Библиографическое описание:

Ромашкина А. Ю. Информационные технологии в электроэнергетике // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 76-78.

В статье рассматривается специфический программный продукт, предназначенный для автоматизации работы системы электроэнергетики. Кратко описаны цели внедрения, задачи, функции и особенности объекта исследования.

Ключевые слова:программный продукт, учет, автоматизация, анализ, база аварийности, система, интеграция.

 

В наше время руководители ведущих компаний все чаще принимают решение о внедрении систем автоматизации рабочего процесса, чтобы самим оценить все плюсы новой технологии работы с документами. Так и в систему электроэнергетики внедряются новые программные продукты, такие как ПК «Аварийность» (далее Система). Давайте рассмотрим, что это за программный комплекс и какие возможности он предлагает.

ПК «Аварийность» (далее Система) предназначается для автоматизации процесса ввода записей журнала отключений и актов расследования, их корректировки и дальнейшего всестороннего анализа результатов расследования причин аварий в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике (далее Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 [1] и ведомственными документами с возможностью получения отчётов и графических выходных форм.

Система должна использоваться в рамках многоуровневой структуры объекта электроэнергетики. При этом для обмена информацией между отдельными подразделениями компании предполагается использовать цифровые каналы связи, объединённые в общую корпоративную информационную вычислительную сеть (КИВС).

Основным назначением Системы является:

-                   уточнение ранее полученной оперативной информации по журналу отключений;

-                   уточнение ранее полученной оперативной информации по актам расследования;

-                   поиск и просмотр имеющихся данных с целью проведения анализа аварий, получения статистики, выявления рисков нарушения надежности функционирования;

-                   построение отчётов по журналу отключений и актам в форматах *.docx и *.xlsx, а также визуализация статистической информации посредством графиков и гистограмм, а также в виде многостраничных изображений (форматы *.pdf и *.tif);

-                   возможность редактирования встроенных классификаторов (предприятий, оборудования, учётных признаков нарушений и т. п.), с возможностью их выгрузки или приёма в (из) формате(а) *.xlsx;

-                   защита от опечаток в датах, отсутствия обязательных данных, исправлений данных после утверждения без соответствующего разрешения ведомственного контролирующего органа;

-                   выгрузка и приём справочных таблиц, профилей групп безопасности, конфигурации системы, а также актов расследования, как в целях резервного копирования, так и во время переноса данных между различными инсталляциями продукта.

Ввод, хранение информации по противоаварийным мероприятиям:

-                   последующее после утверждения акта сопровождение мероприятий;

-                   учёт выполненных, выполняющихся и невыполненных в установленный срок мероприятий;

-                   построение отчётов по мероприятиям в форматах *.docx и *.xlsx.

Система должна предоставлять возможность приёма актов из уже существующей в компаниях энергетики базы данных с помощью механизма конвертации данных. Для передачи актов расследования в Минэнерго России и в субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике должна предусматриваться выгрузка актов в формате ПО Системного оператора АРМ «База аварийности в электроэнергетике».

Кроме того, разработанный программный продукт должен быть рассчитан на современную структуру электроэнергетической области, выстроенной по признаку ведомственной подчиненности. В рамках этой структуры необходимо осуществить разграничение прав доступа между пользователями, как к различным блокам программы, так и к документам хранилища данных.

Поиск по документам должен осуществляться за счёт механизма фильтров по любым информационным полям, а блок анализа должен позволять создавать выходные формы различной конфигурации по запросам пользователя без участия программистов, что позволит существенно упрощает работу как пользователям, так и самим программистам.

Система должна предусматривать возможность администрирования системы, ведение протоколов работы пользователей.

В Системе должен обеспечиваться доступ неограниченного числа пользователей. Доступ к приложениям и архивам должен осуществляться посредством ролевой модели, в которой каждой группе безопасности соответствует набор прав доступа к различным блокам программы, необходимых для выполнениями поставленных им задач.

Целями создания Системы являются:

-                   выполнение требований Правил без потери имеющихся за прошедшие периоды баз данных;

-                   автоматизация процесса сбора, расчёта и анализа данных, используемых при расчёте Ключевых показателей эффективности деятельности персонала электросетевых компаний.

-                   автоматизация процесса сбора, расчёта и анализа данных, используемых при расчёте показателей уровня надёжности оказываемых услуг.

-                   расширение учитываемых параметров по каждому событию для возможности расчёта показателей, характеризующих эффективность деятельности компаний, и их сравнение как между собой (внутренний бенчмаркинг), так и с зарубежными аналогами (внешний бенчмаркинг).

-                   выстраивания системы раннего выявления системных (повторяющихся) причин технологических нарушений с целью разработки директивных материалов и учёта в системе управления активами.

-                   создание электронной системы, способной воспринимать, обрабатывать и ретранслировать информацию об отключениях без ограничений по объёму базы данных.

-                   реализация возможности интеграции данных по аварийности на уровне отчётности с SAP BI с целью создания единой для электросетевого комплекса аналитической системы.

Система предназначается для собственников, иных законных владельцев объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, либо эксплуатирующих организаций.

Система предназначена для автоматизации процесса ввода записей журнала отключений и актов расследования, а также их корректировки и дальнейшего всестороннего анализа результатов расследования причин аварий в соответствии с Правилами.

Система имеет трёхуровневую архитектуру программной модели:

-                   В качестве хранилища данных используется СУБД MS SQL Server 2008 R2.

-                   Бизнес логика. В качестве сервера используется Web-сервер IIS v.7 (Internet Information Services) вместе с технологией ASP.Net 4.0 (Active Server Pages) под управлением ОС Microsoft Windows Server 2008 R2.

-                   Уровень представления. В роли Web-клиента применяется браузер — Microsoft Internet Explorer (v.7 и выше).

Система представляет собой решение на основе Web-технологий, реализующее процессы сбора фактических данных, формирование консолидированных отчётов, аналитических отчётов по отключениям и аварийности на предприятиях, по мероприятиям для снижения аварийности.

Система автоматизирует следующие функции, необходимые в процессе учёта и анализа аварийности и повреждаемости оборудования и для проведения технических аудитов специалистами технических служб.

1.      Функция администрирования.

2.      Функция ведения журнала отключений.

3.      Функция ведения актов расследования.

4.      Функция фиксации изменений процесса выполнения противоаварийных мероприятий.

5.      Функция хранения транзакционных данных и выборка из хранилища.

6.      Функции консолидации данных для организации централизованного хранилища — модуль «Центр интеграции».

7.      Функция интеграции данных для взаимодействия с другими автоматизированными информационными системами.

8.      Функция создания выходных форм.

9.      Функция блока анализа.

Предшественником ПК «Аварийность» был программный продукт SAF. Однако он не прижился в силу своих ограниченных возможностей: он позволял лишь вносить в базу произошедшие отключения электроснабжения без учета поврежденного оборудования, экономического ущерба, создания мероприятий по предупреждению подобных событий, возможности создания актов технологических нарушений и др. необходимых параметров. Своими возможностями ПК «Аварийность» полностью затмил SAF.

Таким образом, исследования, проведенные выше, позволили сделать вывод, что одним из важнейших факторов, позволяющих обеспечить бесперебойную работу предприятия, является оперативное управление, учет и контроль. Данный программный продукт делает систему электроэнергетики «прозрачной» на всех уровнях, дает возможность отслеживания процесса расследования, составлять планы на техническое обслуживание и капитальный ремонт, контролировать выполнение намеченных мероприятий, проводить мониторинг технологических нарушений, своевременно принимать меры по восстановлению электроснабжения.

Пожалуй, основной и единственный минус настоящего программного продукта это скудное количество классификаторов технологических нарушений, т. е. ответственному сотруднику приходится подбирать причину нарушения из существующей базы, что создает некоторые неудобства, но в сочетании со всеми достоинствами системы на этот факт можно «закрыть глаза» и в будущем разработчики дополнят ПК «Аварийность» всеми необходимыми параметрами.

 

Литература:

 

1.      Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846. — С. 1–7.

2.      Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/американская некоммерческая организация «Фонд Википедия». — США, 2001. Режим доступа: www.wikipedia.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle