Автор: Андрианов Денис Сергеевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Андрианов Д. С. Организация управления устойчивого развития крупных региональных центров России // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 56-60.

В большинстве ведущих городов мира муниципальное управление осуществляется на основе концепции устойчивого развития. С тех пор как Международная комиссия по окружающей среде и развитию предложило свое известное определение этого понятия как удовлетворение текущих потребностей без ущемления потребностей будущих поколений, устойчивое развитие стало основополагающей стратегией управления в городской сфере.

Вместе с тем в России использование принципа устойчивого развития в практике муниципального управления находится в зачаточном состоянии. В настоящий момент происходит разработка теоретических представлений в этой области и адаптация западных исследований к российской специфике.

Целью работы является развитие методологических рекомендации по управлению устойчивым развитием города с учетом влияния организационной культуры, одного их ключевых, по нашему мнению, факторов успешной реализации этой стратегии.

В первую очередь рассмотрим подробнее, что понимают под термином устойчивое развитие (рис. 1).

Существует три основных направления развития на локальном или муниципальном уровне – экономическое, общественное и экологическое. Каждое из направлений имеет собственные принципы.

Принципами экономического развития являются расширение рынков, снижение расходов и устойчивая прибыль. Принципы общественного развития содержат в себе гуманистические цели, такие как удовлетворение основных общественных потребностей, обеспечение справедливости и законности, развитие веры общества в свои силы и самобытность. Принципы же экологического развития в основном выражаются в натуральных показателях. На практике это означает, что общество должно снизить объемы потребления природных ресурсов до такого уровня, которые бы позволил их регенерацию, а также уровень отходов, который может быть переработан природными процессами.

Вышеназванные принципы, таким образом, зачастую конфликтуют друг с другом. К примеру, повышение экономической маржи за счет производства нового продукта, может привести к растрате природных ресурсов. Глобальная экспансия рынков и интеграция национальных экономик посредством различных структурных программ и соглашений о свободной торговле может подорвать принципы общественного развития.

В современной практике выделяют несколько стратегий устойчивого развития: интровертная, экстравертная, консервативная, стратегия видения, трансформационная. [1]

 

Безымянный

Рис.1. Концепция устойчивого развития

 

Интровертная стратегия характерная для большинства российских городов. Она предполагает использование концепции устойчивого развития, ее элементов лишь в условиях вынужденной необходимости. К примеру, утверждение новых технологических или экологических стандартов, обязательных к применению.

Экстровертная стратегия ориентируется на внешние связи. Применительно к муниципальным образованиям эта стратегия в основном связана с маркетингом города и PR, где приверженность устойчивому развитию лишь декларируется, создаются амбициозные муниципальные программы, однако, реальные усилия и действия в этом направлении минимальны. В этом случае, как правило, города преследуют узкие интересы создания положительного имиджа и повышения собственной инвестиционной привлекательности.

Консервативная стратегия концентрируется на экологической эффективности. Продукты и услуги производятся с минимальными издержками и потреблением энергии и материалов. Максимально избегается создание отходов и загрязнений. Достигается, таким образом, максимальная эффективность при снижении нагрузки на экологию. В этом направлении стоит отметить определенный прогресс российских городов - появляются программы энергоресурсоэффективности, бюджетные учреждения переводятся на современные методы управления, создаются программы улучшения водоснабжения.

Стратегия видения целиком фокусируется на устойчивом развитии. Все муниципальные программы разрабатываются с учетом их соответствия основным принципам устойчивости. К примеру, развитие промышленных кластеров увязывается с экологической нагрузкой, занятостью, социальными вопросами. Широко используется внедрение инноваций и бенчмаркинг, т.е. изучение лучших практик в области муниципального управления. [2]

В то время как стратегия видения в основном ориентируется на существующие рыночные условия и приспособление к ним, то трансформационная стратегия предполагает изменение самих рыночных условий. Эта стратегия ориентирована на создание нового качества в области устойчивого развития и включает элементы всех вышеназванных стратегий.

Каждая из описанных стратегий предоставляет новые возможности городской системе или их отсутствие, однако вместе с тем несет в себе и определенные риски. Проведем их оценку относительно степени ориентации на устойчивое развитие, риска и возможностей. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Оценка стратегий устойчивого развития

 

Стратегии устойчивого развития

интровертная

экстровертная

консервативная

стратегия видения

транформационная

Ориентация на устойчивое развитие

0

+

+

+++

+++

Риски

+

+

0

+

+++

Возможности

0

+

+

++

+++

 

Знак «+» в таблице 1 означает степень корреляции, где: «+» - небольшая корреляция, «++» - высокая корреляция, «+++» - очень высокая корреляция. Знак «0» означает отсутствие взаимосвязи.

Интровертная стратегия не соответствует принципам устойчивого развития. В этой связи естественным образом возникают потенциальные риски угрозы будущего развития города, равно как и отсутствие возможностей опережающего развития.

Экстравертная стратегия в определенной степени соответствует принципам устойчивого развития, но взаимосвязь не столь сильная. Этот подход несет в себе определенный риск, т.к. лишь декларирует приверженность к так называемым «зеленым» стратегиям, но не лежит в основе ключевых действий. Как только девиация будет обнаружена, то это способно нанести значительный урон репутации, к примеру, инвестиционному рейтингу города. Однако определенный прогресс все же возможен.

Консервативная стратегия придерживается устойчивого развития. Внимательный расчет, применение экономических и математических моделей значительно уменьшает возможные риски и увеличивает стратегические возможности города.

Стратегия видения обнаруживает очень высокую корреляцию с принципами устойчивого развития и обеспечивает высокую степень возможностей. Риски, возникающие в ходе ее реализации, как правило, поддаются управлению. Отсутствует необходимость революционных изменений.

Самая высокая степень взаимосвязи с устойчивым развитием в трансформационной стратегии. В то же время изменение рыночных условий и окружающей среды сопряжено с высокой степенью риска, т.к. становится сложно предсказать последствия этих изменений. С другой стороны стратегия предлагает широчайший спектр возможностей и позволяет определять условия согласно собственному видению.

Каждая социальная группа города, будь то чиновники, бизнесмены, студенты, население, имеют разные механизмы координации индивидуальных и совместных действий. Эти социальные механизмы, основанные на общем для членов одной группы восприятии ценностей и норм, играют важную роль в экономико-социальной системе города. Совокупность таких ценностей и норм формируют определенную организационную культуру, а совокупность таких культур образует специфическую организационную культуру города.

Главными функциями организационной культуры является выживание, приспособление к внешней среде и внутренняя интеграция, что определяет поведение индивидов и социальной группы. Таким образом, процессы, происходящие в городской системе, различный уровень развития муниципалитетов во многом объясняется их разными организационными культурами. В этой связи последние непосредственно определяют ту или иную стратегию устойчивого развития, которая преобладает в городе.

Одно из наиболее распространенных понятий организационной культуры предложено Э.Шейном. Э.Шейн раскрывает понятие организационной культуры через выделение ее уровней. Иерархию организационной культуры он строит исходя из глубины проникновения в сознание личности каждого индивида, выделяя несколько уровней. [3]

Первый уровень представляет собой базовые представления об окружающем мире, о том «как устроен мир», реальности, времени, пространстве, человеческой природе и активности, взаимоотношениях. Эти представления отличаются глубиной, имеют подсознательный характер, как правило, трудно осознаваемы даже самими членами организации.

Второй уровень – ценности, нормы поведения, которые носят осознаваемый характер.

Третий уровень - артефакты, т.е. внешние проявления организационной культуры. К ним относят применяемые технологии, модели поведения членов организации, планировка и оформление помещений и др. [4]

Рассмотрим влияние организационной культуры согласно концепции Э.Шейна на стратегии устойчивого развития. Результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Влияние организационной культуры на стратегии устойчивого развития

 

Стратегии устойчивого развития

интровертная

экстравертная

консервативная

стратегия видения

трансформационная

артефакты

0

+

+

+

+

ценности, нормы

-

0

+

+

+

базовые представления

-

-

+

+

+

 

Знак «+» в таблице 2 означает положительную взаимосвязь, знак «-» отсутствие взаимосвязи или необходимости в ней. Знак «0» означает нейтральную взаимосвязь.

Интровертная стратегия не требует наличия базовых представлений организационной культуры относительно устойчивого развития. Отсутствует потребность также и в вытекающих из базовых представлений ценностях. Артефакты, соответствующие стратегии этого типа, не связаны с устойчивым развитием и возникают лишь под внешним давлением. [5]

Экстравертная стратегия предполагает определенные артефакты, такие как, к примеру, подготовка инвестиционных буклетов о потенциале города, распространение статей в СМИ об устойчивом развитии. Вместе с тем существующие ценности нейтральны к устойчивому развитию, а базовые представления не соответствуют его принципам.

В консервативной стратегии также проявляются артефакты. В городской экономике это могут быть муниципальные программы энергоресурсоэффективности, улучшения водоснабжения, здравоохранения или, к примеру, внедрение не загрязняющего производства. Применение этой стратегии требует наличия соответствующих ценностей преимущественно ориентированных на принцип эффективности. Эта стратегия может реализовываться без базовых представлений устойчивого развития. [6]

Стратегию видения и трансформационную стратегию невозможно использовать без соответствующих базовых представлений. Базовые представления являются основой разработки и применения прогрессивных стратегий устойчивого развития.

Необходимо отметить, что ценности и базовые представления организационной культуры крайне трудно поддаются изменению. Как следствие все типы стратегий устойчивого развития, которые связаны с «глубокими» уровнями организационной культуры, сложно реализовывать на практике, что потребует длительного времени для интеграции. [7]

В результате можно выделить 8 гипотез взаимозависимости организационной культуры и стратегий устойчивого развития:

1) Стратегия видения основывается на специфических базовых представлениях.

2) Стратегия видения основывается на специфических ценностях.

3) Трансформационная стратегия нуждается в специфических базовых представлениях.

4) Трансформационная стратегия нуждается в специфических ценностях.

5) В консервативной стратегии нет необходимости в формировании базовых представлений в области устойчивого развития.

6) Консервативная стратегия основывается на определенных ценностях.

7) Инторвертная стратегия не имеет никакой взаимосвязи с организационной культурой.

8) Применение экстравертной стратегии не требует специфических базовых представлений и ценностей.

Таким образом, приведенные нами гипотезы показывают возможности и риски существующей организационной культуры. Стратегии устойчивого развития могу быть реализованы только в том случае, если выполняются приведенные выше требования.

Муниципальное управление в России находится в стадии активного развития. Только с недавнего времени муниципальная реформа стала приобретать реальные очертания. Возникли ее новые формы – муниципальные образования, фактически закрепившие новый статус крупных городов России. Местное самоуправление наделено новыми функциями и полномочиями. Однако города столкнулись с такими проблемами как недостаточное обеспечение финансовыми средствами новых функций, изношенная инфраструктура и неэффективное городское планирование, доставшееся в «наследие» от плановой экономики. [8]

В этих условиях обеспечение собственного устойчивого развития становится крайне важной задачей, поскольку основной функцией города является создание условий для комфортного проживания населения, развития бизнеса и воспроизводственных процессов во сферах социальной, экономической и экологической жизни. [9] Достижение этой цели возможно благодаря использованию стратегий устойчивого развития, которые предполагают учет взаимосвязи внутренних и внешних социально-экономических процессов города. Вместе с тем успешная реализация последних зависит от другого важного компонента, значимость которого зачастую не учитывают или недооценивают, а именно соответствующей организационной культуры. Каждый регион и город России имеет свою собственную отличную организационную культуру. Правильное понимание этих особенностей позволит разработать и реализовать ту или иную стратегию устойчивого развития, достигнуть заданных целей и принять верные управленческие решения на муниципальном уровне.

Список использованной литературы

 

1.      R.Baumgartner, C.Zielowski Organizational Culture Toward Sustainable Development // 13th International Conference on Management of Technology “New Directions in Technology Management”, April 2004, Washington, D.C.

2.      P.Hall, C.Landry Innovative and Sustainable European Cities. - Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 1997. – P. 82.

3.      Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.

4.      Организационная культура: учебник/Под ред. Шаталовой Н.И. –  М.: издательство «Экзамен», 2006. – 656 c.

5.      Jeroen C.J.M. Van den Bergh A Survey of Economic Modelling of Sustainable Development. – Amsterdam: Institute for Environmental Studies. – P. 35

6.      Measuring sustainable development: Integrated economic environmental and social frameworks. – Paris: OECD PUBLICATIONS, 2004. – P. 429.

7.      Quality of Life counts. Indicators for a strategy for sustainable development for the United Kingdom. – London: National Statistics, 2004. – P. 158.

8.      Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.: КомКнига, 2006. – 456 с.

9.      Городской манифест. – М.: Институт экономики города,  - 11 c.

 

Основные термины (генерируются автоматически): устойчивого развития, устойчивого развития, организационной культуры, организационной культуры, стратегий устойчивого развития, стратегий устойчивого развития, базовых представлений, базовых представлений, концепции устойчивого развития, концепции устойчивого развития, стратегию устойчивого развития, стратегию устойчивого развития, области устойчивого развития, области устойчивого развития, стратегии устойчивого развития, стратегии устойчивого развития, Консервативная стратегия, Консервативная стратегия, иную стратегию устойчивого, иную стратегию устойчивого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос