Библиографическое описание:

Кулько И. Ю., Пистун Ю. В., Ильинова К. В., Ковачева Г. П. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 644-647.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. [5. с.45]

Определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. У ребёнка складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве. [1. с. 210]

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Это является противоречием между потребностями и возможностями в общении дошкольников. Тогда как коллективный труд ставит одинаковые задачи для всех участников, при этом для достижения результата им необходимо объединиться и начать конструктивное общение на равных позициях. [2. с.33–34]

При анализе соответствующей учебно-методической литературы нами было отмечено, что решением этой проблемы занимались такие специалисты как A. B. Батаршев, Л. А. Петровская, Г. Крайг, A. A. Леонтьев, Я. Яноушек, М. С. Каган, A. M. Эткинд; A. A. Максимов; А. Я. Наин.

Прежде чем начать работу в данном направлении нами была выбрана методика выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной [3, с. 15].

При анализе полученных данных видно, что большая часть детей нуждается в коррекционной работе по развитию коммуникативных способностей.

В связи с этим нами была разработана развивающая программа, направленная на повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников во время коллективного труда. Ведь в старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т. д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате — во вторую половину дня.

Для успешной мотивации трудовой деятельности, были даны разъяснения детям о значении предлагаемой работы, необходимости разделения их на несколько групп и дает каждой из них определенное задание. Намечая содержание коллективного труда, мы учитывали, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет. Необходимо позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп. При необходимости помочь дошкольникам договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними.

Распределив работу, педагог руководит организацией детьми мест для нее: подсказывает, что к стеллажу надо придвинуть стол, чтобы складывать на него игрушки, что на другой стол следует постелить клеенку, так как здесь будут, стирать, проверяет, все ли оборудование налицо и удобно ли оно расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завернуты ли рукава, надеты ли фартучки).

В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая складывающиеся ситуации («Посмотри, как Коле неудобно одному нести стол, предложи свою помощь», «Наташа очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше дела, чем у других. Пойди помоги ей», «Посоветуй Грише, как удобнее сгребать мусор из-под кустов, покажи» и т, п.).

По окончании работы педагог подчеркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали»), хвалит тех, кто трудился добросовестно.

Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам. Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям, необходимым для всех видов труда, начинается уже в младших группах.

С прямого показа начинается обучение каждому новому умению: как подклеить книгу, как полить растение, вычистить клетку птички, разложить ложки на столе и т. д. [6, с. 38].

Обучая старших дошкольников, воспитатель опирается на имеющийся у них опыт, на их способность воспринимать словесную инструкцию без прямого показа. Он не спешит со своей помощью, побуждает ребенка припомнить, попробовать самостоятельно найти способ действия, быть более решительным, активным.

Важно с самого начала поддерживать старания детей, не дать им почувствовать свою неумелость, создавать положительное отношение к труду. Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Этому способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за его неумелость, за оплошность. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от участия в труде, всякий раз находя способы побуждения детей к включению в выполнение разнообразных заданий.

Педагог формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задание до конца. Важно воспитать у них положительное отношение к любой работе. Этому способствует умение воспитателя найти в каждом деле что-либо привлекательное. Особую роль играет разъяснение его значимости (вымыть игрушки, чтобы они были чистыми; вырастить растения, чтобы украсить группу; изготовить сувениры в подарок мамам и т. п.).

Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление ребенком старательности, умения работать без отвлечений, желания довести дело до конца.

Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и возможности. Так, одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности, медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель подчеркивает его умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно, поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование.

Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т. д.

Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. — все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Таким образом, для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируем с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используем аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и т. д.

Во время коллективного труда у детей значительно снижается агрессивный подход к решению проблемы (так как он не конструктивен и не приводит к результату). Чтобы группа первой закончила работу или результаты труда были лучше, чем у другой трудовой группы, детям необходимо приходить к консенсусу, находить компромиссы [4, с. 103].

Таким образом, коллективный труд способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников.

Анализ полученных результатов позволяет говорить об эффективности разработанной нами системы работы.

Коллективный труд оказывает положительное влияние на развитие общения и коммуникативных способностей дошкольников.

При правильно организованном коллективном труде воспитатель может решить многие педагогико-психологические задачи.

Большинство дошкольников в коммуникативном общении во время коллективного труда становятся более благополучны. Они способны налаживать контакты как с взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства — речевые, мимические, невербальные (образно — жестовые). Их отличает живой — интерес к собеседнику, которым становится сверстник (для ребёнка старшего дошкольного возраста).

Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе коллективного труда, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Совместная трудовая деятельность в различных сферах жизни стимулирует развитие познавательной активности ребенка. Участие в реальной трудовой жизни помогает ребенку открывать новые грани окружающей его действительности.

В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в трудовой деятельности, которая создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Функции реальных отношений включают планирование деятельности, распределение ролей и обязанностей, умение выбрать необходимый инвентарь и довести начатое дело до положительного конечного результата.

 

Литература:

 

1.                  Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

2.                  Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

3.                  Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.

4.                  Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. — 2000. № 7. — С.101–105.

5.                  Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л. В. Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45–54.

6.                  Пышьева, Н. С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н. С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008. — № 4. — С.36–40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle