Библиографическое описание:

Ганжа Н. И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 7-9.

            В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию народа, тем богатствам народной культуры, изучать которое – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможна, если мы не будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

Эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание, основываются на понимании и освоении нравственных ценностей – это свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, верность, храбрость, героизм. Важным компонентом в формировании этих качеств является – побуждение к чувственным переживаниям, осмыслению произведения искусства, любовь к окружающему миру, интерес к историческому прошлому своего рода, города, страны к обрядам и традициям.

Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности ребят к самовыражению, раскрывать их творческий потенциал, обострять чувство прекрасного. Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально–творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.

Известно, что природа – один из самых древних воспитателей человека, она формирует в людях наблюдательность, волю, развивает их эмоциональный мир. На уроках идет процесс формирования бережного отношения к природе, любви и заботы о ней. Эстетическое воспитание, раскрывающее детям красоту природы, пробуждающее и развивающее потребность в наслаждении этой красотой. Учитель старается научить ребят в общении с природой ощущать ритм, гармонию и цветовое единство, пытаясь помочь детям как можно раньше открыть окружающий их мир красоты и природы; Заостряя внимание на особых возможностях воздействия природы на развитие творческой деятельности школьников, на их чувства и поведение. Так как красота природы является важнейшим источником стимулирования художественно-творческой деятельности ребенка, то эмоциональное сознание ее посредством пейзажного искусства, способна вызывать у него подъем творческой активности, открыть перед ним перспективу самообразования и самовоспитания, чувственного восприятия и интеллектуального достижения своего самостоятельного личностного видения мира. При выполнении такого рода задания учащиеся показывают свое личное отношение к окружающему миру, творческую фантазию, воображение, умение найти связь между словом, рисунком, музыкальной мелодией и реальным предметом или явлением.

Учащимся предлагаются задания различного характера: описать произведения изобразительного искусства (устно), отображение слова через личный опыт

·         Любовь; дружба; вера; надежда; страх; уважение; доверие; героизм; отвага; сопереживание; взаимопомощь; взаимопонимание и т.д.,

придумать простейший сюжет

·         Платок жениха (чувашский орнамент); ичиги (татарский орнамент); хоровод; народные гуляния; вот моя деревня; масленица; палех и др.

показать умение работать с различным изобразительным материалом в разных техниках, проявляя при этом импровизацию, фантазию, наблюдательность. Творческие работы школьников отличает тематическое богатство, отражающие широкий круг жизненных проблем реальной деятельности

·         Богатыри; герои-земляки; дети и война

Происходящие в мире события оказывают негативное влияние на общественное сознание, стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционных, отечественных ценностей. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры. Патриотизм как высокое духовно-нравственное чувство и совокупность социально-политический отношений является ведущим условием для возрождения и укрепления Российской цивилизации на основе отечественного менталитета.

Мир ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания знания становятся опытом, формирующим полноценную личность. Одним из основных принципов уроков изобразительного искусства является принцип «от жизни через искусство к жизни» этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важным условием формирования развитой личности, то есть формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание неразрывны в формировании полноценной, гармоничной личности. Общение с изобразительным искусством, элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы ученика, обогащает его внутренний мир, побуждает к самопознанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию. Учитывая интеграцию различных образовательных линий: православную, культурологическую, краеведческую, раскрывающих связь нравственных, духовных и культурных ценностей в основе которых лежат православные традиции, а так же традиции и обычаи народов Поволжья духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, на ряду с нравственной, коммуникативной, эстетической культурой формирующей представление о православной культуре прошлого и настоящего нашей Родины:

·         Осень; возродим Русь святую; рождество Христово; пасха радость нам несет

Формирование патриотизма необходимо осуществлять на базе существующих и прошлых традиций. Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности в урочной и вне урочной работы повышают творческий потенциал формирующейся личности посредством: искусства мысли, чувства, переживания людей, выраженное в художественных образах репродукций русских художников, становятся доступными другим людям, всему обществу, передаются из поколения в поколение. Процесс воспитания происходит не назидательно, но формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение, объединяет людей, побуждает их к творчеству, активизирует их сознание, формирует целостные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому многонациональной России, к традициям, верности Отечеству.

Не маловажное значение для формирования патриотических чувств, сознания, поведения средствами изобразительного искусства имеет учет региональных особенностей. Многонациональность школ в связи с большим притоком населения из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджан, Узбекистан, в последнее время из Украины, Вьетнам), наличие в программе по изобразительному искусству регионального компонента, направленного на приобщения школьников к национальной культуре коренных жителей Поволжья (русские, чуваши, татары, мордва, марийцы). Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в этом процессе занимает формирование толерантного сознания, чувство единства, дружбы, равенства и братства, объединяющее народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлению национальной ограниченности. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры.

Патриотическое воспитание – отражение отношения к Родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации. Это «Вечная тема» традиционной педагогики, обусловленная объективной необходимостью целостности государства. В России идея гражданско-патриотического воспитания развивалась в русле народной философской и педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное своеобразие, которое определялось спецификой развития жизни народа. В условиях жизнедеятельности сложились традиции, что явилось одним из истоков формирования основ любви к Родине гражданской ответственности за свою страну. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а так же свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания школьников в современной общеобразовательной школе.

Процесс патриотического воспитания учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности предполагает такую организацию работы, которая обеспечивает высокий уровень сознания, творческую активность учащихся, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий. Одним из таких условий является деятельностный подход, обеспечивающий единство учебной и внеучебной деятельности. Ведущими ценностями патриотического воспитания учащихся на этапе построения гражданского общества является любовь к Родине, социальная справедливость, готовность к защите Родины, чувство содружества народов с высоким толерантным сознанием. Суть этого в том, что изобразительное искусство активно воздействует на эмоциональную сферу человеческого сознания, помогает плодотворному восприятию как мировоззренческих, межнациональных, патриотических, так и нравственных чувств, долга, доброты, чести, справедливости, искренней преданности исполняемому делу. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства отражает реальный позитивный подход к формирующейся личности школьника и может обеспечить повышение действенности его воспитания.

Что значит воспитанный человек? Это тот, кто добр к людям, отзывчив, доброжелателен, искренен и приветлив, правила этикета для него естественный и нормальный стиль поведения. Поэтому помимо образовательных задач особое место занимают воспитательные аспекты, то есть изучение во время занятий таких вопросов, как гуманизм, толерантность, этические нормы поведения; где положительный настрой служит поводом для осуществления целей и задач, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий, развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание, патриотизм.

Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации. Изучение православной традиции, традиции разных народов населяющих страну позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять ее уникальность. В любой выбранной ими профессии весь накопленный багаж знаний поможет им стать хорошим профессионалом и высоконравственной, культурной личностью патриотом своего народа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle