Библиографическое описание:

Зубанов В. П., Юдинцева П. В., Пермяков С. М. Некоторые возможности исследования продуктивной самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом, в структуре моделирования портфолио обучающегося // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 772-774.

Новые возможности профессионально-педагогической деятельности, связанные с научно-техническим прогрессом и инновационным развитием средств и методов современной педагогической практики, позволяют уточнять и определять понятийный и терминологический аппараты современных научно-педагогических исследований, верифицировать и детализировать качество того или иного исследуемого явления или процесса. Не исключение и практика продуктивной самореализации обучающихся.

Остановимся подробнее на продуктивной самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом, включенных в систему самоопределения, самоутверждения и самосовершенствования в тех направлениях деятельности, в которых им созданы условия и сформированы реализованные потребности в высоких достижениях и признании их достижений в микро-, мезо-, макромасштабах.

Под продуктивной самореализаций будем понимать наивысшее явление из процессов самореализации личности, определяемое нами через процесс оптимизированного определения и решения противоречий становления личности «хочу — могу — надо — есть», в структуре которых происходит своевременная, ситуативная постановка, верификация, оптимизация и решение выявленных возможностей и ограничений личности, пространственно-средовых предпочтений, возможностей и ограничений протекания детерминируемого процесса, в результате которого цикличность проверки истинности реализуемых идей гуманизма и продуктивности являет в свет созданный и проверенный действительностью образ единства человеческого сознания и деятельности, верифицируемый идеальными и материальными формами сотрудничества и взаимодействия, обеспечивающими устойчивость и гибкость в ситуативной модификации и реконструкции определяемого явления.

Продуктивная самореализация обучающегося, занимающегося настольным теннисом, — процесс определения высот и приоритетов занятий настольным теннисом в системе самовыражения, самоутверждения и самоидентификации, регламентируемых нормами культуры и ноосферы, реализуемых в системе моделей ведущей деятельности и общения, оцениваемых объективными показателями оценки компетентности и состоятельности личности в выбранном виде спорта (3 взрослый разряд, 2 взрослый разряд, 1 взрослый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта).

Продуктивную самореализацию обучающегося, занимающегося настольным теннисом, можно объективно исследовать всей генеральной совокупностью методов современного научно-педагогического исследования. Мы остановимся на методах наблюдении, беседы, портфолио обучающегося.

Метод наблюдения, особенно метод включенного наблюдения, позволяет уточнить качество и возможности того или иного исследуемого явления или процесса, процедуры или механизма, определяющегося принципиальные особенности протекания того или иного педагогически верифицируемого явления. Например, процессов социализации и самореализации. В нашей ситуации данный метод является не состоятельным, т. к. мы не можем охватить большое количество испытуемых, а, следовательно, распространить выявленные условия и практику социализации и самореализации на широкие круги обучающихся, занимающихся настольным теннисом. Данный метод исследования мы будем использовать в уточнении практики социализации и самореализации обучающегося, занимающегося в ДЮСШ в контексте занятий настольным теннисом и характеристик, которые даются тренером при получении того или иного продукта соревнований или конкурсов.

Метод беседы будем использовать с теми обучающимися, у которых портфолио составлено не в соответствии с заявленными требованиями или с теми обучающимися, которые имеют определенные сложности в его моделировании. Кроме того, необходимо использовать метод беседы с родителями обучающихся, занимающихся настольным теннисом, возраст которых находится в интервале от 5 лет до 11 лет, т. к. данному контингенту обучающихся ДЮСШ необходима поддержка не только педагога, но и родителей, участвующих в жизни развивающейся личности.

Метод портфолио — метод исследования, выявляющий особенности и специфику сформированности качества тех или иных компонентов ведущей деятельности обучающегося в системе определяемых и уточняемых продуктов, качество создания которых напрямую зависит от возможности выявления и решения противоречий «хочу — могу — надо — есть».

Портфолио обучающегося в структуре выбора и реализации определенной модели — интереснейшая область и искусства, и науки, и культуры. В нашем случае рефлексия как норма и правило, ресурс и механизм становления и развития юного спортсмена, занимающегося настольным теннисом, определяет не только качество создания моделируемого объекта культуры, искусства, научного познания, но и дальнейших результатов в выбранном виде спорта — настольном теннисе. В структуре определения видов портфолио мы остановимся в нашей работе на портфолио достижений.

Теория и практика моделирования портфолио обучающегося — системно-прикладная область социально-профессионального знания, обеспечивающая выбор по определенным параметрам наилучшего образца в какой-либо области педагогического, социального или профессионального взаимодействия. Теорию моделирования портфолио разрабатывали многие педагоги-ученные, уточняли и дополняли в своих научно-педагогических исследованиях и методических разработках педагоги-практики, верифицирующие состоятельность продуктивного самовыражения, самореализации и самоутверждения личности в структуре детерминации и модификации модели ведущей деятельности. В работах Кошелева А. А., Козыревой [3–5] портфолио обучающегося определяется в системе определения качества и возможностей формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, формируемой на протяжении всей жизни. Используя работы Свинаренко В. Г., Козыревой О. А., Кошелева А. А., Зауэр Н. Г., Петуховой Н. А., Федоровой В. В. и др. [1–10], мы будем придерживаться в анализе созданных портфолио обучающимися, занимающимися настольным теннисом, тех вершин достижения спортивного мастерства и состоятельности практики выступлений на соревнованиях различного уровня, которые отражены и тщательно описаны обучающимся в своих моделированных работах. К сожалению, обучающиеся всех возрастных групп не владеют в полной мере словом, им сложно описать в своей составляемой работе даже те явления, которые они очень хорошо знают. И уровень их личных достижений остается не описанным словесным самовыражением. Хороша поговорка — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», она дает должный плод в моделировании портфолио обучающегося. Обучающиеся, занимающиеся не только настольным теннисом, визуально иллюстрируют возможности и качество продуктивного самовыражения и продуктивной самореализации в выбранном или выбранных направлениях деятельности. Но должного описания данных слайдов мало кто может себе позволить по ряду объективных причин, которые относятся к проблемам современной дидактики и педагогики средней школы, — наши обучающиеся мало времени отводят самостоятельному выражению своих мыслей в словесной и любой другой арт-форме. Причина кроется в отсутствии формируемых потребностей со стороны педагогов, в неготовности социальной и социально-педагогической среды реализовать условия арт-самовыражения обучающихся, которое в свою очередь является и формой психологической разгрузки. Обучающиеся, занимающиеся настольным теннисом, находятся в выигрышном положении — продуктивная самореализация в ресурсах выбранного вида спорта создает почву и для продуктивного самовыражения, и для продуктивной самореализации, и даже для психологической разгрузки в условиях дополнения и модификации опыта на учебно-тренировочных занятий, и в период проведения различного уровня соревнований (данный вывод получен исходя из анализа самонаблюдения, бесед и составленных 20 портфолио обучающихся, занимающихся настольным теннисом).

Для оптимизации условий создания портфолио обучающегося, занимающегося настольным теннисом, можно порекомендовать обучающимся следующие общие и специфические особенности моделирования портфолио обучающегося:

1.         Все данные о себе и достижениях предоставлять в хронологическом порядке, т. е. в порядке получения и появления на свет, т. к. пройдет время и придется еще раз достраивать свой образ «я» и участвовать с портфолио не в смотре работ, так в структуре научно-педагогической конференции по проблемами и практике рефлексии или формированию культуры самостоятельной работы.

2.         Знать, что «краткость — сестра таланта», да не все сестры любимы и прекрасны собой, — приходится их описывать и продвигать по лестнице первенства. Всё, что представлено на слайдах — должно быть понятно без лишних вопросов и без иносказательных выражений или сленга.

3.         Титульный лист и последний слайды — это дань вежливости обучающегося, — подобно тому, как он говорит слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и пр., он должен принять нормы культуры и предметно-педагогических презентаций, т. е. в нашем случае — самопрезентаций.

4.         Оформление — это область поэтического начала, здесь рекомендации не могут быть приняты к сведению человека ищущего и мыслящего, единственное, на что надо сделать внимание — цвет и форма сочетаются в различных культурах разными моделями связи, мы придерживаемся европейской культуры, где сочетание цветов не может быть построено по формуле «В огороде бузина, а в Киеве — дядька».

5.         Логика презентации (замысел, сценарий и пр.) — это и ее одежда, и ее разум, и ее нравственная составная продуктивности.

 

Литература:

 

1.         Белинская А. В., Юдинцева П. Ю., Зауэр Н. Г. Возможности и специфика детерминации основ педагогического взаимодействия педагога по ФК как педагогическая проблема // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 10–12.

2.         Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4–1. С. 136–142.

3.         Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. № 6. С.210–217.

4.         Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника: учебное пособие. Новокузнецк: КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.

5.         Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография. Новокузнецк: КузГПА, 2012. 113 с. ISBN 978–5–85117–675–3.

6.         Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978–5–7262–2006–2.

7.         Юдинцева П. В., Козырева О. А. Специфика изучения особенностей самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом // Innovations and modern technologies in the education system: materials of the IV international scientific conference on February 20–21, 2014. Prague: Sociosféra-CZ. P. 145–146.

8.         Юдинцева П. В. Некоторые аспекты детерминации и оптимизации педагогического взаимодействия в ресурсах занятий настольным теннисом // Современная педагогика. 2014. № 11 (24). С. 117–122.

9.         Юдинцева П. В., Петухова Н. А. Возможности исследования специфики и качества социализации и самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 (36). С. 50–57.

10.     Юдинцева П. В., Федорова В. В. Портфолио обучающегося в структуре детерминации и верификации идей продуктивной самореализации личности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 52–53.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle