Библиографическое описание:

Макарова Л. П., Буйнов Л. Г. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 533-536.

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности, обладающей необходимыми знаниями о функциональном состоянии организма человека и навыками разумного поведения.

Становление здорового образа жизни студентов педагогического вуза имеет свои особенности, так как имеет место двойная трансляция компетентности здоровьесбережения, которая осуществляется, с одной стороны, путем повышения медико-валеологической грамотности студентов — будущих педагогов, созданием благоприятных условий для их жизни, учебы и труда; с другой стороны, в последующем — путем обучения ими школьников.

Ключевые слова: студенты, заболевания, социальные отклонения, профилактика, факторы риска, адаптация, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.

 

Современная эпоха характеризуется усилением таких проблем человечества, как нарушение экологического равновесия, загрязнение окружающей среды, хронический психоэмоциональный стресс. При отсутствии целенаправленной активности самого человека по сохранению своего здоровья указанные факторы неизбежно приводят ко многим заболеваниям, в первую очередь — сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, системы органов пищеварения, эндокринной, иммунной систем, также широко распространены психоневрологические и психосоматические заболевания. Кроме того, наблюдается значительный рост социальных отклонений (потребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ). Причем, вышеуказанные заболевания и социальные отклонения встречаются в последнее время в ещё более молодом возрасте, чем ранее.

Охрана здоровья студентов, представляющих собой основной резерв пополнения трудовых ресурсов страны, является важнейшей государственной задачей.

В нынешних условиях техногенной цивилизации человеку открыто множество направлений выбора как организовать собственную жизнь, плодотворно учиться, работать, полноценно использовать своё свободное время. Недостаток знаний о том, как функционирует наш организм и какие нарушения в нем могут происходить, а также отсутствие ценностного отношения к здоровью не дают возможности личности правильно действовать, вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Для многих неинфекционных заболеваний, в том числе наиболее опасных и часто встречающихся — сердечно-сосудистых — распространена концепция факторов риска (недостаточная двигательная активность, нерациональное питание, неправильный режим дня, наличие стрессов, девиантное поведение и другие), на учете которых базируется современная профилактика внутренних болезней. Выделяют первичную профилактику, направленную на устранение причин и условий, способствующих возникновению заболевания, и вторичную (специфическую), цель которой — предупреждение рецидивов и осложнений уже имеющегося заболевания. Вполне понятно, что наибольший эффект имеет первичная профилактика, так как она является неспецифической, наиболее массовой, более радикальным средством и менее сложным, учитывая, что в её основе лежит соблюдение принципов ЗОЖ.

В противоположность факторам риска имеются и факторы защиты, являющиеся компонентами ЗОЖ, которые обеспечивают биологический потенциал жизнедеятельности организма, создают предпосылки для гармоничного развития личности, а также содействуют проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.

Поступив в вуз, студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а нередко — и в новой климатической среде. Адаптация к комплексу факторов, специфичных для вуза, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов.

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако, работа медицинского персонала ориентирована главным образом, на лечение и вторичную профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья и здорового образа жизни.

Образовательный процесс является приоритетной сферой жизнедеятельности студентов и молодежи. В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Создание благоприятных условий для учебы, труда, быта, способствующих обеспечению безопасности и сохранению здоровья обучающихся, следует отнести к важнейшим задачам образовательных учреждений.

Необходимость формирования ЗОЖ через образовательный процесс привела к созданию различных педагогических технологий, ориентированных на здоровьесбережение (например, обеспечение психологии здоровья, сохранение здоровья участников образовательного процесса, здоровьесбережение детей в социальной сфере, использование физических упражнений, формирование культуры здоровья, обеспечение информационных и психологических аспектов защиты здоровья, профилактика аддиктивного поведения и другие).

Воспитание ЗОЖ студентов, осуществляемое через преподаваемые предметы, такие как возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы ЗОЖ, валеология, позволяет обучающимся приобретать знания, которые не только помогают им самим вести ЗОЖ, но и необходимы для их дальнейшей профессиональной деятельности. Специфика педагогического вуза диктует необходимость студентам — будущим учителям — знать анатомо-физиологические особенности учащихся различного возраста с целью разработки адекватных каждому возрастному периоду методов обучения и воспитания. Преподавание студентам педагогического вуза основ учения о здоровье человека, о методах его формирования, укрепления и сохранения позволит будущему педагогу активно применять в учебно-воспитательном процессе оздоравливающие методы и здоровьесберегающие технологии обучения. Становление умений и освоение практических навыков по гигиене детей и подростков составляет основу медико-гигиенических технологий здоровьесберегающей педагогики (физиолого-гигиеническая оценка питания, условий обучения, организации образовательного процесса и т. д.).

Большое значение имеет использование интерактивных методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, проблемные лекции, ситуационные задачи и др.). Поскольку при формировании ЗОЖ обучающихся центральным вопросом является становление его мотивации, которое базируется на двух важных принципах: возрастном (воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства) и деятельностном (мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность — путём упражнений, регулярно повторяющихся), важно владеть методом контроля состояния организма на основе обратной связи ответных реакций на положительные и отрицательные воздействия. Это позволит студентам воочию убеждаться, к чему приводит неправильный, и что даёт правильный образ жизни. Эффективна самостоятельная работа студентов по всестороннему развитию резервных возможностей своего организма.

На факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена была разработана концепция преподавания медико-валеологических дисциплин, предусматривающая определенную последовательность и преемственность их изучения с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В соответствии с ФГОС ВПО I поколения студентами специалитета изучались медико-биологические дисциплины, бакалавриата — основы валеологии. ФГОС ВПО II поколения предусматривал изучение студентами на первом курсе учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на последующих курсах — учебных дисциплин «Основы здорового образа жизни», «Валеология», «Основы медицинских знаний», «Медицина катастроф». В соответствии с ФГОС ВПО III поколения учебная дисциплина «Основы медико-валеологических знаний» входит в вариативную часть профессионального цикла и включает следующие курсы: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека», «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни», «Медицина катастроф», «Социальная медицина».

Программы включают не только аудиторные занятия, но и проведение мер, содействующих формированию у участников образовательного процесса общекультурных и профессиональных ценностей и компетенций в области применения здоровьесберегающих технологий, направленных на становление культуры здоровья, создание оптимальных условий обучения и труда, использование физических упражнений, профилактику девиаций, а также современные психологические средства воздействия на личность.

Таким образом, повышение знаний студентов о здоровье и факторах, влияющих на него, формирование их ценностного отношения к здоровью, здорового поведения, и в целом улучшение образа жизни помогут им сохранить и даже улучшить здоровье за период обучения в вузе. Эффективное взаимодействие профессорско-преподавательского состава с обучающимися, а также использование самими студентами имеющегося опыта применения технологий здоровьесбережения в будущей профессиональной деятельности способствует сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.

 

Литература:

 

1.                  Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Сорокина Л. А. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека: Патент на изобретение RUS 2435617от 23.03.2010.

2.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

3.                  Макарова Л. П. Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений) // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 44–54.

4.                  Макарова Л. П. Основы возрастной анатомии и физиологии: Учебное пособие: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. — 90 с.

5.                  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 90–96.

6.                  Плахов Н. Н., Шатровой О. В., Сопко Г. И. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка /Материалы ХУШ Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена. — 2011. -С.600–604.

7.                  Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Ткачук В. А. Доминирующие психические состояния как потенциал здоровья учащихся общеобразовательного учреждения военного профиля / Материалы У Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и экологии».-Челябинск, 2008. — С.103–104.

8.                  Плахов Н. Н., Шатровой О. В., Пиджакова Р. М. Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе // Молодой ученый. 2014. № 18.1 (77.1). -С.75–76.

9.                  Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

10.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

11.              Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый. 2013. № 10. — С.534–536.

12.              Станкевич П. В., Макарова Л. П., Соловьев А. В., Бахтин Ю. К. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза //Молодой ученый. 2014. № 2 (61). — С.854–856.

13.              Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Макарова Л. П. Задачи и возможности медико-валеологического образования студентов педагогического университета //Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства»: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. С.307–312.

14.              Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Морозов М. А., Сопко Г. И. Полвека на службе медико-валеологического образования студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2012. № 9. — С.337–345.

15.              Соломин В. П., Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. –С.484.

16.              Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников //Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. –С.47–48.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle