Библиографическое описание:

Агафонова Л. Н. Управление рисками муниципальных образований // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 169-171.

Рассмотрены причины возникновения рисков на муниципальном уровне и проведена их классификация. Отражены основные обязательства органов местного самоуправления и услуги, предоставляемые ими населению, определены соответствующие этим функциям риски.

Ключевые слова:риск, муниципальное образование, управление.

 

Управление российской экономикой основывается на механизмах менеджмента. Менеджмент представляет собой перечень функций, методов, принципов и приемов управления человеческими ресурсами.

Задачей данного исследования является анализ и оценка современных методов определения управления рисков муниципальных образований.

Научная новизна статьи состоит в разработке дополнительного перечня классификационных задач управления рисками, что поможет органам местного самоуправления определить самые результативные методы управления рисками. Исполнение выявленных задач позволит субъектам местного самоуправления организовывать работу по устранению (оптимизации) самих рисков финансово-бюджетного, но и реализовать меры по определению и устранению причин возникновения указанных рисков с целью предупреждения их повторного возникновения.

Муниципальное управление обеспечивает работу сложной системы, включающей разнородные подсистемы с собственными назначением и целями. Муниципальный менеджмент — это новое, но в то же время самостоятельное направление в науке управления, изучающее свой специфический объект, предмет и область исследования. Основная задача муниципального менеджмента — обеспечение устойчивого социально-экономического положения населения. Сложность, многогранность городской среды требует комплексно-экономического, правового, социологического, культурологического подхода к управлению органами местного самоуправления.

Риск — возможность наступления нежелательного, отрицательного события, причиняющего вред объекту исследования. Под экономическим и финансовым риском понимается вероятность получения экономических потерь в денежном выражении. В данной статье под объектом риска рассматриваются муниципальные учреждения.

Д. И. Сачков считает, что под управлением рисками муниципальных образований необходимо понимать процесс планирования, организации, руководства и контроля за использованием ресурсов муниципальных образований в целях удовлетворения потребностей населения в услугах в рамках конституционных гарантий и на принципах устойчивого развития [1].

Риски, которые возникают в процессе работы муниципальных образований, следует условно называть «бюджетными».

При этом среди экономистов существуют различные подходы к определению понятия «бюджетные риски». Так, группа авторов (Н. В. Бакша, В. В. Гамукин, А. П. Свинцова, О. И. Тишутина, Н. И. Яшина) теоретически обосновывают понимание бюджетного риска как факт несовпадения плана и исполнения бюджета. Экономист Т. М. Ковалева считает, что бюджетный риск это риск недополучения средств в бюджет любого уровня, т. е. риск недофинансирования. Авторы М. В. Грачева и С. О. Франка в основу ставят риски вероятного неполучения предприятием из бюджета запланированной суммы финансирования. Авторитетные экономисты А. А. Улюкаев и А. Л. Кудрин, а также И. Томберг и М. Е. Чичелева утверждают, что бюджетный риск — это риск неисполнения запланированного бюджета.

Анализируя утверждения и учитывая, что вся муниципальная работа направлена на улучшение жизни населения, можно считать, что управление рисками муниципальных образований — это социально-экономические операции, направленные на минимизирование нежелательных событий, ведущих за собой несбалансированность бюджета, принимая во внимание благосостояние населения.

Одной из главных целей органов местного самоуправления является улучшение качества жизни людей. Ее достижение требует предоставление населению муниципальных услуг высокого качества и невысокого ценового уровня.

Одним из основных риском неплатежеспособности субъектов РФ и муниципальных образований является неправильный прогностический расчет бюджетных доходов. Для увеличения точности данных расчетов субъектам РФ следует учитывать степень и причины отклонения между планируемыми и в итоге полученными доходами за последние 3 отчетных периода. На основе данного анализа рекомендуется разработать стратегию прогнозирования доходов бюджета в различных социально-экономических ситуациях. Учитывая, что прогнозирование расходов бюджета должно быть соотнесено к консервативному типу анализа бюджетных доходов. Данный подход позволит понизить риск неплатежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) и повысить вероятность получения дополнительных доходов, которые возможно использовать для проведения антициклической финансовой политики.

Более всего усиливают вероятность возникновения социальных рисков ограниченность финансовых ресурсов, проблемы в сфере ЖКХ, неблагополучная экологическая обстановка, конфликты на этнической и религиозной почве, криминогенная обстановка [1].

Освещенные факторы имеют серьезную степень опасности на уровне отдельного города (муниципального образования). Это является следствием возникновения риска. Маловажно, что станет первопричиной, политика федерального правительства или конкретное действие отдельного жителя муниципального образования, на муниципальном уровне любое столкновение достаточно быстро может превратиться во всеобщее негодование и иметь неожиданные последствия.

В настоящее время управление муниципальными рисками в РФ может стать одним из основных способов, обеспечивающих устойчивость социально-экономического становления муниципального образования, так как проявления рисков имеют систематический характер и являются сдерживающим фактором развития.

Риски характеризуют уязвимость общества и его зависимость от неблагоприятных и опасных ситуаций. В России потери ежегодно повышаются в среднем по числу погибших на 4 %, по материальному ущербу — на 10 % [1].

В случаях развития глобальной рискованной ситуации в размерах субъекта РФ или государства в целом, для предотвращения риска или его последствий коопирируются силы федерального центра и большинства регионов, тогда как муниципальное образование при появлении территориальных угроз и рисков, обычно, остается наедине со своей бедой.

Анализируя данную тему, формируется вывод, что сущность риска управления муниципальным образованием заключается в расхождении конечного результата управления и ожидаемого и в возможности потерь ресурсов, обеспечивающих развитие муниципального образования. Непродуманные действия ОМСУ могут вызвать непредсказуемые по силе и направлениям воздействия риски на территории муниципальное образование. Первопричиной рисков может выступить любое незначительное обстоятельство или негативное воздействие на механизм управления муниципальное образование.

Самый важный момент в процессе зарождения риска, по мнению многих исследователей, является его неопределенность, которая заключается в неполном или неточном знании различных параметров возможного развития и в основном определяется неточностью сведений об условиях реализации решений и связанных с ними затратах. В управленческой практике на уровне муниципальное образование имеют место информационные, экономические, экологические, политические неопределенности.

Разработка управленческих решений муниципальных образований напрямую связана с работой над несколькими видами рисков, которые коллективно влияют на состояние муниципального образования. Все типы неопределенностей взаимосвязаны и влияют на управленческий менеджмент. Следует анализировать риски и накапливать опыт работы с методами их предотвращения и преодоления возможных негативных ситуаций, что даст возможность выработать оптимальную систему управления ими на долгосрочную перспективу. Под управлением рисками муниципального образования принято понимать систему экономических, политических, организационных, социокультурных мероприятий, нацеленных на преждевременные выявление, прогноз, оценку, предупреждение и контроль событий случайного и неожиданного характера.

Также следует отметить и финансирование мероприятий по прогнозу и ликвидации негативных проявлений подобных событий. Из сказанного, можно сделать вывод, что для эффективного управления рисками муниципального образования следует учитывать особенности его социально-экономического развития и экологического состояния. При этом следует иметь в виду, что каждое муниципальное образование имеет свои недостатки и преимущества. К недостаткам следует отнести слабые стороны муниципальное образование — это те факторы и тенденции, которые препятствуют устойчивому развитию муниципального образования и могут стать источником рисков (ограниченный доступ к капиталу, неразветвленная инфраструктура, коррупция, высокий уровень преступности и др.). Преимущества муниципальное образование заключаются в сильных сторонах его сообщества — это те ценности и факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные конкурентные преимущества, делают его привлекательным и придают стабильность экономическому развитию, создают основу общего устойчивого социально-экономического развития территории (например, географическая близость к важнейшим инновационным (научно-образовательным) и финансовым центрам, высокий уровень заработной платы, наличие квалифицированной рабочей силы, природных и исторических достопримечательностей и др.) [1].

При описании преимуществ и недостатков муниципальных образований необходимо выявить и установить их рискообразующие факторы. Среди них особую роль будут иметь внешние факторы (например, неблагоприятные тенденции в политическом развитии региона и страны в целом, невыгодные решения в управлении крупными предприятиями, на сегодняшний день, к такому фактору относится мировой финансовый кризис). В реальности один и тот же внешний фактор может быть преимуществом для одного объекта, но выражать собой угрозу другому.

По мнению большинства ученых, исследующих муниципальные риски, последовательность анализа риска включает, как правило, несколько этапов:

1)                 выявление совокупности объективных, субъективных, зависимых и независимых факторов, оказывающих влияние на уровень конкретного риска;

2)                 определение степени значимости этих показателей;

3)                 установка предельного уровня риска в зависимости от внешней конъюнктуры;

4)                 анализ рискованности отдельных традиционных и нетрадиционных решений, проводимых территориальным органом управления;

5)                 формирование предложений и мероприятий по оптимизации конкретного риска (или группы связанных рисков) для конкретного проекта;

6)                 анализ потенциальной и реальной эффективности принимаемых мер по оптимизации уровня риска [1].

Исходя из рисков, возникающих в процессе управления муниципальными образованиями и предоставления услуг населению, необходимо, выполнить ряд дополнительных задач:

1)                 управление уровнем доверия населения;

2)                 поддержка развития малого и среднего предпринимательства через инструмент ГЧП (государственно-частного партнерства);

3)                 подготовка квалифицированных муниципальных служащих.

Проведенный анализ показал, что управление рисками, возникающими в процессе функционирования органов местного самоуправления, можно назвать «бюджетными рисками». Внутренними и внешними рисками финансово-бюджетного развития, связанными с реализацией различных сценариев бюджетной политики, является важным элементом стратегического менеджмента в бюджетной сфере. В статье представлены факторы, влияющие на взаимосвязь финансово-бюджетной безопасности региона (муниципального образования) и сценариев бюджетной политики. Определена роль благосостояния населения. Предложены новые задачи управления рисками бюджетных организаций. При осуществлении данного выбора необходимо учитывать, что ориентиром системы стратегического планирования должно являться сбалансированность бюджета и качество услуг, предоставляемых населению. Важным фактором данного процесса становится управление рисками финансово-бюджетного развития.

 

литература:

 

1.                  Сачков Д. И., Управление муниципальными рисками. // Известия ИГЭА-2010 — № 4 — с. 97–101.

2.                  Актуальные вопросы развития муниципальных образований. URL: http://www.sbor.ru/vrmo/chapter3_1.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle