Библиографическое описание:

Кирюшина Е. В. Молодая семья как участник подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 328-333.

В современной России проблема обеспечения жильем молодых семей остается не менее острой, чем в прежние времена. И сегодня тоже одним из основополагающих факторов высокого качества жизни является собственное жилье, отсутствие которого — основная проблема молодых семей.

Предпосылки развития программы «Жилище»

Во времена Советского Союза право на получение бесплатного жилья было официально закреплено в законодательных документах. Даже во времена перестройки в «Основах жилищного законодательства Союза ССР и Союзных республик» (в редакции Закона СССР от 22 мая 1990 года № 1501–1) ст.7 говорилось, что граждане СССР имеют право получать в бессрочное пользование жилое помещение в домах государственного или общественного жилищного фонда. Это право на безвозмездное получение и владение жильем было неоднократно зафиксировано в законодательных документах государства.

За семьдесят лет истории социалистического общества выросло поколение людей, еще не способных к самостоятельному решению таких задач, как решение жилищных проблем. В сознании минимум трех поколений советских граждан укрепилось твердое чувство, что жилье — это бесплатное социальное благо, предоставляемое государством.

Однако в сложные времена перестройки партия оставила народ наедине со своими проблемами, и многомиллионная очередь, «собравшаяся» в списках на улучшение жилищных условий, замерла. С 1987 года по 1992 год объем строительства новых домов снизился почти в два раза — с 73 млн. кв. метров общей площади до 38 млн. кв. метров.

В то время еще были слабые попытки проведения некоторых программ по улучшению жилищных условий — возводились дома, расселялись последние бараки и первые пятиэтажки. Но все же, государство постепенно стало отходить от полного обеспечения жильем своих граждан. В условиях изменяющегося мира быть заказчиком, подрядчиком и собственником жилых помещений, в обязанности которого входит содержание и обслуживание, стало для него непосильной задачей. Частные же строительные организации еще не были готовы к полноценному включению в процесс жилищного строительства.

Первая попытка в направлении улучшения жилищного положения своих граждан была предпринята в 1993 году. 20 июня Постановлением № 595 Совета Министров Правительства Российской Федерации была одобрена Государственная целевая программа «Жилище» [4]. Этим был задан курс на устранение государственной монополии на жилищное строительство и ЖКХ. Десятимиллионная очередь со сроком ожидания 20 лет не добавляла оптимизма. Проведенный анализ доходов показывал, что оплатить строительство или приобретение готовой квартиры могли только около одного процента граждан России.

В то время 80 % жилого фонда в городах России находилось в государственной и муниципальной собственности, поэтому государству поскорее хотелось разделить бремя обязанностей по строительству и содержанию зданий с частными собственниками за счет приватизации, приобретения и развития частного коммерческого жилищного строительства. Программа «Жилище» была направлена на рост доли жилищного фонда в частной собственности.

Жизнь настоятельно требовала поиска новых подходов к решению жилищной проблемы. В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации № 675 была принята новая федеральная целевая программа «Жилище», которая указала пути решения проблемы создания и развития жилищной сферы в современных экономических условиях, и определила основные задачи в этой области на период 2002–2010 гг.

Молодая семья как объект социальной политики государства

Проводимые в молодом Российском государстве реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, что не могло не отразиться на ее жизнедеятельности. Резкое снижение доходов большинства семей, дестабилизация брачных отношений, сокращение рождаемости, разрушение устоявшихся нравственно-этические норм и традиций привели к кризису института семьи. Хотя и с некоторым опозданием, но все же это обстоятельство привлекло внимание государства и общества.

Впервые в 2003 году в своем президентском послании В. В. Путин назвал сокращение численности населения одной из острейших проблем российского общества, вызванное продолжающимся падением рождаемости и ростом смертности. Значительные бюджетные средства были выделены на повышение роста рождаемости, в том числе правительством планируется «принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка».

Сегодня одним из основных объектов социальной политики выступает семья. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Решение жилищной проблемы — один из немаловажных факторов, влияющих на стабилизацию обстановки в стране, как демографической, так социальной и политической.

Во все времена молодежь относилась к одному из самых уязвимых слоев населения. Небольшой профессиональный и жизненный опыт, невысокая зарплата и, как правило, отсутствие накоплений, создают определенные трудности на начальном становлении молодого поколения. Соответственно, заключение брака, рождение ребенка и все связанные с этим проблемы, безусловно, требуют поддержки помощи от государства.

В посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин отметил жилищную проблему как жизненно важную тему социально-экономической политики государства, а среди ее приоритетных задач — обеспечение граждан доступным жильем. Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий путем реализации социальной жилищной политики (предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещении) станет основой стабильных условий для жизни молодой семьи, окажет влияние на улучшение демографической ситуации в России. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения [6].

Жилищные программы являются основным инструментом в реализации социальной жилищной политики государства. Они нацелены на предоставление конкретной помощи гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Одним из механизмов улучшения жилищных условий молодых семей является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (далее «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»).

Первый раз понятие «Молодая семья» на законодательном уровне встречается в разделе «Общие положения» Постановления Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 № 5090–1 «Основные направления государственной молодежной политики в РФ» [3]. Это определение звучит так: «Молодая семья — семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста».

Со временем возрастные рамки определения «молодая семья» изменились, и в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002–2010 годы оно звучит уже следующим образом: «Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет». Однако подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» носит временный характер и в каждом новом временном периоде может меняться, как произошло с подпрограммами 2002–2010 и 2011–2015 годов.

В сентябре 2005 года Президент России в обращении к Правительству объявил о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, он выделил приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Действующий этап федеральной целевой программы «Жилище» охватывает период с 2011 по 2015 год. Он направлен на достижение двух основных целей: сформировать рынок доступного жилья эконом-класса и обеспечить жильем некоторые категории граждан. Чтобы решить поставленные государством задачи планируется увеличить объем строительства нового жилья в 2015 году до 90 млн. кв. метров (в 2010 году — 53 млн. кв.м.);

Предполагается, что уровень обеспеченности жилплощадью повысится в среднем до 24,2 кв. м на человека (2010 г. — 21,7 кв.м.).

Планируется в течение четырех лет улучшить жилищные условия 90 тысячам семей некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета и повысить индекс доступности приобретения жилья на 20 %.

Ямал как пример реализации программы обеспечения жильем молодых семей

Забота о молодой семья включает в себя политику Российского государства как в отношении семьи, так и молодежи. Социальная поддержка и защита этой категории населения является приоритетным направлением социальной политики государства и каждого региона в нем в отдельности.

В 2014 году Ямало-Ненецкий автономный округ был официально признан победителем конкурсного отбора на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы. Правительство ЯНАО и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подписали Соглашение о предоставлении в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджету округа на софинансирование расходных обязательств, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011–2015 годы».

Демографическая ситуация в регионах страны отличается друг от друга. Анализ отдельных субъектов показал, что регионы по-разному подходят к реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Большинство регионов строго придерживается установленным федеральным Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Однако ряд регионов дополнительно принимает свои формы государственной поддержки молодых семей, направленные на приобретение жилья или стимулирование индивидуального жилищного строительства.

На территории округа существуют две программы поддержки молодых семей: федеральная и окружная. «Нельзя сказать, что одна из программ лучше работает, — сказал 17 апреля 2013 года на пресс-конференции, посвященной теме обеспечения жильем молодых семей, заместитель директора департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Сергей Карасев. — Средства распределяются 50 на 50 процентов. Можно только подчеркнуть, что региональная программа принята в дополнение к федеральной. В федеральной программе нет такого направления, как выделение ресурсов на участие в долевом строительстве квартир и на приобретение жилья на первичном рынке. Вторая разница касается сугубо нашего окружного новшества по выделению 100 % субсидий для семей, имеющих 5 и более детей и для семей, где воспитывается ребенок-инвалид» [14].

Для того чтобы принять участие в этой программе, молодые семьи, в том числе молодые семьи, имеющие одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя, являющегося россиянином, и одного и более детей, должны соответствовать следующим условиям:

-        постоянно проживать на территории Ямала;

-        возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье) на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (не достиг 36 лет);

-        семья должна быть признана нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с действующим жилищным законодательством;

-        семья должна располагать доходами либо иными денежными средствами, достаточными для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» работает с 2004 года и по настоящее время. Значительные объемы бюджетных средств стали поводом к положительной динамике по уменьшению молодых семей — участников программы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 2011 году в списках молодых семей на Ямале состояло 4516 семей, из которых 2583 семьи получили государственную поддержку (57,2 % от общего количества очередников), в том числе 93 семьи с тремя и более детьми. К началу 2012 года общая численность молодых семей составила 2808 семей, из которых 1618 семей получили социальные выплаты (57,6 % от общего числа очередников), в том числе 64 семьи с тремя и более детьми. По состоянию на 1 января 2013 года в списках очередников состояли 1594 молодых семьи, 877 из которых смогли улучшить жилищные условия.

До конца 2014 года за счет средств всех источников финансирования планируется оказать поддержку 780 молодым семьям в ЯНАО, что должно составить порядка 45 % от общего количества очередников, состоящих в списке на участие в программе в текущем году. Со всеми муниципальными образованиями подписаны соглашения в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014–2020 годы». Сейчас в муниципалитетах проходит процедура выдачи свидетельств о праве на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья [14].

«Молодая семья» в Пуровском районе

Территория Пуровского района располагает жилым фондом в 887,3 тыс. кв. метров, который не вполне покрывает потребности населения в жилье. Существующий сегодня жилищный фонд был построен в период активного освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири. В большей степени он представляет собой временное (некапитальное) жилье с истекшим на сегодняшний день расчетным сроком эксплуатации. Согласно данным статистики, в общем объеме жилого фонда района 10 % относится к ветхому и аварийному жилью, требующему расселения. Следует учитывать наличие значительного числа помещений, приспособленных для проживания, — так называемых «балков». В этой связи возникла острая необходимость в строительстве жилья как за счет средств бюджета Пуровского района, так и индивидуального жилищного строительства.

Количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении своих жилищных условий на начало 2013 года, составило 2 570 семей. Только для обеспечения потребностей очередников города Тарко-Сале необходимо более 40 000 кв. метров жилья.

В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны обеспечить малоимущих граждан, проживающих в Пуровском районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Принятие программы обеспечит эффективное решение приоритетных социальных, экономических и других задач развития района в пределах установленных полномочий органов местного самоуправления.

В результате реализации программы планируется ввести в действие 66 540 кв. метров жилья и обеспечить 706 семей государственной поддержкой на улучшение своих жилищных условий. Основными критериями эффективности программы будут являться: площадь введенных в эксплуатацию квадратных метров жилья и количество семей, получивших государственную поддержку на улучшение своих жилищных условий, а так же ресурсное обеспечение данных количественных показателей.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики в муниципальном образовании Пуровский район. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки и такая помощь при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в районе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан в районе позволит сформировать экономически активный слой населения.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном и социальном секторах экономики района предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Курс на решение проблем

Само право молодых семей, как отдельной категории, на улучшение жилищных условий закреплено на федеральном уровне исключительно положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Анализ реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволяет сделать вывод об эффективности данных мероприятий. Ведь только по Пуровскому району за период с 2004 по 2012 годы улучшили свои жилищные условия 1174 молодые семьи.

22 июля 2014 года постановлением правительства ЯНАО утверждено распределение средств федерального бюджета 2014 года между муниципальными образованиями в Ямало-Ненецком автономном округе, участвующими в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы.

№ п/п

Муниципальное образование

Средства федерального бюджета (руб.)

1

г. Лабытнанги

2 110 838,18

2

г. Губкинский

2 638 547,72

3

г. Муравленко

12 546,51

4

г. Ноябрьск

8 707 207,48

5

г. Новый Уренгой

3 078 305,67

6

Пуровский район

2 550 596,13

7

Надымский район

4 937 853,59

8

Приуральский район

213 596,72

 

 

24 249 510,0

 

Однако глубокий анализ действующей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» позволяет сделать вывод, что в ходе реализации еще имеются вопросы, требующие совершенствования.

Для молодой бездетной семьи минимальная социальная выплата составляет 30 % расчетной (средней) стоимости жилья. При наличии несовершеннолетних детей сумма социальной выплаты возрастает до 35 %.

Существует весьма значительная разница между средней рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилья, применяемой для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств окружного бюджета и реальной рыночной ценой приобретаемого жилья. В 2014 году в Пуровском районе эта разница достигала порядка 50–70 тысяч за квадратный метр в зависимости от категории жилья.

По данным постановления правительства ЯНАО от 10 июня 2014 года № 449-п в Пуровском районе средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, применяемая для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств окружного бюджета составляла 52 тысячи рублей за квадратный метр.

На одну семью из трех человек по закону необходимо приобрести жилплощадь не менее 54 квадратных метров, то несложно подсчитать сумму личных вложений от молодой семьи, чтобы ее приобрести. Возьмем для расчета не максимальную (реальную стоимость жилья на рынке недвижимости), а среднюю по району: 54*52000=2808000. Вычтем из этой суммы 35 %, которые составят 982800. Получится, что молодой семье необходимо изыскать оставшиеся средства в сумме = 1825200 рублей. И это только официальная цифра, предназначенная для расчета социальных выплат. Если учитывать все же реальную стоимость жилья на рынке (даже минимальную), то не трудно подсчитать сумму кредита, который необходимо взять молодой семье в банке. Это составит примерно 3,5–4 миллиона рублей.

При произведении всех подсчетов, средняя ежемесячная оплата ипотечного кредита на 15 лет составит более 52 тысяч рублей (расчет произведен по средней ставке ипотечного кредита банков России и с учетом первоначального взноса в 10 %).

Если средняя цена жилья будет больше, то соответственно увеличится и ежемесячная выплата. Не каждой семье банк выдаст кредит на такую сумму и не каждая молодая семья способна совершать такой ежемесячный платеж.

Одна из основных проблем для молодой семьи — отсутствие первоначального капитала. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, им сложно оплатить первоначальный взнос при получении кредита [2]. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

 

Литература:

 

1.          Березовая А. Н. Социально-экономические аспекты решения жилищной проблемы молодых семей // Перспективные направления применения инновационных технологий в управлении: Межвуз. сб. науч. тр. по материалам IV Межвуз. науч.конф. молодых исследователей, г. Волгоград, 19 ноября 2013 г. / Под ред. д-ра социол. наук, проф. О. В. Байдаловой, ВГСПУ. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. — С. 32–36.

2.          Болотская С. В. Доступно ли жилье молодой семье? / С. В. Болотская // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2008. — № 4. С. 12–16.

3.          Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. — № 25. с. 903.

4.          Залкинд Л. О., Торопушина Е. Е. Жилищная политика в России: северное измерение. — Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2009. — 232 с.

5.          Крыгина А. М. Перспективы развития региональной социальной жилищной политики / А. М. Крыгина // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 4. С. 812–817.

6.          Лепихина А. Д. Значение и реализация программы «Молодая семья» в Российской Федерации / А. Д. Лепихина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2013. — № 6. — С. 113–117.

7.          Плотников А. Д. Молодая семья / А. Д. Плотников // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 3. С. 201–202.

8.          Пожилова И. В. Стратегические направления и тенденции развития жилищной политики российских регионов / И. В. Подилова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. — 2014. — № 1. — С. 24–29.

9.          Справочная информационная система «Консультант Плюс».

10.      Фадеева Н. Л. Особенности государственной политики в отношении молодой семьи: решение жилищных проблем на примере Республики Карелия / Н. Л. Фадеева // Ученые записки Петропавловского государственного университета. — 2012. — № 1. — С. 106–108.

11.      www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

12.      www.molodaja-simja.ru — сайт посвященный государственной программе «Молодая семья».

13.      www.puradm.ru — официальный сайт муниципального образования Пуровский район.

14.      www.yamal.org — официальный сайт информационного агентства «Север-Пресс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle