Библиографическое описание:

Алкхудхир Х. С. Автомобильный транспорт как макрофактор развития Ирака // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 121-124.

В статье представлен материал, посвященный автомобильному транспорту Ирака. Была проанализирована структура распределения автопарка по областям республики в 2013 г., оценен возраст парка автомобилей г. Багдада. Имеется тенденция к увеличению доли автомобилей, соответствующих экологическим стандартам, принятым в Евросоюзе.

Ключевые слова:транспортная инфраструктура, автомобильные дороги, автопарк, внедорожники, возрастная структура автомобилей, экологические стандарты, Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5.

 

Современный транспорт — это социально значимый сектор экономики любой страны мира. Он является предпосылкой и основанием более успешного функционирования почти всех сфер социально-экономической жизни государства и оказывает большое влияние на макропроцессы в обществе. Также же можно отметить, что транспорт является и фактором политического развития страны, детерминантом его политического развития во внутреннем и внешнем измерении.

Транспорт — это инструмент реализации национальных интересов государства, он характеризует место любой страны в мировой хозяйственной системе. Устойчивость транспортной системы и эффективное функционирование — это стабилизация и подъем экономики страны, обеспечение национальной безопасности страны, улучшение уровня и условий жизни населения.

В Ираке существуют все современные виды транспорта, но, к сожалению, из-за постоянных военных действий в республике, они не совсем развиты.

Протяженность автомобильных дорог и автострад в Ираке более 45 тысяч километров, но их качество оставляет желать лучшего [3], хотя в некоторых местах дорожное покрытие идеально. На 1000 жителей страны приходится 1,48 км автомобильных дорог.

Общая численность автомобильного парка Республики Ирак составляла в 2013 году более 1,62 млн. единиц. 1,38 млн. единиц автомобильного транспорта приходится на легковые автомобили. В 2013 г. на 1000 ед. населения приходилось легковых автомобилей в количестве 105 шт. В год прирост составляет 5–8 %. 79860 автомобилей числились, по данным Главного управления перевозок, у частных лиц, что на 15 % ниже по сравнению с 2010 г.

В Багдаде парк автомобилей как легковых, так и грузовых намного выше, чем в других городах республики. Во-первых, потому, что это столица республики, во-вторых, там не проходят военные действия.

По состоянию на 2013 год численность автопарка г. Багдада насчитывала 486 691 единиц автотранспорта, в то время как численность среднего областного автопарка не превышает 16 % данной цифры.

Рассматривая структуру автомобильного парка Республики Ирак, можно констатировать, что в зависимости от типа автомобиля она выглядит следующим образом: в целом по стране, на легковые автомобили приходится не менее 75 % от общей численности автопарка. Грузовые автомобили составляют всего около 20 %. 5 % от общей численности автопарка составляют прочие транспортные средства. В таблице 1. представлены показатели частного сектора легковых автомобилей.

Таблица 1

Количество автомобилей, которые принадлежат частным лицам и зарегистрированы в Генеральной дирекции

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Количество всего автомобилей

1125163

1159687

1291405

1385317

3501380

Численность населения, тыс. чел.

25740

26508

27296

28102

33339

Дороги с твердым покрытием (км)

41892

42059

42334

42818

58083

Количество легковых автомобилей на 1000 человек

44

44

47

49

105

Количество дорог с твердым покрытием, (км) на 1000 чел.

27

28

31

32

60

 

Наблюдается увеличение автопарка в Ираке, так по сравнению с 2008 г. автопарк вырос более, чем в три раза.

Таблица 2

Марки и количество автомобилей и мотоциклов на 2012 г. по городам Ирака

Города

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Специальные автомобили

Ниневия

1347

378

61

Киркур

588

121

30

Диала

380

455

29

Ал-Анбар

1098

1242

88

Багдад

61236

3855

755

Вавилон

368

161

41

Кербела

439

141

30

Васит

140

107

53

Салах-Аль-Дин

733

815

29

Аль-Наджаф

686

246

77

Аль-Квадисия

402

169

39

Аль-Мутанне

239

118

30

Ти-Кар

237

206

72

Мейсана

88

41

26

Аль-Басра

1192

784

488

Итого

69173

8839

1848

 

Если рассматривать Багдад, то здесь 79 % приходится на легковой транспорт, соответственно доля грузового автотранспорта снижена до 17 %, а на долю прочих автотранспортных средств приходится только 4 %. Примерно такая же картина и в других городах с населением более 2 миллионов человек.

Численность автомобилей в Багдаде ежегодно увеличивается, как минимум, на 6 %, и данная тенденция, по-видимому, сохранится на последующие годы.

При рассмотрении структуры парка автомобилей города Багдада по производителям автомобилей, можно отметить, что преобладают транспортные средства из Японии и Кореи в соотношении 32,9 % и 21,1 % соответственно от общего числа автомобилей.

В Ираке осталось очень мало российских автомобилей, в большинстве своем они представлены «Волгами», которые использовались как такси по всей Республики Ирак.

В городе Хилла можно встретить старые советские «РАФики».

Несмотря на военные действия, которые происходили в стране летом 2013 г., к югу от столицы Ирака в Искандарии состоялось официальное открытие автосборочного завода компании «Иран ходроу» производственной мощностью около 30 тыс. автомобилей в год. Уже в августе 2013 г. стали поступать комплектующие к моделям Tiba и X100 для того, чтобы начать производство автомобилей в Ираке в широких масштабах.

Весной 2014 г. была поставлена первая партия новых пикапов САЙПА Прайд 151. В Ираке автомобили САЙПА стоят около 9,5 тыс. долларов

В дальнейшем планируется развить сеть продаж и послепродажного обслуживания иранских автомобилей в Ираке.

Парк легковых автомобилей в большей степени состоит из бюджетных транспортных средств. Так средняя стоимость автомобиля в городе Багдад составляет 6,5 тыс. иракских динар, что в переводе к российскому рублю составляет примерно 180 тысяч.

Рис. 1. Возрастная структура парка автомобилей города Багдада на 2013 г.

 

На рисунке 1 представлена возрастная структура автомобильного парка столицы Республики Ирак. Из рисунка видно, что большая часть эксплуатирующихся транспортных средств выпущена в период с 1980 по 2000 годы. Новых автомобилей 2010–2013 годов выпуска примерно 18 тыс. ед., автомобилей годов выпуска с 2000 по 2010 примерно 94 тыс. ед. Это говорит о том, что больше половины автомобилей не соответствует экологическим и технологическим транспортным нормам, что приводит к высокому загрязнению воздуха отработавшими газами и частыми дорожно-транспортными происшествиями, связанными с неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств.

Рассмотренная ранее возрастная структура автомобильного парка показывает, что в 2013 г. доля «молодых» автомобилей до 5 лет составляет немногим меньше 10 %. Количество автомобилей с возрастом 6–10 лет составило 30,2 %, 11–20 лет — 44,8 %, старше 20 лет — 15 %. Заслуживает внимания группа очень старых автомобилей, возраст которых превышает 21 год. Эта группа составляет около 15 %.

Следует отметить, что в последние годы произошло заметное уменьшение доли «молодых» автомобилей. Так процент автомобилей в возрасте до 10 лет составил: 2012 г. — 25,4; 2013 г. — 24,8 %.

Данная ситуация во многом объясняется активным ввозом из Японии и Кореи, а также стран западной Европы подержанных автомобилей, устраивающих по цене и эксплуатационным качествам большинство покупателей. Возраст таких автомобилей составляет около 10 лет.

Если раньше иракцами внедорожники ассоциировались с международными коалиционными силами, то сейчас все чаще на улицах можно видеть джипы, которые принадлежат иракцам.

Парк автомобилей, находящихся в эксплуатации, растет вместе с ростом объема рынка.

С точки зрения оценки влияния автотранспорта на окружающую среду важно знать не только возрастную структуру автомобильного парка, но и долю автомобилей, соответствующих введенным в действие экологическим стандартам.

При такой разнородной возрастной структуре автомобильного парка, постоянном росте количества транспорта и затруднениях в непосредственной реконструкции дорог застроенных частей в городах Ирака, требуются дополнительные эффективные меры которые регламентировали бы вредные выбросы от автомобильного транспорта.

В 1992 г. в Евросоюзе был введен евростандарт Евро-1, который предусматривал выброс бензиновым двигателем отработавших газов со следующими параметрами:

оксида углерода (CO) должно быть не более 2,72 г/км (грамм на километр пути), количество углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км, а оксида азота (NO) — не более 0,27 г/км.

В последующем нормы эти были ужесточены, так в 1995 г. Евро-1, заменен Евро-2, здесь нормы были снижены почти в 3 раза, например: содержание углеводорода составило 0,29 против 0,72.

В 1999 г. Евро-2 заменен Евро-3, здесь нормируются такие показатели, как окись углерода (СО), углеводороды, оксид азота, которые являются канцерогенными веществами. Для дизельных двигателей — это твёрдые частицы, которые образуются в топливе и вызывают раковые заболевания. Требованиям Евро-3 должны соответствовать все новые автомобили, которые выпущены с 1999 года.

В последующем были введены Евро-4 (2005 г.) и Евро-5 (2008 г.), здесь нормы ужесточены на 65–70 %.

В 2014 году вступил в силу новый стандарт токсичности ОГ Евро-6. Это наиболее жесткий европейский стандарт в этой области на настоящий момент [4].

По сравнению с предыдущим стандартом Евро-6 регулирует содержание в выхлопных газах двух видов веществ: оксидов азота (NOX) и взвешенных частиц (PM). Предельно допустимые значения очень жесткие: NOX сократилось на 80 % и теперь не должно превышать 0,40 г/кВт ч (в стационарном тестовом цикле) содержание NOX уменьшено на 77 %, а значит, не должно превышать 0,46 г/кВт ч (в переходном цикле) содержание взвешенных частиц сократилось на 50 % — до 0,01 г/кВтч.

На самом деле последний параметр оказывается еще жестче, поскольку учитывает не только вес, но и количество взвешенных частиц. Выполнить это требование невозможно без использования сажевого фильтра.

Стандарт Евро-6 вступил в силу 1 января 2014 г.

Данным стандартам сейчас стараются придерживаться все производители автомобилей.

Анализ полученных данных показал, что в 2012 году насчитывалось менее 14 % автомобилей, соответствующих нормам Евро-2 и около 85 % автомобилей, соответствующих нормам Евро-3. По нашим оценкам на конец 2013 г. количество автомобилей, соответствующих нормам Евро-4 составило 13 %. Значительное увеличение доли автомобилей, соответствующих Евро-3 и Евро-4, объясняется введением в действие этих норм как для производителей, так и для таможенных органов, контролирующих ввоз импортируемой продукции.

Таким образом, пополнение парка автомобилей Ирака в 2012 и 2013 годах происходило только за счет автомобилей, соответствующих нормам Евро-4.

Выводы: отметим, что, несмотря на старение парка автомобилей, есть тенденция к увеличению доли автомобилей, которые соответствуют экологическим стандартам. Вместе с тем, небольшая часть автомобилей (около 5 %) все же имеют устаревшую конструкцию и не соответствуют даже Евро-2. Следует также отметить, что кроме автомобилей, работающих на бензине, в Ираке около 15 % автотранспорта оснащены дизельными двигателями.

 

Литература:

 

1.                  Мухаммедов С. М. Транспорт Ирака / Моя Родина. — 2007. — № 5. — С. 8

2.                  Рахемов А. Н. Дорога в Багдаде / Утро Багдада. -2010. — № 4. — С. 3

3.                  http://mirputeshestvii.ru/countries/Asia/Iraq/

4.                  http://www.volvotrucks.com/trucks/russia-market/ru-ru/aboutus/Environment/environment/Pages/Euro6.aspx

5.                  Statistics of Private Sector Motorcars That Registered at General Directorate of Traffic until 31/12/2011 // http://cosit.gov.iq/documentsstatisticsransportation

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle