Библиографическое описание:

Перекрестова Г. Г. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 845-847.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К. Д. Ушинский

Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкивается преподаватель — это отсутствие мотивации у учащихся. Это сильно сказывается на эффективности педагогического процесса, влияет на успеваемость учащихся и значительно усложняет работу педагога.

Мотивировать не значит заставить. Мотивировать — помочь понять и принять необходимость тех ли иных действий, объяснить, предложить необходимые доводы и причины.

Учебная мотивация является специфическим видом мотивации. Психологи выделяют два вида мотивов, внешние и внутренние. Внешние мотивы, такие как наказание, награда, материальная выгода, поощрение со стороны родителей, не относятся непосредственно к обучению, в этом случае, знания и умения являются лишь средством для достижения других целей. Другой вид мотивов — внутренние — желание получить знания, улучшить профессиональные и личностные навыки, все то, что побуждает к обучению, как к цели.

Для учебной мотивации важна вторая группа мотивов, так как учащиеся понимают зачем и для чего нужно учиться, но этого не достаточно для мотивации. Именно появление у учащегося мотивов из второй группы является задачей преподавателя. Задачей является не только передача знаний и контроль над их усвоением, важно пробудить интерес к предмету, пробудить у учащегося интерес к самостоятельному поиску информации и получению знаний.

Целью любого процесса обучения является развитие личности. Именно поэтому, в процессе обучения важен личностно-ориентированный подход. Традиционно, в педагогическом процессе ученик является объектом обучения, информация при этом подается ему из вне. Таким образом, преподаватель задерживает развитие познавательной активности учащегося, лишает его некой самостоятельности и необходимой важной роли в образовательном процессе. Для пробуждения мотивации важно сделать учащегося субъектом образовательного процесса, что не всегда возможно исходя из специфики педагогической деятельности. Однако, можно найти способы повышения мотивации, специфические для каждого предмета.

Одним из способов повышения мотивации учащихся на уроках английского языка, по нашему мнению, является проектная деятельность. Рассмотрим подробнее, что представляет из себя этот метод.

Проектная деятельность — это деятельность по составлению проектов. Проекты могут быть совершенно разные по форме, цели и содержанию, и это является несомненным плюсом для воплощения цели по повышению мотивации, так как это поможет пробудить творческий потенциал и активность. Проектная деятельность играет большую роль в формировании профессионального самовоспитания и самостоятельности. Учащийся научиться принимать решения самостоятельно, веди при выполнении такого задания учащемуся придется решить многие вопросы, которые в других видах деятельности четко формулирует преподаватель:

-        тему проекта;

-        форму, в которой будет представлена информация;

-        время выступления;

-        использование дополнительных материалов;

-        список необходимой литературы и т. д.

Мы упомянули выше, что проект — это работа различного жанра, однако, у проекта имеются видимые отличия от других самостоятельных видов деятельности.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей или читателей с определённой темой, дать общую информацию, возможно, представить мнение автора доклада. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает необходимость в устном обсуждении, что предоставляет возможность участия в данном виде деятельности не только автора, но и слушателей. Доклад — представление информации, проектная деятельность включает в себя представление информации, однако не ограничивается этим.

Реферат — сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.

Исследовательская работа — работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование — это лишь этап проектной работы.

Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Именно поэтому проектная деятельность интересует нас. Она включает в себя элементы разных видов и жанров самостоятельной работы, тем не менее значительно превосходит их с точки зрения мотивационного процесса, так как позволяет не только познакомить учащегося с основными типами самостоятельных исследовательских работ, но также дает возможность подключить творческую составляющую. В проектной деятельности у учащегося появляется возможность проявить себя, свою самостоятельность в принятии решений, контролировать собственный образовательный процесс. Важно, чтобы этот вид деятельности не был жестко обязательным и не оценивался, по крайней мере первое время. Необходимо дать понять учащимся, что этот вид деятельности интересен для них и полезен для образовательного процесса.

Как мы упомянули выше, традиционно учащийся является объектом педагогической деятельности. В процессе создания проекта, учащиеся могут проявить самостоятельность и творческий подход. Этому способствует и специфика рассматриваемого нами предмета, английского языка. Изучение языка позволяет выбирать из неограниченного количества тем. Преподаватель может предложить выбрать тематику самостоятельно, поэтому учащиеся могут подобрать что-то из сферы своих интересов и представить эту тему творчески. Таким образом, в сознании учащегося соединяются сферы, казалось бы несоединяемые: учебное задание и сферу своих интересов. Это важно, так как, когда учащийся будет прорабатывать тему, в которой он лично заинтересован, то проявит аккуратность и постарается применить все свои знания и умения для того, чтобы предоставить тему достойно, так как присутствует личная заинтересованность.

Безусловно, современный реалии и стандарты обучения требуют высокий уровень подготовки и диктуют плотный график работы с учеником. Однако, самое большое влияние на продуктивность учебного процесса оказывает мотивация. Именно поэтому, преподаватель обязан уделять этому внимание не в последнюю очередь. Высокий уровень мотивации позволит улучшить дисциплину, повысить успеваемость, способствует установлению прочного контакта с учеником. Преподаватель должен повышать уровень мотивации учащихся, и проектная деятельность может этому способствовать.

 

Литература:

 

1.       Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968.

2.       Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. — М.: Наука, 1984

3.       Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности//Вопросы психологии -1994.- № 4 –С.45

4.       Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1982

5.       Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Педагогика, 1972.

6.       Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение,1990

7.       Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, № 2, 1979г.

8.       Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование — 2002 -№ 9 –С123 -130

9.       Немов Р. С. Психология. Учебник. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle