Библиографическое описание:

Головко М. В. Обзор основных аспектов экономических отношений Российской Федерации и Европейского союза // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 366-370.

Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую историю взаимоотношений. Товарооборот между Россией и странами ЕС на конец 2013г. составил 417,7 млрд. долларов США. (см. Табл.1).Из них, примерно 70 % составил экспорт и 30 % — импорт. В период с 2008г. прослеживалась положительная динамика, за исключением 2009г. (влияние мирового финансово-экономического кризиса). Россия является одним из основных торговых партнеров ЕС и занимает 3-е место по объему взаимного товарооборота. На первом месте находится США, на втором — Китай. ЕС в большей степени заинтересован в импорте энергоресурсов, а Россия, в свою очередь, пытаясь удовлетворить потребности ЕС — удерживает за собой позицию важнейшего для ЕС поставщика природного газа, на четверть, удовлетворяя суммарные потребности в нем стран-членов ЕС, и второго по значению экспортера в ЕС нефти и нефтепродуктов.

Таблица 1

Внешняя торговля России с ЕС (млрд. долл. США)

 

Источник: Внешняя торговля России с ЕС (Электронный ресурс) / Министерство экономического развития.- [Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/201407107]

Существенный вклад в развитие экономических отношений между Россией и ЕС вносит сотрудничество в инвестиционной сфере. ЕС играет важнейшую роль для России в части накопленных иностранных инвестициях в российскую экономику, т. к. большинство стран — крупных инвесторов в РФ — это страны ЕС. На конец 2013 г. крупнейшими странами-инвесторами из ЕС являлись: Кипр (44,8 млрд. долл. США); Нидерланды (23,7 млрд. долл. США); Германия (12,7 млрд. долл. США); Австрия (3,0 млрд. долл. США); Франция (2,7 млрд. долл. США). Основными странами — получателями прямых накопленных инвестиций от РФ являлись: Кипр (19,7 млрд. долл. США); Нидерланды (19,1 млрд. долл. США); Австрия (4,6 млрд. долл. США); Люксембург (4,1 млрд. долл. США); Великобритания (2,4 млрд. долл. США). [5] (См. табл. 2).

 

 

Источник: Динамика инвестиций между Россией и ЕС (Электронный ресурс) / Министерство экономического развития.- [Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/201407107]

История официальных взаимоотношений между РФ и ЕС длится уже примерно 25 лет: первый документ, который был подписан между СССР и ЕЭС 18 декабря 1989 года — это Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭСи СССР. Смысл данного соглашения заключался в реализации первых шагов на пути к налаживанию взаимного сотрудничества. Следующее соглашение, подписанное 4,5 года позднее, а именно 24 июня 1994 года — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией [7], носило более широкий характер применения, который предусматривал развитие отношений в торгово-экономической, политической, правовой и гуманитарной областях. Следующим важным событием было формулирование инициатив по созданию в 2003г. концепции формирования четырех общих пространств России и ЕС: Общего экономического пространства; Общего пространства свободы, безопасности и правосудия; Общего пространства внешней безопасности и Общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты; — которые были названы «дорожные карты». [6] Цель — создание открытого рынка между Россией и ЕС. Задача — создание условий, способствующих развитию двусторонней торговли и инвестированию, укрепление сотрудничества по следующим основным сферам: энергетика, транспорт, сотрудничество в сфере космоса, атомная отрасль. На базе всего вышеперечисленного — усиление конкурентоспособности экономик России и ЕС за счет экономического сотрудничества и эффективного управления и взаимной координации в рамках диалога (круглого стола). Работа по реализации «дорожных карт» по сей день остается одним из основных направлений взаимодействия РФ и ЕС.В июле 2008 г. Россия и Евросоюз начали переговоры по Новому базовому соглашению, т. к. ощутили необходимость обновления правовой базы, которая уже не охватывала весь спектр достигнутого взаимного сотрудничества. Но процесс переговоров был приостановлен, всвязи с развернувшимся конфликтом в Грузии. Следующим значимым сдвигом — являлось подписание 1 июня 2010 г. инициативы об учреждении «Партнерства для модернизации». Данное совместное заявление призвано стать основой продвижения реформирования с целью укрепления экономического роста и повышения конкурентоспособности экономик РФ и ЕС. [9]

Ближайшими стратегически важными и трудоемкими задачами по развитию двустороннего партнерства РФ и ЕС остаются: переход на безвизовый режим, налаживание более эффективного и ориентированного на результат взаимодействия во внешнеполитической сфере, включая кризисное регулирование, и начало диалога о сопряжении концепций социально-экономического развития России и ЕС на период до 2020 года. Так же основными, попадающими под аббревиатуру «приоритетные области партнерства» остаются: увеличение возможностей инвестирования в отрасли, которые стимулируют рост инноваций; развитие торговли и взаимодействия; максимально возможная стандартизация стандартов и тех. регламентов.

В целом состояние экономических отношений между РФ и ЕС до недавнего времени можно было назвать стабильно удовлетворительным. С 2008г. по 2013г. динамика внешнеторгового оборота была положительна (за исключением 2009г.). Если не брать в расчет резкое падение 2009г. и резкий подъем 2010г. товарооборота из-за влияния мирового финансового кризиса, то темп прироста в среднем составлял 3,5 %. По данным за январь — апрель 2014г. стала прослеживаться отрицательная динамика — минус 3,4 %, по отношению за аналогичный период в предшествующем 2013г. Данная ситуация обусловлена не только результатом стагнации в Европе, но и сложившейся политической ситуацией. Украинский политический кризис наложил отпечаток на экономические взаимоотношения не только России и ЕС, но и на отношение к России мирового сообщества в целом.

Россия и ЕС, в плане взаимоотношений, переживали неоднократные политические кризисы. Причиной тому послужили различные взгляды на проводимую странами политику. ЕС не раз критиковал как внешнюю, так и внутреннюю политику РФ, так же упрекал в отступах от принципов партнерства и сотрудничества РФ и ЕС, в связи с чем у Европы остается недоверие к политической элите РФ и уверенность в выборе Россией европейского пути развития — отсутствует соответственно. Россия, в свою очередь, была обеспокоена кризисом в самой Европе, низкими показателями экономического развития, усугубляющейся демографической ситуацией. Европейскому Союзу в свете мирового финансового кризиса и кризиса еврозоны в экономическом плане требуется финансовая помощь. Раньше США и ЕС — были ориентирами для многих в области эффективного урегулирования глобальных проблем, а теперь, из-за сложившейся ситуации, сами нуждаются в компетентной координации действий. Особым камнем преткновения явилась политика ЕС и РФ в отношении стран СНГ. ЕС предполагала в развитии взаимоотношений РФ и СНГ — дальнейшую их интеграцию, что для ЕС не являлось выгодным. Россия в расширении ЕС и НАТО видела «захват» стратегически важных территорий, на которых у России имелись давние экономические связи. В связи с чем, конфликты, возникшие на пространстве СНГ, вызвали серьезную напряженность между Россией и Западом. Напряженность в отношениях РФ с ЕС росла по мере смещения вектора внешнеэкономической экспансии с юга на восток, т. е. развитие связей с бывшими странами СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. В связи с вышеперечисленным, Россия выбрала дополнительное направление стратегического сотрудничества — евразийское. По заявлению на Саммите «России и ЕС» состоявшегося в декабре 2012г. [1] Брюссель не имеет никаких возражений в отношении ЕВРАЗЭС, т. к. в основе прохождения пути от стадии сотрудничества до стадии интеграции лежит длительным промежуток времени и кропотливая работа по сближению политического и экономического устройства стран-членов союза. Соответственном в краткосрочном перспективе интеграция России с ЕВРАЗЭС не скажется на взаимоотношениях России и ЕС, т. к. после планов по развитию сотрудничества с ЕВРАЗЭС, ЕС остается главным внешним партнером РФ.

Помимо политических проблем, так же остаются нерешенные вопросы, затрагивающие сферу торговли и инвестиций. Присутствуют разногласия по НБС — новому базовому соглашению. Россия видит это соглашение рамочным, в котором оговорены лишь общие принципы сотрудничества. Решение и детализация специфических вопросов производилась бы подписанием дополнительных соглашений. ЕС, со своей стороны, настаивает на согласовании всеобъемлющего договора, сразу охватывающего все планируемые сферы взаимодействия. Относительно экономического содержания договора, Россия хотела бы добиться на тех условий, которые приняты для нее в рамках вступления в ВТО. ЕС настаивает на расширении условий, т. к. некоторые, интересующие ЕС вопросы (в первую очередь торгово-инвестиционное законодательство, конкуренция и госзакупки), не охвачены договоренностями РФ и ВТО. Столь разные подходы могут означать для ЕС следующее: не смотря на заявления, РФ не рассматривает ЕС как стратегического партнера в полной мере. Для РФ интересны лишь отдельные сферы взаимоотношений, с отдельными странами ЕС, а не Европейским Союзом в целом. [2] Это может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, недоверие к проводимой ЕС политике (слабость, непоследовательность); во-вторых, желание России вести переговоры с государствами по отдельности, для возможности выбора привилегированных отношений, тем самым отсекая менее дружественные страны.

Более того, инвестиционные отношения осложнены отсутствием двустороннего соглашения между РФ и ЕС по инвестиционному взаимодействию. Факт законной регламентации положений по защите инвесторов, а так же уменьшению неформальных препятствий для инвестиций — является важным аспектом в продвижении инвестиционного сотрудничества России и стран-членов ЕС. Снижение административных барьеров — приоритетное направление улучшения инвестиционной привлекательности РФ, т. к. наличие высоких барьеров — это одно из основных препятствий притока западных инвестиций в РФ. Последними значимыми действиями, осуществляемыми в этом направлении были: подписание закона № 343 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», развитие новой форма предоставления гос. услуг в виде «единого окна». В очередном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2015» [3] Российская Федерация заняла 62 место (к 189), поднявшись на 2 пункта по отношению к рейтингу «Ведение бизнеса 2014». Основные улучшившиеся показатели, из которых суммируется рейтинг: «Регистрация предприятия» (+24); «Получение разрешения на строительство» (+16); «Регистрация собственности» (+5). Основные ухудшившиеся показатели: «Получение кредитов» (-6); «Защита миноритарных инвесторов» (-3); «Разрешение платежеспособности» (-2); «Подключение к системе энергоснабжения» (-2).

Также одним из наиболее существенных проблемных вопросов инвестиционного взаимодействия с Евросоюзом является имплементация в ЕС «третьего энергетического пакета». Проблема в том, что вертикально-интегрированная компания «Газпром», обеспечивающий ¼ потребностей ЕС в газе, не соответствует политике либерализации рынка энергоресурсов ЕС. Для РФ это важный вопрос, т. к. около 80 % российского экспорта в ЕС составляют энергоносители. В данном случае вероятен вариант реструктруризации «Газпрома».

В целом состояние экономического взаимодействия между Россией и ЕС серьезно ухудшилось в последние годы, в связи с геополитическим кризисом на Украине и в Грузии. Политический кризис привел к снижению объемов взаимных инвестиций между ЕС и Россией. Однако по-прежнему Россия остается важным стратегическим партнером для ЕС.

Максимально тесное сотрудничество по существующим проблемам с ЕС по всем направлениям — залог стабильного развития двусторонних взаимовыгодных экономических отношений. Но, так же, стоит помнить о том, что для обоснования, регламентации и имплементации международных соглашений необходима хорошая национальная законодательная база, а это возможно обеспечить лишь совместной хорошо скоординированной работой российских законодательных и исполнительных органов власти.

 

Литература:

 

1.      Арбатова Н. Россия и ЕС: возможности партнерства // Российский совет по международным делам, 19.03.2013. — [Режим доступа:http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1559#top]

2.      Бариш К. Партнерство во имя модернизации между ЕС и Россией // Партнерство во имя модернизации между ЕС и Россией. Обзор центра ЕС-Россия, 2010. — [Режим доступа: http://eu-russiacentre.ru/wp-content/sklad/2009/10/EURC_review_XV_RUS.pdf]

3.      Благоприятность ведения бизнеса (Электронный ресурс)//Doing business, 2014. — [Режим доступа:http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/]

4.      Внешняя торговля России с ЕС (Электронный ресурс) // Министерство экономического развития Российской Федерации. — [Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/201407107]

5.      Динамика инвестиций между Россией и ЕС (Электронный ресурс) // Росстат. — [Режим доступа:http://www.gks.ru/]

6.      Краткий обзор отношений (Электронный ресурс) // Постоянное представительство Российской Федерации при европейском союзе. — [Режим доступа:http://www.russianmission.eu/ru/osnovnye-dokumenty]

7.      Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. (Электронный ресурс) — [Режим доступа: http://www.russianmission.eu/userfiles.]

8.      «Дорожная карта» по общему экономическому пространству. (Электронный ресурс) — [Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml.]

9.      Хронология двусторонних отношений (Электронный ресурс) // Представительство Европейского Союза в России. — [Режим доступа: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/chronology/index_ru.htm]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle