Библиографическое описание:

Москалёва Е. Г., Кудашкина С. И. Проблемы и перспективы развития страхования юридических лиц в странах, входящих в финно-угорскую группу // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 464-467.

Юридические лица, функционируя в различных отраслях экономики, являются одновременно потенциально опасными объектами, как для человека, так и для окружающей среды. Тем самым они создают высокую степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий, которые могут повлечь за собой тяжелые социальные и экономические последствия. В связи с этим актуальными становятся вопросы организации страховой защиты имущественных интересов юридических лиц.

Развитие финансовых механизмов страхования среди организаций играет значительную роль в стабильном развитии экономики, обеспечении национальной безопасности, усилении позиций России на мировом рынке, оживлении инвестиционной деятельности, повышении конкурентоспособности предприятий и отраслей. Между тем, отечественный рынок страхования юридических лиц страдает от целого ряда негативных явлений (таблица 1).

Таблица 1

Актуальные проблемы страхования юридических лиц в России

Проблемы

Сопутствующие факторы

Демпинг со стороны страхователей

-      заключение договоров страхования и проведение тендеров на имущественное страхование на заведомо невыгодных для страховщиков условиях;

-      устаревший порядок определения стоимостной базы в имущественном страховании;

-      отсутствие должной модели залогового страхования;

-      отсутствие реально работающего института страхового омбудсмена

Низкий уровень охвата объектов страхования

-      склонность юридических лиц к максимальной экономии;

-      сокращение количества потенциальных объектов страхования;

-      низкая активность предприятий малого и среднего бизнеса

Рост профессионального уровня мошенничества

-      отсутствие должного обмена информацией между страховыми компаниями;

-      разорительные условия обязательного страхования гражданской ответственности собственника коммерческого опасного объекта за причинение в результате аварии вреда своим работникам и третьим лицам

 

Причем ситуация продолжает ухудшаться и в ближайшие 1,5-2 года каких-то положительных изменений не ожидается. Все напряжены из-за общей неопределенности вследствие геополитического сражения вокруг Украины и участия в нем России. Угрозы 2015 г. видятся в продолжении или ужесточении западных санкций, продолжении ограничений доступа на рынки капитала. А значит, сохраняется склонность к максимальной экономии у всех хозяйствующих субъектов, в том числе на страховании [3].

Чтобы не потерять данный стратегически важный сектор российской экономики и вывести его на качественно новый уровень конкурентоспособности, необходимо решать назревшие проблемы. При этом необходимо ориентироваться на положительный опыт других стран, в частности стран финно-угорской группы (Румынии, Эстонии, Швеции, Норвегии и др.). Именно на анализ страховых рынков этих стран, опережающих в развитии отечественный рынок на 5-7 лет, в своих прогнозах ориентируются российские страховщики.

Проблему демпинга со стороны страхователей — юридических лиц частично возможно решить, если страховые компании при страховании корпоративных клиентов будут решать вопросы о страховой защите с владельцами бизнеса. Это обеспечит заключение договора на более выгодных для страховой компании условиях и на более долгосрочный период. Кроме того, важно урегулировать алгоритм установления стоимостных оценок имущества юридических лиц. Необходимо исключить возможность страховать имущество по заявленной стоимости. Для этого в страховом договоре следует прописать обязательность проведения страховой компанией экспертной оценки имущества. Указанную работу должны выполнять высококвалифицированные специалисты. Например, в Швеции насчитывается более 200 профессиональных менеджеров по оценке риска при страховании. Существуют специализированные организации, которые выполняют работу по страхованию предприятий от пожара, пожарному надзору, научным исследованиям в области пожарной защиты и обучению руководящего состава застрахованных предприятий [6].

Развитию рынка страхования юридических лиц в России будет способствовать построение наиболее эффективной системы залогового страхования, которая отвечала бы экономическим и правовым интересам всех участников — страховой компании, коммерческого банка и заемщика. Для этого следует предпринять целый комплекс действий: законодательно увязать вопросы регулирования страховщиков и банков для того чтобы они могли работать скоординировано; проводить банкам проверки у потенциального заемщика наличия адекватного страхового покрытия на весь имущественный комплекс путем запроса в страховую компанию; постепенно расширить страховое покрытие, первоначально за счет создания комбинированных правил, включающих страхование от перерывов в производстве, до введения страхования потери стоимости предметом залога.

Перспективным для корпоративного страхования является создание института профессионального досудебного урегулирования споров — медиации. Это возможно в связи с легализацией в России института посредников (медиаторов) после принятия Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Расширить сферу применения института медиации на страхование имущества юридических лиц возможно за счет включения его в договорные отношения между участниками страхового рынка: посредниками и страховщиками, страховщиками и перестраховщиками, страховщиками и иными представителями инфраструктуры страхового рынка. Использование института медиации должно фиксироваться в договоре страхования или страховой программе, или в правилах страхования.

В страховании уже существует опыт применения института медиации: это, прежде всего, международное морское страхование. В частности, в Норвегии, накоплен достаточный положительный опыт, который вполне можно применить и на других предметных областях страхования. Актуально использование института медиации в страховании крупных имущественных комплексов по индивидуальным программам, в страховании рисков авиации и космоса и др.

Для развития рынка страхования юридических лиц критично наличие правильной инфраструктуры. В частности, в целях создания доверительного отношения к отрасли со стороны российских организаций, необходимо создать институт страхового омбудсмена и страховые третейские суды, что позволит реализовать потенциал роста рынка корпоративного страхования жизни и накопительного страхования. Данное направление в числе приоритетных обозначено в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года [1].

Повысить уровень охвата объектов корпоративного страхования в России позволит расширение брокерского канала продаж, пока его доля довольно мала (около 19 %). А между тем, доля премии, подписываемой с помощью брокеров на рынке Румынии составляет 24 %, а Эстонии — 32 % [5]. Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года определила следующие пути решения данной проблемы: ввести четкое законодательное разделение между связанными агентами, независимыми агентами и брокерами; отменить начисления НДС на вознаграждения для брокеров; упростить процедуру организации страховых брокеров путем замены лицензирования сертификацией; стимулировать страховых брокеров представлять интересы страхователя и получать вознаграждение от страхователя напрямую путем предоставления налоговых льгот для такого типа страхового брокерства.

Актуальным для страховых организаций выступает организация эффективной борьбы с мошенничеством в сфере страхования имущества организаций. Причем, в данном направлении необходим комплексный подход, включающий в себя: проведение преддоговорной экспертизы; ужесточение контроля за работой агентов, введение аттестации независимых экспертов, разработка алгоритмов совместной деятельности страховых компаний; внедрение единой базы данных страховых компаний; внесение в Государственную Думу законопроекта о страховом мошенничестве; совершенствование взаимодействия между правоохранительными органами и страховыми организациями. Важно заметить, что закрытие «лазеек» в законодательстве во избежание нежелательных трактовок уже определено в качестве приоритетной цели в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года. Со своей стороны еще укажем на необходимость совершенствования и развития взаимодействия между правоохранительными органами и страховыми организациями.

Дополнительными амортизаторами, гарантирующими финансовую устойчивость страховщиков и защищающими интересы застрахованных юридических лиц могут стать страховые пулы и специальные гарантийные фонды. Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС) в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года [1] уже предложил рассмотреть вариант учреждения национальных страховых пулов по принципу многоуровневой системы для страхования крупных рисков, в том числе организаций (сельскохозяйственные риски; риск, связанный с экспортным кредитованием), с участием отрасли и страховщиков в качестве андеррайтеров рисков в первичных слоях и государства, в роли страховщика последней инстанции. Кроме того, ВСС указывает на важность совершенствования законодательства в области создания и функционирования страховых и перестраховочных пулов. Что касается гарантийных фондов, то Стратегией рекомендуется рассмотреть возможность учреждения гарантийного фонда для страхования жизни и накопительного страхования за счет отчислений страховщиков (в виде доли от страховых премий).

Актуально создание пулов и в других отраслях корпоративного страхования. В частности, он необходим в страховании имущества от природных катастроф, в особенности от наводнений. Страховой пул должен состоять из числа страховщиков, которые будут иметь соответствующую лицензию. При нем необходимо сформировать соответствующий Гарантийный фонд (за счет отчисления от поступлений страховых платежей и инвестирования этих средств, имеющих характер связанных активов, используемых исключительно для выплаты страхового возмещения и оплаты расходов на проведение превентивных мероприятий). При недостаточности средств Гарантийного фонда компенсации должны выплачиваться из государственного бюджета.

Причем страхование имущества от природных катастроф целесообразно сделать обязательным — в данном случае будет обеспечена более надежная гарантия соблюдения строительных и эксплуатационных правил и норм. Следует отметить, что в практике стран финно-угорской группы страхование объектов недвижимости от природных катастроф присутствует не всегда. Но даже при наличии такового оно не всегда является обязательным. В качестве положительного примера можно привести Норвегию [7], где страхование от природных рисков (шторм, наводнение и т. п.) является обязательной частью страхования от пожара, что закреплено законодательно. В итоге страхование от наводнения в Норвегии активно развивается вследствие его обязательности.

Для России интересен опыт стран финно-угорской группы в части кэптивного страхования. Их специфика работы достаточно сильно отличается от российских — чрезвычайной популярностью пользуются оффшорные кэптивные страховые компании, которые позволяют минимизировать налоговые выплаты крупных корпораций. Да и в целом идеология создания кэптива предполагает, что он будет использоваться не только как чисто страховая компания, но и как структура, использующаяся в организации финансовых потоков холдинга. Так, благоприятной в отношении национальных кэптивов, которых у нее не менее 30 [8], можно признать Шведскую систему страхового надзора. Дело в том, что в Швеции, прибыли кэптива не облагаются налогом через материнскую компанию. В России же с ее невероятными возможностями для минимизации налоговых отчислений всеми путями кэптив является зачастую не самым дешевым и удобным способом для таких целей — тот же российский оффшор, зачастую дешевле и проще. Кроме того, страховые компании, как правило, находятся под пристальным вниманием с точки зрения возможного сокрытия прибылей головной компании [2].

Российские страховщики в 2015 г. ждут усиления давления со стороны перестраховочного рынка. Надежность западной перестраховочной защиты, которая раньше казалась несомненной, может быть поставлена под сомнение. Перед российскими компаниями может встать серьезный вопрос о необходимости формирования либо перестраховочной емкости для многих рисков внутри России, либо организации перестраховочных емкостей с новыми партнерами — странами Азии [4].

Таким образом, развитие рынка страхования юридических лиц в России сдерживается серьезными проблемами, наиболее актуальными из которых являются демпинг со стороны страхователей, низкий уровень охвата объектов страхования и рост профессионального уровня мошенничества. Их устранение требует от российских страховых компаний и законодателей целого комплекса шагов: решение страховой компанией всех вопросов о страховой защите имущества с владельцами бизнеса; обязательное проведение страховой компанией экспертной оценки имущества; построение эффективной системы залогового страхования; внедрение медиации в страхование имущества юридических лиц; создание института страхового омбудсмена и страховых третейских судов; расширение брокерского канала продаж; профилактика мошенничества; создание страховых пулов и гарантийных фондов; развитие практики кэптивного страхования. Механизм реализации отдельных направлений уже изложен в Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года, для других мы обобщили точки зрения российских экспертов. При этом важно учитывать положительный опыт стран финно-угорской группы. Не без внимания должны остаться новые риски, угрожающие рынку страхования юридических лиц, — геополитическая обстановка вокруг Украины и западные санкции против нашей страны.

 

Литература:

 

1.      Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : [сайт информ.-правовой компании]. — [М., 2015]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 150175/?frame=1

2.      Агеев Ш. Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт / Ш. Р. Агеев, Н. М. Васильев, С. Н. Катырин. — М.: Экспертное бюро-М, 2008. — 432 с.

3.      Запад против России: непреднамеренные последствия целенаправленных санкций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inosmi.ru/russia/ 20141009/223530976.html

4.      Итоги года: страховой рынок пережил первый кризисный год и финишировал с подарками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. insur-info.ru/news/4390/

5.      Москалева Е. Г. Анализ состояния и перспектив развития страховых рынков стран Центральной и Восточной Европы, входящих в финно-угорскую группу / Е. Г. Москалева, К. В. Козлова [Электронный ресурс] // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10). — Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_ data/files/zurnal_10/Kozlova %20K.V.(ekonomika).pdf

6.      Страхование имущества: как предотвратить убытки от аварии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/16504/

7.      Страхование имущества от наводнения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ask-lawyer.ru/aktual/strakhovanie/1489/

8.      Федорова Т. А. Кэптив как форма организации страховой защиты и оптимизации налогообложения / Т. А. Федорова [Электронный ресурс] // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — 2010. — № 1. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/bux/14354

Основные термины: юридических лиц, страхования юридических лиц, рынка страхования, развития рынка страхования, рынка страхования юридических, корпоративного страхования, Режим доступа, Стратегии развития рынка, Электронный ресурс, стран финно-угорской группы, имущества юридических лиц, системы залогового страхования, накопительного страхования, страхования жизни, кэптивного страхования, развития страхования юридических, страхование имущества юридических, рынок страхования юридических, проблемы страхования юридических, страховой компании

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle