегия развития электронного обучения в ТПУ предполагает обеспечение до 80 % дисциплин общеобразовательных программ электронными курсами, поддерживающими три модели электронного обучения:

-        обучение с веб-поддержкой (learning with web-support);

-        смешанное обучение (blended learning);

-        полное электронное обучение (pure e-learning) [7].

Согласно «дорожной карте» к 2020 году 100 % дисциплин университета должны быть обеспечены электронными курсами, 55 % дисциплин должно преподаваться по смешанной модели обучения, 50 % дисциплин по подготовке магистров и 15 % дисциплин по подготовке бакалавров должно преподаваться по модели полного электронного обучения.

Основным компонентом электронной информационно-образовательной среды ТПУ, обеспечивающим учебный процесс является система управления обучением LMS Moodle. Данная система обладает высокой степенью интерактивности, которая создается при помощи синхронных и асинхронных средств взаимодействия. Они создают «эффект присутствия», то есть иллюзию реального общения, что является одной из самых сильных сторон Moodle. Обучение в такой среде происходит в условиях постоянного и активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, которые становятся равноправными партнерами. Обучение в Moodle способствует формированию стратегий самостоятельной работы обучающихся, повышает чувство ответственности за организацию траектории внеаудиторного обучения, развивает умение саморегуляции, так как часть учебного процесса вынесена за рамки аудиторных занятий [8, c.73]. Возможности Moodle не ограничиваются только обучением и контролем учебной деятельности, система позволяет анализировать результаты обучаемых и вносить своевременные корректировки в курс, и таким образом, процесс обучения адаптируется под каждого студента и реализуется принцип индивидуализации обучения [9, c. 635].

Современные российские вузы стремятся к повышению узнаваемости на международной арене, к приобретению собственного стратегического профиля, отличного от конкурентов. Высокий уровень информационной инфраструктуры вуза способствует реализации заявленных стратегических инициатив по продвижению в мировых рейтингах университетов. Уже сейчас можно говорить об определенном успехе ТПУ в процессе повышения конкурентоспособности вуза. По итогам 2015 года университет вошел в четверку вузов-лидеров Программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов «5–100», получив высокую оценку авторитетных международных и российских экспертов [10].

 

Литература:

 

1.      Сидоренко Т. В. Мировые рейтинги университетов как стимул к совершенствованию системы высшего образования России // Философия образования. — 2015. — № 4(55). с. 26–36.

2.      Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. — 2014. — № 17(2). c. 403–414.

3.      Розанова Я. В. К вопросу о соответствии иноязычных научных публикаций будущих бакалавров инженерных специальностей международным стандартам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 3–1(33). с. 147–149.

4.      Программа повышения конкурентоспособности НИ ТПУ. URL: http://tpu.ru/today/programs/viu (дата обращения 22.03.15).

5.      Единая информационная среда. URL: http://tpu.ru/today/facts-numbers/best/a3/9/ (дата обращения 28.03.15).

6.      Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. — 2014. — № 11. с. 10–26.

7.      Электронное обучение в ТПУ. URL: http://portal.tpu.ru:7777/eL/system_elearning_TPU (дата обращения 28.03.15).

8.      Розанова Я. В. Технология ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. — 2014. — № 2. c.70–76.

9.      Краснова Т. И. Возможности электронного обучения в непрерывном образовании // Молодой ученый. — 2015. — № 6. c. 634–636.

10.  ТПУ вошел в число лидеров проекта «5–100». URL: http://news.tpu.ru/news/2015/03/03/22985-tpu_voshel_v_chislo_liderov_proekta_5_1.html (дата обращения 28.03.15).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle