Библиографическое описание:

Фурман Ю. В., Гридина О. Н., Подрыгало Л. В. Социальная защита работников сельскохозяйственных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №5.2. — С. 54-56.

В современных условиях агропромышленный комплекс России работает в условиях системного кризиса. Разрушение производственного потенциала, происшедшее в годы реформ, отразилось на главном участнике реформы - сельском труженике. Падение реальной заработной платы, долговременные задержки по ее выплате, деформация соотношений в оплате труда, вынужденные неоплачиваемые отпуска, массовые увольнения, разрушение системы охраны труда, неэффективное использование рабочего времени, снижение производительности и мотивации труда привели к актуализации вопросов связанных с экономической и социальной защитой работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Несмотря на существенные изменения в структуре занятости сельского населения, бывшие колхозы и совхозы, а ныне общественные предприятия различной организационной формы, остаются главными работодателями на селе. От уровня их производства зависит основная часть доходов селян, а в сфере социально-бытовых услуг зачастую выступают в роли монополиста. В связи с этим возрастает актуальность принятия правовых, экономических и организационных мер по формированию новой системы социально-трудовых отношений, которые позволят обеспечить работникам сельского хозяйства социальную защиту, достойный уровень жизни, высокую эффективность труда.

Социальная защита населения является структурно-образующим элементом социальной политики. Главная ее цель состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Грамотно построенная социальная защита работников в российских компаниях может и должна решать проблемы, с которыми неизбежно сталкивается любой быстро развивающийся бизнес, прежде всего, в сфере управления персоналом. Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Соблюдение норм социальной защиты работников предприятия на должном уровне выгодно и работодателю, поскольку оно позволит снизить текучесть кадров, что будет способствовать повышению эффективности производства, стабилизации социальной ситуации и увеличению прибыли.

Качество жизни сельчан по-прежнему остается ниже в сравнении с аналогичными показателями городского населения.  Многочисленные программы разных исторических периодов, направленные на «стирание грани между городом и деревней», «создание экспериментальных поселков», «сокращение неперспективных деревень и малонаселенных пунктов», «ликвидацию малокомплектных школ» не способствовали решению вопросов повышения качества жизни на селе. Попытки распространения черт и особенностей свойственных городу, промышленному центру (урбанизация) у сельских жителей зачастую приобретали комичные, уродливые формы. Рурбанизация (процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность), также потерпела неудачу.

По данным Госкомстата России 50% сельского населения имеет душевой доход ниже прожиточного минимума. Основная причина бедности - низкая оплата труда. В 2012 году в сельском хозяйстве России в среднем за месяц она составила 15000 руб. В 1990 г. разница в оплате работников сельского хозяйства и в промышленности составляла 7%, в 2012 году - 2,5 раза.

Аналогичная ситуация и в регионах. Так, в сельском хозяйстве Курской области в 2013 году среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства была в 2,2 раза меньше, чем в промышленности и составила 18464 рубля; что в 2,22 раза меньше, чем на транспорте, в 2 раза меньше, чем в топливно-энергетической отрасли.

Социальная защита населения является структурно-образующим элементом социальной политики. В основе формирования системы социальной защиты сельского населения Курской области лежат ряд факторов, величину которых рассчитывали.

Была использована следующая система показателей:

- индекс, характеризующий размер среднемесячной заработной планы в сельской местности (в сельском хозяйстве);

- индекс, характеризующий обеспеченность сельского населения благоустроенным жильем;

 - индекс, характеризующий обеспеченность сельских школьников посадочными местами для посещения учебного заведения в 1-ю смену;

- индекс, характеризующий обеспеченность сельского населения детскими дошкольными учреждениями;

- индекс характеризующий развитие клубных учреждений в сельской местности;

- индекс характеризующий обеспеченность территории медицинскими кадрами с высшим образованием;

-индекс, характеризующий обеспеченность врачебно-больничными койками [1, c. 67-69].

Таблица 1

Система показателей для оценки социальной защищенности работников, проживающих в сельских территориях Курской области

Наименование показателя

 

 

Значения показателей

Фактическое (Ф)

Нормативное (Н)

Индексное (И)

Среднемесячная оплата сельскохозяйственного труда, руб.

18464,4

21231,0

И = 0,869

Обеспеченность сельских школьников учебными местами для посещения школы в первую смену, %

93,8

90,0

И = 1,04

Обеспеченность сельского населения благоустроенным жильем, кв.м/чел.

33,0

27,4

И = 1,218

Обеспеченность сельского населения детскими дошкольными учреждениями детей в возрасте от 1 года до 6 лет, мест/1000 детей

628,0

400,0

И = 1,б2

Обеспеченность сельской территории медицинскими кадрами, чел./10000

10,3

13,5

И = 0,763

Обеспеченность сельского населения боль­ничными койками, койки/10000 чел.

16,6

71,3

И = 0,23

Обеспеченность сельскими клубными учре­ждениями, мест/1000 чел.

211,9

215,0

И = 0,986

 

Итоговый показатель индекса социальной защиты сельского населения составил: 0869*1,04*1,218*1,62*0,763*0,23*0,986 = 0,8778

Полученный результат свидетельствует о том, что социальная защищенность сельской территории Курской области по совокупному индек­су несколько ниже норматива составил 87,78%. Еще многое предстоит сделать для достижения необходимой нормативной базы в социальной сфере села.

Развитие социально-трудовых отношений, особенно на этапе переходной экономики, предполагает развитие определенных социально-политических институтов, представляющих и защищающих интересы наемных работников. Чаще всего на роль таких защитников претендуют политические партии, особенно в период выборных кампаний, когда идет борьба за голоса избирателей. Однако, традиционно интересы наемных работников защищают профессиональные союзы.

В современном общество все более отчетливо формируется система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве, получившая название – социальное партнерство. Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации.

В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском её варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путём переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнёрства создаёт возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведёт к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Общая цель и стратегия социального партнерства в России в переходный период состоят в том, чтобы в ходе экономического реформирования на основе учёта, согласования и защиты интересов различных социально-профессиональных групп, слоев, используя преимущества переговорного процесса, развивать трудовые отношения, адекватный рыночной экономике, вырабатывать единую согласованную политику по их упрочению на уровне отраслей, регионов, городов и районов, а также отдельных предприятий и организаций.

Первоначальные усилия по оптимизации социально-трудовых отношений в нашей стране должны быть направлены на реализацию следующих мер:

-                                        разработку и внедрение эффективной системы трудового законодательства, обеспечивающей правовое регулирование социально- трудовых отношений;

-                                        определение и регулирование оптимальной оплаты труда работников, обеспечивающей рост производительности труда, достойный уровень жизни и социальную стабильность в обществе;

-                                        развитие структуры социальной защиты, социальных гарантий, смягчающей и предупреждающей возможные последствия социальных рисков;

-                                        внедрение системы социального партнерства между работодателями, наемными работниками и государством, посредством которой должны разрешаться социально-трудовые споры и конфликты;

-                                        налаживание системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, действующей с учетом потребностей рынка труда и интересов экономики страны.

Мировой опыт социального партнёрства демонстрирует успешность обеспечения баланса интересов наёмных рабочих и предпринимателей. Именно это представляется важным для процесса становления социального партнёрства и трипартизма в современной России. Развитые страны, пройдя длительный путь от острой классовой борьбы до достижения социального мира, нашли оптимальную форму социального сотрудничества. Она постепенно входит в сферу социальных отношений российского общества.

В процессе дальнейшего развития системы социального партнерства на первый план выступают задачи качественного совершенствования системы и механизма ее реализации. А это подразумевает значительное усиление роли договорных отношений в решении большинства социальных проблем. Центр тяжести по совершенствованию системы социального партнерства должен быть перенесен на усиление роли региональных и территориальных соглашений, а также коллективных договоров, заключаемых непосредственно в организациях.

 

Литература:

1.      Дружинин Н.В. Развитие форм экономической и социальной защиты работников сельскохозяйственного предприятия// диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург. 2002

Основные термины (генерируются автоматически): социального партнёрства, системы социального партнерства, социальной защиты, работников сельского хозяйства, структурно-образующим элементом социальной, элементом социальной политики, социально-трудовых отношений, сельского населения, Социальная защита населения, интересы наемных работников, защита работников, социальной защиты работников, социальной защитой работников, Социальная защита работников, достойный уровень жизни, раза меньше, системы социального партнёрства, Курской области, социальная защита работников, оплате работников сельского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle