Библиографическое описание:

Зарецкая М. Н. Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 601-605.

В наше время все чаще встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

"...духовность определяется как единство духа и души, разума и воли. Это и бытие, наполненное Духом, и красота поступков человека, и те ценности, на которые он ориентирован. Если ум характеризует интеллектуальную составляющую духовности, то нравственность — моральную»... словарь В. И. Даля.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни [1].

Построение сильного государства зависит от потенциала сегодняшнего поколения, его устремлений, знаний и интеллектуальных способностей. Только физически крепкая, гармонично развитая, высокодуховная молодежь способна взять на себя ответственность за судьбу страны и будущее нашей нации. Важную роль в воспитании всесторонне развитой личности выполняет образование. Преподавателям нужно формировать у студентов веру в будущее, воспитывать любовь к Родине, искусству, языку, человеколюбие, добросовестности, мужеству и терпимости, чувство справедливости, стремление к знаниям и просвещению. Все это формирует национальное самосознание, любовь и уважение к собственной нации, забота об ее процветании.

Процесс обучения современных студентов иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания молодого поколения. Он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры, включает их в диалог культур. Обучение иностранным языкам имеет четко выраженную культуроведческую направленность. Патриотизм и культурность межнациональных отношений тесно связаны между собой.

Говорят, что писатель живет в своих произведениях, художник в картинах, скульптор — в скульптурах, а преподаватель — в мыслях, делах и поступках своих студентов. Духовно-нравственное воспитание студентов — это весь уклад студенческой жизни, прежде всего, это педагогический коллектив, нацеленный на формирование личности студента с выраженной российской идентичностью через сотрудничество и взаимодействие со всеми участниками процесса образования: коллегами, студентами, их родителями, социальными партнерами, со студентами других учебных заведений и общественными институтами.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

 Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой [2]. Нравственные качества, которые стремится привить педагог, пока не обеспечивают социальную успешность личности. К великому сожалению средствами массовой информации навязывается модель поведения, чуждая идеям духовно-нравственного воспитания: будь гламурным, сексапильным, известным, богатым, тогда ты будешь счастлив. Массовый характер агрессивных образцов поведения, льющихся потоком со страниц журналов и экранов телевидения, часто заглушает голос преподавателя. Самый тревожный аспект — отношение к Родине. Притом, что большая часть студентов «испытывают гордость за великое прошлое своего народа», многие готовы уехать в другую страну ради улучшения экономических условий жизни (это в нынешних-то достаточно благополучных условиях). Понятно, что на этом пункте весь патриотизм заканчивается. Однако, при любых внешних условиях, ценностные приоритеты остаются, они могут переноситься в субъективное пространство, где проходит глубокая внутренняя работа человека над собой, как студента, так и преподавателя.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Российская идентичность, гражданственность и патриотизм формируются комплексно и постепенно. В учебной деятельности формируется когнитивный компонент российской идентичности. Для преподавателей иностранных языков, это еще и взаимодействие с представителями разных культур в формирующемся межкультурном воспитательном пространстве. Первостепенной задачей преподавателя английского языка является приобщение студентов к универсальным глобальным ценностям, формирование умения общаться с представителями других культур. Иноязычная культура — часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах [3].

На сегодняшний день английский язык — это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения. Содержание уроков во многом зависит от собственного выбора учителя. Золотое правило методики, это соблюдение баланса.        

Перед преподавателем английского языка стоят современные задачи, открывающие дорогу инициативе, проявлению креативности, мотивирующие на поиск нового активного педагогического инструмента обучения. Какие ценности формируются у студентов при обучении коммуникации и межкультурному взаимодействию, создаются ли условия для духовно-нравственного развития личности гражданина России, во многом зависит от гражданской позиции преподавателя иностранных языков [] Через язык передается культура народа, ценностные приоритеты. Западные ценности, которые служили во многом ориентиром, утратили однозначно позитивное значение. От преподавателя требуется критическое осмысление происходящих в мире и стране изменений, ответственность и самостоятельность в своих педагогических действиях.

На уроке иностранного языка студенты знакомятся с историей и традициями стран изучаемого языка, осваивают другую культуру. И через знакомства с другой жизнью они могут осуществлять проекцию своей жизни. Важным аспектом таких занятий является и увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, а также истории нашего города и области. Конечно же нельзя забывать о достопримечательностях нашего региона: Ачаирский женский монастырь, Озёра, образующие группу «Пять озёр», Птичья гавань, природный парк. Обсуждение удивительной и многообразной природы нашего региона вызывает у студентов чувство гордости за прекрасную природу и национальное богатства нашего края. Воспитательный аспект — осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

На уроках английского языка в нашем колледже студенты изучают историю медицины. Особым ярким примером великих врачей, для них являются пламенные патриоты своей Родины — наша национальная гордость это И. П. Павлов, Н. И. Пирогов и С. П. Боткин. Эти великие люди являются для студентов примером того, что при любых социальные условиях, в которых проходит деятельность врача, подлинная нравственность, является незыблемой основой его профессиональной принадлежности. И первоочередной задачей педагога, является донесение до сознания студентов-медиков, готовящихся к врачебной деятельности, осознание этой истины. Немаловажное значение имеет и способ воздействия на сознание студентов в процессе их обучения — творческое осмысление данной проблемы будет также способствовать и инновации всего нашего общества.

В ходе изучения иностранных языков также затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка преподаватель имеет возможность формировать мировоззрение студента, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения человека в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяем такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы современного мира и человека, где студенты обсуждают вредное воздействие никотина и наркотиков на организм человека, изучают антинаркотическую политику стран мира.

И здесь очень важна роль преподавателя. Преподавателю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку. Именно он, вступая в общение со студентами, будет влиять на них нравственно. Преподавателю важно обладать такими качествами как высокая культура, нравственность, ответственность, патриотизм, мудрость. То, с каким интересом студенты будут изучать данный материал, зависит насколько ярко, творчески и познавательно построен сам урок [4].

Учитывая, что студенты нашего колледжа, это будущие медицинские работники, хочется отметить, что высокий уровень духовности позволит им достичь успеха в медицинской деятельности, поможет найти правильный подход, как к пациентам, так и к коллегам. Из этого следует, что обучение в медицинском учреждении, в обязательном порядке, должно включать в себя этапы достижения этого уровня, способствовать раскрытию творческого потенциала студента, что позволит ему, в его будущей работе, находить выход из сложной ситуации при помощи нестандартного решения.

До недавнего времени здравоохранение следовало только одной модели — медицинской. Лечение больного предполагало применение лекарств или оперативное вмешательство и меньше придавало значение отношениям — врач-пациент. Сейчас же духовные ценности становятся все более признаваемыми, как необходимый аспект медицинской помощи. Духовно-нравственное воспитание сегодня — одно из приоритетных направлений деятельности нашего учебного заведения. Наши студенты на уроках английского языка обсуждают такие темы как «Моя будущая профессия», «Деятельность врача и медицинской сестры в больнице и в поликлинике», учатся вести диалог врача и медицинской сестры с пациентом. Так же обсуждаются цели здравоохранения в современной России, сравнивания с целями здравоохранения в США и Великобритании.

Гуманитарный аспект медицинского образования отражает парадигму гуманитарных проблем профессиональной деятельности медицинского работника — проблем взаимоотношения с пациентами, членами их семей и коллегами, вопросов медицинского права, проблем целостного подхода к профилактике и лечению заболеваний, аспектов влияния научных открытий на безопасность и улучшение здоровья человека, проблем обмена передовым профессиональным опытом. А это значит, что гуманитаризация медицинского образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека, будущего специалиста, уровень подготовки которого должен гармонично сочетать образованность, профессионализм, высокую духовность, нравственную воспитанность, то есть это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины, что позволяет нам определить нравственную культуру медицинского работника, как не просто заслуживающее уважение свойство его личности, а необходимое качество, определяющее уровень его профессионализма [5].

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, затем группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача преподавателя — показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не преподаватель, а сами учащиеся, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

Учащиеся также могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые» столы, посещать местные музеи, отзывы о которых они предоставляют на изучаемом языке. Учитывая тот факт, что сегодняшние учащиеся увлечены компьютером, таким мощным инструментом может быть использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Исследователи в области современных информационных технологий в образовании (Б. Ю. Щербаков, М. И. Станкин и др.) рассматривают использование информационных технологий, как «наиболее перспективное направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение» [6].

Средствами поликультурного воспитания студентов могут быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line.

Таким образом, изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно -организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

 

Литература:

 

1.      Аверкиева, Г. В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. — Архангельск, 2001. C. 55–60.

2.      Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика — 2006. -№ 10 — с 36–42.

3.      Пассов, Е. И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/ М. — Глосса-пресс Феникс — 2010. — 640с.

4.      Арапова Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009

5.      Набродов Г. М. Духовно-нравственная компетентность врача / Г. М. Набродов, А. А. Филозоп. // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях, 2013. — С. 105–106.

6.      Щербаков Б. Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. — М.: Логос, 2001.

7.      Никитина Н. Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н. Н. Никитина, В. Г. Балашова, Н. М. Новичкова. — Ульяновск: УлГПУ, 2006. — 273 с.

8.      Зеньковский, В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике / В. В. Зеньковский. Педагогические сочинения. — Саранск: Красный октябрь, 2002. — С. 33–83.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle