Библиографическое описание:

Литвинова А. В., Мойсеенко М. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 21-23.

Одна из основных задач учителя – научить хорошо читать. Ещё В. Сухомлинский писал, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и узнают мир и самих себя».
Ребёнок, который не умеет хорошо читать, переживает большие трудности при выполнении домашних заданий, ему не интересно на уроках, он обречен на ограниченное общение и «зубрёжку». Такой ученик не будет, активным читателем библиотеки, не ощутит потребности в общении с книгой, так как чтение приносит не удовольствие, а муку. Чтение настолько сложный процесс, что его трудно определить однозначно, но видов чтения существует большое разнообразие. И каждый из этих видов требует умений, навыков. А чтобы получить эти навыки, необходима систематическая, целенаправленная, продуманная работа учителя на каждом уроке, независимо от того, урок чтения это или русского языка, математики или природоведения. Чтение очень сложный процесс, но овладеть навыками чтения должен каждый ученик, несмотря на его умения, желания, природные задатки, поэтому перед учителем стоит ряд проблем, а именно: - как научить читать каждого ученика быстро и правильно, - как научить читать выразительно, - как сделать так, чтобы именно процесс чтения был приятным, и радостным для ребёнка, а не приносил отвращение, разочарование.

Определение оптимальных сроков начала обучения детей чтению на сегодня остается одним из наиболее дискуссионных вопросов. В разных научно-методических источниках как оптимальный указывается возраст от шести месяцев до четырех-пяти лет. Отстаивая свои позиции, каждый из приверженцев той или иной теории приводит аргументы в пользу внедряемой им методики и старается раскрыть недостатки методических подходов своих оппонентов.

Определяя время начала обучения детей чтению, необходимо четко осознавать, цель этой работы (общее развитие ребенка, формирование интереса к чтению или удовлетворение амбиций родителей). Только учет желания и потребностей ребенка может привести к положительным результатам в обучении. Необходимо помнить, что обучение грамоте, как и овладение речью, — процесс сугубо индивидуальный. Один ребенок начинает говорить в восемь месяцев, а другой — в два с половиной года, кто-то прочитает первое слово в два года, а кто-то в шесть. Задача взрослого — индивидуально для каждого малыша определить оптимальное время начала обучения, время, когда ребенок готов воспринимать учебные действия и положительно реагировать на них.
Основные этапы процесса формирования навыка чтения были определены и охарактеризованы психологами в 50-е годы XX в. Т. Егоров выделяет три этапа в процессе формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Первый, аналитический, этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. В нем различают две специфические стадии:

1) дети запоминают и узнают буквы, а также учатся соединять буквы в слоги; 2) легко узнают слоги и объединяют их в слова.

Единицей чтения на первой стадии формирования навыка является буква. Ребенок сначала запоминает буквы и только потом учится соединять их в слоги, слова. Поэтому основные трудности обучения чтению в это время связаны с распознаванием букв, слиянием их в слоги, объединением слогов в слова, пониманием прочитанного.

На второй стадии обучения единицей чтения становится слог. Это существенный шаг вперед, хотя овладение слогом не снимает усилий во время чтения целого слова. Слово приобретает смысл только после осознания всех его составляющих элементов, т. е. наблюдается значительный разрыв между процессом восприятия и пониманием прочитанного, что приводит к увеличению числа ошибок во время чтения. Понимание оторвано от процесса чтения и идет вслед за ним. Темп чтения замедлен, однако отмечается его увеличение благодаря многократному перечитыванию. Этап синтетического чтения также неоднороден. Он начинается стадией становления синтетических (целостных) приемов чтения, основная особенность которой заключается в распознавании слова по некоторым признакам: длине, конфигурации букв и их элементов, выступающих за строку, т. е. восприятие отдельных слов на этой стадии вызывает особых затруднений. Тем не менее синтез в процессе восприятия характеризуется здесь еще недостаточной зрелостью, поскольку сохраняется трудность в целостном восприятии словосочетаний, предложений, частей текста.

Поэтому успех обучения на стадии становления синтетических приёмов чтения в значительной мере определяется умением быстро «узнавать слова в лицо», т. е. четко выделять их характерные признаки; сосредоточивать усилие на установлении смысловых связей между фразами, предложениями, частями текста; быстро и точно проверять догадку, возникшую в процессе восприятия текста, опираясь на смысл прочитанного.
Стадию синтетического чтения, основным проявлением которой является интонационное объединение предложений, контекстное чтение, связанные с завершением процессов анализа и синтеза графических элементов текста согласно их произношению, Т.  Егоров относит на конец обучения в начальной школе и указывает на возможность его дальнейшего безграничного усовершенствования путем развития выразительности. Основная задача — понимание прочитанного — решается благодаря целостным процессам восприятия, которые уже не затрудняют чтеца, и все его внимание направляется на осмысление содержания. Темп чтения на этой стадии развития продолжает возрастать. Ошибки, которые имеют место во время чтения (пропуск, замена, добавление букв, слогов), характеризуются тем, что они не нарушают логики рассказа, повторное чтение предусматривает, прежде всего, исправление интонационного анализа и синтеза. По мнению Т. Егорова, достижение стадии синтетического чтения в процессе обучения является важной предпосылкой возникновения интереса к чтению как деятельности.

Итак, обучая чтению, прежде всего, необходимо заботиться о том, чтобы помочь детям как можно скорее преодолеть трудности аналитического этапа и формировать интерес к читательской деятельности. В своей работе над формированием читательских умений и навыков мы используем такие виды заданий.

 Упражнение 1. «Старт-финиш» При слове «старт» все начинают читать для фиксирования времени; когда прозвучит «финиш» учащиеся останавливаются, отмечая последнее усвоенное слово. Отводят взгляд. Отдых 10 - 20 секунд.

Упражнение 2. «Буксир» В начале ведет учитель, беря на буксир весь класс. Потом сильный ученик – слабых товарищей. Продолжительность – 2 - 3 минуты, повторить 3 - 4 раза на урок.

Упражнение 3.«Молния» Упражнения направлены на быстрое восприятие текста, Ученики читают разные тексты в обычном для себя темпе. При слове «молния» включается метроном быстрой скорости. Дети стараются дочитать. После включения метронома, пересказывают прочитанное. 

Упражнение 4. «Рассыпанные слоги» С помощью данных слогов составляют новые слова.

Упражнение 5. «Луна» Один ученик (сильный) ведёт, а другой, как луна повторяет чтение первого.

Каждый урок чтения мы начинаем с речевых разминок. Учащиеся тренируют органы речи, учатся регулировать дыхание, развивают артикуляцию.

Упражнение 1. Выделите звук [Ш] из стихотворения. - Прослушайте стихотворение и скажите, какой звук повторяется в нём чаще других. Шмель мохнатый и пушистый
Прилетел на луг душистый Шмель нектар с цветов собрал Громко песни распевая Упражнение 2. Речевая разминка- как шумят деревья (ш-ш-ш)
- как можно по-другому сказать «тихо» (тс-с-с)

Упражнение 3. Развитие фонематического восприятия и оперативной памяти. Игра «поймай на крючок». Учитель называет слова среди, а среди них есть такое, которые отличается одним звуком. Дети должны назвать это слово (поймать на крючок) и запомнить: Рис – рис – рис –лес Миска – леска – миска Гора – нора – гора – гора - Какие слова вы поймали на «крючок» (лес, леска, нора) - Что объединяет эти слова? Составьте предложение, чтобы в нём были все слова одновременно.

 Упражнение 4. Речевая разминка. Игра «кто что говорит» - Кукушка кукует … (ку – ку)- Голубь воркует (гу – гу – гу)- Петух кукарекает (ку – ка – ре – ку)- Сова кричит (угу – угу)- Рыба (молчит) - котик мурчит (мур – р – р – р)- Собака гавкает (гав)
На уроках чтения используем групповые и парные формы работы. Для этого предлагаем какие задания: - прочитать пословицу и объяснить ее значение;- проверить стихотворение, выученное на память;- составить диалог на заданную тему;- инсценировать отрывок сказки.

Ребенок учится хорошо тогда, когда много читает. Для усовершенствования навыков необходимо заинтересовать детей для многоразового перечитывания какого-либо произведения. Для этого мы подключаем специальные упражнения, которые влияют на основные параметры чтения. Правильность - безошибочное чтение. Она зависит от точности зрительного восприятия, от четкого проговаривания, от правильного дыхания.
Задание: Скороговорка (чтения с доски) на печи, на печи вкусные горячие калачи. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.) Чтение «дождик»- дождик капает (читают тихо и спокойно)- дождик усиливается (быстрее и громче)- ливень (громко и скороговоркой) - дождик слабеет, капает и перестает (в обратном порядке)б) чтение ряда скороговорки на одном дыхании, приучая учащихся к самостоятельности, инициатива в усвоении и закреплении начального материала используем такие виды заданий
Упражнение 1. Игра аукцион слогов» (сложить слова из отдельных слогов).
Упражнение 2. Найди начало и конец пословицы или поговорки.
Упражнение 3. Прочитать пословицы с недописанной частью. Что посеешь Век живи Большие дела

Упражнение 4. Чтение деформированного текста. Ёжиков, строй, маленький Я, стороной, обхожу Колют, без поблажки, они И, к, рубашке, прилипают.
Обязательно на каждом уроке чтения учитель демонстрирует образцы быстрого, правильного, выразительного чтения сильных учащихся и просит слабых учащихся оценить чтение товарищей. Этот приём влияет на них положительно, вызывает желание прочитать текст лучше. Хочется также предложить традиционные методические приемы над усовершенствованием правильного и быстро чтения.

1) Ежедневные упражнения по чтению под контролем родителей и учителя.
2) Индивидуальный подбор текстов, посильных для безошибочного чтения для каждого ученика для класса с постепенным повышением их сложности

3) Предупреждение ошибок при чтении.

4) Правильная система исправления ошибок.

Итогом данных видов работ и при условии систематических упражнений подобранных заданий и обязательным чтением дома 40 – 50 минут можно достигнуть заметных результатов в усовершенствование техники чтения, однако, стоит помнить, что быстрое чтение - не самоцель в начальном образовании детей, но оно воспринимается как одушевленное черта культуры чтения каждого образованного человека

 

Литература:

1.                  А.А. Емец, О.Н. Коваленко, М.В. Коченгина «Как помочь младшему школьнику по чтению» Издательство Просвещение, 2011г.

2.                  О.В. Чирик – Степанова, Т.А. Бугаёва «Инновационные технологии на уроках в начальной школе»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle