Библиографическое описание:

Москалёва Е. Г., Кудашкина С. И. Проблемы и перспективы развития страхования юридических лиц в странах, входящих в финно-угорскую группу // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 464-467.

Юридические лица, функционируя в различных отраслях экономики, являются одновременно потенциально опасными объектами, как для человека, так и для окружающей среды. Тем самым они создают высокую степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий, которые могут повлечь за собой тяжелые социальные и экономические последствия. В связи с этим актуальными становятся вопросы организации страховой защиты имущественных интересов юридических лиц.

Развитие финансовых механизмов страхования среди организаций играет значительную роль в стабильном развитии экономики, обеспечении национальной безопасности, усилении позиций России на мировом рынке, оживлении инвестиционной деятельности, повышении конкурентоспособности предприятий и отраслей. Между тем, отечественный рынок страхования юридических лиц страдает от целого ряда негативных явлений (таблица 1).

Таблица 1

Актуальные проблемы страхования юридических лиц в России

Проблемы

Сопутствующие факторы

Демпинг со стороны страхователей

-      заключение договоров страхования и проведение тендеров на имущественное страхование на заведомо невыгодных для страховщиков условиях;

-      устаревший порядок определения стоимостной базы в имущественном страховании;

-      отсутствие должной модели залогового страхования;

-      отсутствие реально работающего института страхового омбудсмена

Низкий уровень охвата объектов страхования

-      склонность юридических лиц к максимальной экономии;

-      сокращение количества потенциальных объектов страхования;

-      низкая активность предприятий малого и среднего бизнеса

Рост профессионального уровня мошенничества

-      отсутствие должного обмена информацией между страховыми компаниями;

-      разорительные условия обязательного страхования гражданской ответственности собственника коммерческого опасного объекта за причинение в результате аварии вреда своим работникам и третьим лицам

 

Причем ситуация продолжает ухудшаться и в ближайшие 1,5-2 года каких-то положительных изменений не ожидается. Все напряжены из-за общей неопределенности вследствие геополитического сражения вокруг Украины и участия в нем России. Угрозы 2015 г. видятся в продолжении или ужесточении западных санкций, продолжении ограничений доступа на рынки капитала. А значит, сохраняется склонность к максимальной экономии у всех хозяйствующих субъектов, в том числе на страховании [3].

Чтобы не потерять данный стратегически важный сектор российской экономики и вывести его на качественно новый уровень конкурентоспособности, необходимо решать назревшие проблемы. При этом необходимо ориентироваться на положительный опыт других стран, в частности стран финно-угорской группы (Румынии, Эстонии, Швеции, Норвегии и др.). Именно на анализ страховых рынков этих стран, опережающих в развитии отечественный рынок на 5-7 лет, в своих прогнозах ориентируются российские страховщики.

Проблему демпинга со стороны страхователей — юридических лиц частично возможно решить, если страховые компании при страховании корпоративных клиентов будут решать вопросы о страховой защите с владельцами бизнеса. Это обеспечит заключение договора на более выгодных для страховой компании условиях и на более долгосрочный период. Кроме того, важно урегулировать алгоритм установления стоимостных оценок имущества юридических лиц. Необходимо исключить возможность страховать имущество по заявленной стоимости. Для этого в страховом договоре следует прописать обязательность проведения страховой компанией экспертной оценки имущества. Указанную работу должны выполнять высококвалифицированные специалисты. Например, в Швеции насчитывается более 200 профессиональных менеджеров по оценке риска при страховании. Существуют специализированные организации, которые выполняют работу по страхованию предприятий от пожара, пожарному надзору, научным исследованиям в области пожарной защиты и обучению руководящего состава застрахованных предприятий [6].

Развитию рынка страхования юридических лиц в России будет способствовать построение наиболее эффективной системы залогового страхования, которая отвечала бы экономическим и правовым интересам всех участников — страховой компании, коммерческого банка и заемщика. Для этого следует предпринять целый комплекс действий: законодательно увязать вопросы регулирования страховщиков и банков для того чтобы они могли работать скоординировано; проводить банкам проверки у потенциального заемщика наличия адекватного страхового покрытия на весь имущественный комплекс путем запроса в страховую компанию; постепенно расширить страховое покрытие, первоначально за счет создания комбинированных правил, включающих страхование от перерывов в производстве, до введения страхования потери стоимости предметом залога.

Перспективным для корпоративного страхования является создание института профессионального досудебного урегулирования споров — медиации. Это возможно в связи с легализацией в России института посредников (медиаторов) после принятия Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Расширить сферу применения института медиации на страхование имущества юридических лиц возможно за счет включения его в договорные отношения между участниками страхового рынка: посредниками и страховщиками, страховщиками и перестраховщиками, страховщиками и иными представителями инфраструктуры страхового рынка. Использование института медиации должно фиксироваться в договоре страхования или страховой программе, или в правилах страхования.

В страховании уже существует опыт применения института медиации: это, прежде всего, международное морское страхование. В частности, в Норвегии, накоплен достаточный положительный опыт, который вполне можно применить и на других предметных областях страхования. Актуально использование института медиации в страховании крупных имущественных комплексов по индивидуальным программам, в страховании рисков авиации и космоса и др.

Для развития рынка страхования юридических лиц критично наличие правильной инфраструктуры. В частности, в целях создания доверительного отношения к отрасли со стороны российских организаций, необходимо создать институт страхового омбудсмена и страховые третейские суды, что позволит реализовать потенциал роста рынка корпоративного страхования жизни и накопительного страхования. Данное направление в числе приоритетных обозначено в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года [1].

Повысить уровень охвата объектов корпоративного страхования в России позволит расширение брокерского канала продаж, пока его доля довольно мала (около 19 %). А между тем, доля премии, подписываемой с помощью брокеров на рынке Румынии составляет 24 %, а Эстонии — 32 % [5]. Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года определила следующие пути решения данной проблемы: ввести четкое законодательное разделение между связанными агентами, независимыми агентами и брокерами; отменить начисления НДС на вознаграждения для брокеров; упростить процедуру организации страховых брокеров путем замены лицензирования сертификацией; стимулировать страховых брокеров представлять интересы страхователя и получать вознаграждение от страхователя напрямую путем предоставления налоговых льгот для такого типа страхового брокерства.

Актуальным для страховых организаций выступает организация эффективной борьбы с мошенничеством в сфере страхования имущества организаций. Причем, в данном направлении необходим комплексный подход, включающий в себя: проведение преддоговорной экспертизы; ужесточение контроля за работой агентов, введение аттестации независимых экспертов, разработка алгоритмов совместной деятельности страховых компаний; внедрение единой базы данных страховых компаний; внесение в Государственную Думу законопроекта о страховом мошенничестве; совершенствование взаимодействия между правоохранительными органами и страховыми организациями. Важно заметить, что закрытие «лазеек» в законодательстве во избежание нежелательных трактовок уже определено в качестве приоритетной цели в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года. Со своей стороны еще укажем на необходимость совершенствования и развития взаимодействия между правоохранительными органами и страховыми организациями.

Дополнительными амортизаторами, гарантирующими финансовую устойчивость страховщиков и защищающими интересы застрахованных юридических лиц могут стать страховые пулы и специальные гарантийные фонды. Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС) в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года [1] уже предложил рассмотреть вариант учреждения национальных страховых пулов по принципу многоуровневой системы для страхования крупных рисков, в том числе организаций (сельскохозяйственные риски; риск, связанный с экспортным кредитованием), с участием отрасли и страховщиков в качестве андеррайтеров рисков в первичных слоях и государства, в роли страховщика последней инстанции. Кроме того, ВСС указывает на важность совершенствования законодательства в области создания и функционирования страховых и перестраховочных пулов. Что касается гарантийных фондов, то Стратегией рекомендуется рассмотреть возможность учреждения гарантийного фонда для страхования жизни и накопительного страхования за счет отчислений страховщиков (в виде доли от страховых премий).

Актуально создание пулов и в других отраслях корпоративного страхования. В частности, он необходим в страховании имущества от природных катастроф, в особенности от наводнений. Страховой пул должен состоять из числа страховщиков, которые будут иметь соответствующую лицензию. При нем необходимо сформировать соответствующий Гарантийный фонд (за счет отчисления от поступлений страховых платежей и инвестирования этих средств, имеющих характер связанных активов, используемых исключительно для выплаты страхового возмещения и оплаты расходов на проведение превентивных мероприятий). При недостаточности средств Гарантийного фонда компенсации должны выплачиваться из государственного бюджета.

Причем страхование имущества от природных катастроф целесообразно сделать обязательным — в данном случае будет обеспечена более надежная гарантия соблюдения строительных и эксплуатационных правил и норм. Следует отметить, что в практике стран финно-угорской группы страхование объектов недвижимости от природных катастроф присутствует не всегда. Но даже при наличии такового оно не всегда является обязательным. В качестве положительного примера можно привести Норвегию [7], где страхование от природных рисков (шторм, наводнение и т. п.) является обязательной частью страхования от пожара, что закреплено законодательно. В итоге страхование от наводнения в Норвегии активно развивается вследствие его обязательности.

Для России интересен опыт стран финно-угорской группы в части кэптивного страхования. Их специфика работы достаточно сильно отличается от российских — чрезвычайной популярностью пользуются оффшорные кэптивные страховые компании, которые позволяют минимизировать налоговые выплаты крупных корпораций. Да и в целом идеология создания кэптива предполагает, что он будет использоваться не только как чисто страховая компания, но и как структура, использующаяся в организации финансовых потоков холдинга. Так, благоприятной в отношении национальных кэптивов, которых у нее не менее 30 [8], можно признать Шведскую систему страхового надзора. Дело в том, что в Швеции, прибыли кэптива не облагаются налогом через материнскую компанию. В России же с ее невероятными возможностями для минимизации налоговых отчислений всеми путями кэптив является зачастую не самым дешевым и удобным способом для таких целей — тот же российский оффшор, зачастую дешевле и проще. Кроме того, страховые компании, как правило, находятся под пристальным вниманием с точки зрения возможного сокрытия прибылей головной компании [2].

Российские страховщики в 2015 г. ждут усиления давления со стороны перестраховочного рынка. Надежность западной перестраховочной защиты, которая раньше казалась несомненной, может быть поставлена под сомнение. Перед российскими компаниями может встать серьезный вопрос о необходимости формирования либо перестраховочной емкости для многих рисков внутри России, либо организации перестраховочных емкостей с новыми партнерами — странами Азии [4].

Таким образом, развитие рынка страхования юридических лиц в России сдерживается серьезными проблемами, наиболее актуальными из которых являются демпинг со стороны страхователей, низкий уровень охвата объектов страхования и рост профессионального уровня мошенничества. Их устранение требует от российских страховых компаний и законодателей целого комплекса шагов: решение страховой компанией всех вопросов о страховой защите имущества с владельцами бизнеса; обязательное проведение страховой компанией экспертной оценки имущества; построение эффективной системы залогового страхования; внедрение медиации в страхование имущества юридических лиц; создание института страхового омбудсмена и страховых третейских судов; расширение брокерского канала продаж; профилактика мошенничества; создание страховых пулов и гарантийных фондов; развитие практики кэптивного страхования. Механизм реализации отдельных направлений уже изложен в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года, для других мы обобщили точки зрения российских экспертов. При этом важно учитывать положительный опыт стран финно-угорской группы. Не без внимания должны остаться новые риски, угрожающие рынку страхования юридических лиц, — геополитическая обстановка вокруг Украины и западные санкции против нашей страны.

 

Литература:

 

1.      Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : [сайт информ.-правовой компании]. — [М., 2015]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 150175/?frame=1

2.      Агеев Ш. Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт / Ш. Р. Агеев, Н. М. Васильев, С. Н. Катырин. — М.: Экспертное бюро-М, 2008. — 432 с.

3.      Запад против России: непреднамеренные последствия целенаправленных санкций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inosmi.ru/russia/ 20141009/223530976.html

4.      Итоги года: страховой рынок пережил первый кризисный год и финишировал с подарками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. insur-info.ru/news/4390/

5.      Москалева Е. Г. Анализ состояния и перспектив развития страховых рынков стран Центральной и Восточной Европы, входящих в финно-угорскую группу / Е. Г. Москалева, К. В. Козлова [Электронный ресурс] // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10). — Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_ data/files/zurnal_10/Kozlova %20K.V.(ekonomika).pdf

6.      Страхование имущества: как предотвратить убытки от аварии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/16504/

7.      Страхование имущества от наводнения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ask-lawyer.ru/aktual/strakhovanie/1489/

8.      Федорова Т. А. Кэптив как форма организации страховой защиты и оптимизации налогообложения / Т. А. Федорова [Электронный ресурс] // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — 2010. — № 1. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/bux/14354

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle