Библиографическое описание:

Кадырова С. А. Развитие критического мышления на уроке иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 777-780.

На сегодняшний день развитие критического мышления является одной из основных целей в современном образовании. Почему это происходит? Это объясняется тем, что от учащихся требуется не простое знание каких-либо фактов, а способность пользоваться приобретенными знаниями; не количество полученной информации, а умение отбирать, сортировать и моделировать определенный объем информации. Более того, критическое мышление способствует развитию личностного роста, так как нам, как учителям, важно знать мнение ребенка, ход его мыслей.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию урока необходимо дать определение критическому мышлению. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ известных психологов [1, c.154], тщательно его стали изучать сравнительно недавно. Так что же означает критическое мышление и какова его роль на уроках английского языка? В различных научных источниках предлагаются различные определения критическому мышлению, но одним из широко-употребляемых является определение, которое было дано Д. Вудом и А. Браусом. Согласно им, критическое мышление это, прежде всего рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление определяется логичностью и открытостью.

Исходя из этих определений, можно сказать, что используя технологию развития критического мышления на уроках иностранного языка, мы способствуем развитию таких качеств как:

-                    Открытость к новым идеям

-                    Решение проблем

-                    Умение слышать собеседника

-                    Рассмотрение нескольких точек зрения

-                    Терпимость к неопределенности

-                    Проявление интереса к различным ситуациям

-                    Активное восприятие информации

-                    Проявление эмпатии

-                    Умение приходить к умозаключению

-                    Готовность исправлять свои ошибки

-                    Поиск компромиссных решений

-                    Осознание хода своих мыслей [2]

Современные методы педагогики направлены на то, чтобы развить в ребенке способность к самостоятельному поиску знаний, что и происходит в процессе критического мышления. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, напротив, превращает процесс обучения в совместный интересный поиск.

На уроках английского языка чаще всего используются различные тексты для чтения и дальнейшей рефлексии. Критическое мышление также можно развивать и через письмо, то есть, к примеру, после прочтения определенного текста, написать в виде эссе или сочинения свои размышления, либо пути решения. На уроках иностранного языка учитель развивает личность в ребенке в первую очередь, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, что и является основной целью изучения иностранного языка.

А теперь непосредственно к практике использования технологии критического мышления. В этой статье мне хотелось бы поделиться с опытом внедрения критического мышления на одном из уроков. Урок я проводила с учащимися 8 классов по теме «Страхи, Фобии». Я выбрала именно 8 классы, потому что, по теории Ж. Пиаже к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления [3, с.28]. Однако это не означает, что люди начинают мыслить критически в равной степени. Это мне и хотелось проверить при планировании уроков, то есть насколько развиты навыки критического мышления у моих учащихся, и над чем необходимо работать.

Начну с описания этапов урока. Как было сказано выше, темой урока являлась «Страхи, фобии людей». Можно отметить, что это достаточно интересная тема, и можно вызвать интерес в детях. Как правило, каждый урок английского языка должен начинаться с так называемого «Warm-up activity», то есть такое упражнение, которое зарядит ребят энергией, и подведет к теме урока (Рис 1). Под-темой данного урока была «Фильмы-ужасы». Вначале урока ребята в парах обсуждали те фильмы-ужасы, которые их впечатлили. В процессе их разговора я поставила угрожающую музыку, с целью создания соответствующей атмосферы в классе. Это продлилось не более трех минут, так как ребята, достаточно подготовленные в разговорной речи (Рис 2). После этого я поставила ранее приготовленный эпизод из кинофильма «Сонная лощина» на английском языке, для развития навыков слушания.

https://lh4.googleusercontent.com/tpWesZ3QQAXI2ahnwnRR1RjrXJgAh43ShrR52FPKKmRqqBpv6l6xgu2cjqIdxovt-le6tzw-winQYHKpN1ipqqS4tU1BiZn3kAifM8njIuRwhhfz3ILPoTUZsIUDsTEYDWB-0CM6iZw

Рис. 1.

 

https://lh6.googleusercontent.com/Jq8jinFzzJwgU-i297inWN7RUK0ivEZwFfPs4bZ1-5W-PzWN2iyVJRD0cDIqUUymffrq47mJZgoKZkUxk9bG7ThN025BAFcMfuh8DIJgMg7TI5MGWOqOExC_GE9w6QLt2Ok7yqftVxA

Рис. 2.

 

После просмотра эпизода я решила применить новый подход в чтении «Jigsaw Reading», поделила детей на три группы и раздала им текст, который был разбит на параграфы (Рис 3). Задачей группы являлось собрать текст по порядку, прочитать его, и перевести, если это необходимо. В процессе их работы я наблюдала за их групповой работой, как они умеют взаимодействовать друг с другом. Мне понравилось то, что работали все члены группы. Я применила методику «Jigsaw Reading». Текст назывался «Сонная лощина», то есть непосредственно был связан с темой урока и представленным видео. Через этот вид деятельности можно было проследить ход мыслей ребят, для того, чтобы логически собрать текст, необходимо было логически подумать, услышать собеседника, переговорить и прийти к общему решению.

Почему важно работать сообща? Любое задание представляет собой постановку проблемы, успешное решение которого возможно только в том случае, если рассматриваются различные варианты. Поэтому в технологию по развитию критического мышления входит совместная деятельность учащихся. В процессе обмена мнениями, все предлагаемые варианты подвергаются критике, и потом скорректированы. В совместной деятельности очень важно отстоять свою точку зрения, либо уметь вообще отказаться от нее и принять чужое мнение. Весь этот процесс и называется процессом критического мышления. Это заняло больше времени, чем я планировала, так как текст был не легким, и проблемы возникли, в основном, из-за перевода незнакомых слов. Для того чтобы уменьшить время говорения учителя, после окончания работы над текстом, я решила выставить правильные ключи ответов на доске. Увидев ключи правильных ответов на доске, учащиеся самостоятельно исправили ошибки, с целью само оценивания.

Важно отметить, что существуют два типа вопросов, задаваемых на уроках: вопросы низкого и высокого порядков. Далее, поделив детей на пары, я раздала перечень вопросов. Используя нижеследующую таблицу вопросов высокого и низкого порядка, я попыталась составить соответствующие вопросы.

Вопросы низкого порядка “Thin”

Вопросы высокого порядка “Thick”

Who…?

What…?

Where…?

When…?etc.

Why…?

Why do you think so…?

What is the difference between…?

If you were…would you...? etc.

 

Вопросы были связаны с текстом и были направлены на развитие критического мышления.

Вопросы были низкого уровня:

-                    Who are the main characters of Sleepy Hollow?

-                    When was Sleepy Hollow shot?

-                    Where was Sleepy Hollow situated?

-                    Did Crane believe into supernatural?

-                    What did Crane find?

Вопросы были высокого уровня:

-                    Would have the story of Sleepy hollow happened if stepmother hadn’t lost her family?

-                    What was stepmother’s relation to the Headless Horseman?

-                    Why did stepmother order the Headless Horseman?

-                    Would have the story of Sleepy Hollow happened if stepmother hadn’t lost her family? (Рис 4)

Пока ребята обсуждали вопросы в парах, я ходила по классу и наблюдала за ними, слушала их и записывала ошибки в речи, чтобы провести «Delayed error correction», совместный анализ ошибок, для того чтобы ребята их больше не повторяли.

После обсуждения я написала ошибки детей на доске, и мы вместе с классом рассматривали эти ошибки, и их исправления. Отвечая на вопросы низкого порядка, учащиеся всегда заглядывали в текст, чтобы сверить информацию, или просто прочитать. Вопросы задавались друг другу по — очереди. Ребята чувствовали себя комфортно, но нужно подчеркнуть, что ответы на вопросы высокого уровня были весьма короткими, и лишь немногие отвечали полными ответами. Нельзя отрицать тот факт, что учащиеся не привыкли к вопросам высокого порядка, им действительно было сложно отвечать на них, так как они привыкли при работе с текстами отвечать только на вопросы по тексту. Тем не менее, для меня было важно услышать каждого учащегося и выдерживать пяти секундную паузу после постановки вопроса. Ребят эта пауза вводила в недоумение, так как в классе стояла тишина, и они прислушивались, кто что говорит. Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать ребят говорить на языке, при этом важно не критиковать ответы, так как мнение любого учащегося ценно.

Описание: Описание: d:\Desktop\Camera\20130424_091935.jpg

Рис. 3.

 

Описание: Описание: d:\Desktop\Camera\20130424_092048.jpg

Рис. 4.

 

В заключение, хотелось бы отметить, что технология критического мышления на уроках иностранного языка способствует повышению интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умению ответственно относиться к своему обучению, умению работать в сотрудничестве, а также умению критически мыслить. После проведенного мной урока по внедрению технологии критического мышления я определила уровни владения критическим мышлением, у кого оно достаточно развито, а с кем необходимо поработать. Я считаю, что, прежде всего, необходимо дать понять учащимся необходимость владения критическим мышлением для развития личности и желания стать человеком, который учится в течение всей своей жизни.

 

Литература:

 

1.                 ЦПИ (Центр педагогического мастерства) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Руководство для учителя, 2012, стр.154-158

2.                 «Открытый класс» Сетевые образовательные сообщества, 2008 год

3.                 Нелунова Е. Д. Информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle