Библиографическое описание:

Авдеюк О. А., Хворост Т. С. Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 535-538.

В современном обществе немаловажное значение имеет компьютерная грамотность населения, так как информационные технологии очень прочно вошли в нашу жизнь. Всё больше государственных и социальных услуг обретают электронный вид, пользование различными сервисами осуществляются с помощью Интернета, поэтому обучение навыкам работы на компьютере является весьма актуальной задачей. Согласно статистике, в последнее время особый интерес к современным технологиям проявляют люди пенсионного возраста, начинают активно пользоваться электронными услугами, становятся Интернет-пользователями. Таким образом, существует необходимость проведения курсов повышения компьютерной грамотности для слушателей-пенсионеров.

В Волгоградском государственном техническом университете в рамках учебного центра организованы компьютерные курсы для людей пенсионного возраста, основной целью которых является [2,3,4,5]:

-        повышение информационной компетентности;

-        повышение экономической и социальной активности;

-        решение проблемы разрыва связи поколений;

-        содействие социальной адаптации неработающих пенсионеров с помощью Интернет-технологий;

-        профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

-        решение проблемы организации досуга, расширение круга общения за счет использования социальный сете, почтовых программ и других сервисов Интернета [1].

В связи с возрастными особенностями слушателей занятия на компьютерных курсах должны быть построены следующим образом:

1.      информация подается в более понятной форме, в спокойном темпе, происходит периодическое повторение материала, постепенно слушатель курса знакомится с различными «компьютерными» терминами;

2.      создаются комфортные условия, доброжелательная атмосфера;

3.      теоретические основы курса, получаемые слушателем, совмещаются с практической реализацией в процессе работы на компьютере;

4.      постепенно слушатель курса знакомится с различными «компьютерными» терминами;

5.      слушатель обеспечивается соответствующей литературой по компьютерной грамотности, каждое занятие сопровождается изучением печатных графических материалов по рассматриваемой тематике.

Для повышения успешности освоения компьютерных курсов людьми пенсионного возраста необходимо оптимизировать технику преподавания для обеспечения привыкания слушателей к своеобразной компьютерной терминологии, развития профессиональных навыков, исключения чувства страха перед компьютерной техникой. Также нужно помнить, что к каждому слушателю необходим свой индивидуальный подход, поэтому группы составляются небольшие (3–5 человек) для оказания должного внимания каждому.

Среди слушателей, которые прошли обучение в учебном центре при Волгоградском государственном техническом университете по программе «Компьютерные курсы для людей пенсионного возраста» в 2014 году, средний возраст обучающихся составляет около 64 лет. Большую часть прошедших обучение (53 %) составляют пенсионеры в возрасте 55–65 лет. Распределение слушателей данного курса по возрасту отражено на круговой диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Распределение слушателей по возрастному критерию

 

Среди слушателей преобладают женщины (рис. 2), что, чаще всего, связано с довольно высоким потенциалом социальной активности, согласно теории Хофстеде, они наиболее восприимчивы к любым общественным инновациям, чаще пользуются Интернетом для поиска необходимой информации, общения с родственниками и друзьями через социальные сети.

Рис.к 2. Процентное соотношение слушателей по гендерному признаку

 

Как показала практика, «Компьютерные курсы для людей пенсионного возраста» позволяют овладеть следующими навыками работы на компьютере:

1)                 общие знания об устройстве компьютера, работа с клавиатурой/компьютерной мышью, внешними периферийными устройствами;

2)                 основные действия с файлами, запись информации на внешние носители памяти;

3)                 создание, редактирование, форматирование и сохранение текстов в текстовом редакторе;

4)                 создание таблиц данных в табличном редакторе;

5)                 работа в сети Интернет по поиску информации, загрузке различных файлов, пользовании почтовыми и социальными сервисами, правительственными порталами.

Таким образом, компьютерные курсы для пенсионеров способствуют не только приобретению новых знаний в области информационных технологий, но сохранению активной жизненной позиции в условиях современного общества.

 

Литература:

 

1.                  Муха Ю. П. Математическая логика и теория алгоритмов: учеб. пособие/Ю. П. Муха, О. А. Авдеюк. -2-е изд., стер. -Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011.-92 с.

2.                  Самореализация личности в современном обществе и в обществе будущего/А. А. Соловьёв, О. А. Авдеюк, А. В. Крохалев, К. Ю. Черебилло, Д. Н. Авдеюк//Актуальные проблемы современной науки.-2013. -№ 3. -C. 57–58.

3.                  Особенности организации компьютерных курсов для людей пенсионного возраста / Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2014. № 1. — С. 18–19.

4.                  Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе / Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 760–763.

5.                  Актуальность компьютерных курсов для людей пенсионного возраста / Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 35. С. 326–327.

6.                  Савкин А. Н. Использование компьютерного тестирования для промежуточной аттестации знаний студентов безотрывной формы обучения / Савкин А. Н., Приходьков К. В., Крохалев А. В., Рязанова Т. Н., Авдеюк О. А. //Молодой учёный. 2012. № 12, т. III. C. 450–452.

7.                  Роль преподавателя в процессе адаптации студентов к условиям вуза / Авдеюк О. А., Асеева Е. Н. //Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. Т. 10. № 8. С. 11–13.

8.                  Использование информационных технологий в решении проблемы адаптации к условиям вуза студентов безотрывной формы обучения /

9.                  Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2011. № 1. С. 99–101.

10.              Организация учебного процесса второго высшего экономического образования на факультете подготовки инженерных кадров /

11.              Кузьмина М. И., Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н. // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 62–64.

12.              Развитие информационных технологий поддержки заочной формы обучения / Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Савкин А. Н. //

13.              Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2010. № 1. С. 93–95.

14.              Место видеосервисов в заочном образовании / Авдеюк О. А., Крохалёв А. В., Приходьков К. В., Приходькова И. В., Савкин А. Н. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 28. С. 158–159.

15.              Влияние научно-технического прогресса на развитие человека / Авдеюк О. А., Соловьев А. А., Авдеюк Д. Н. // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 25. № 2. С. 13–15.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle