Библиографическое описание:

Чудакова А. О., Щелина С. О. Перспектива интерактивного метода «квест» в профессиональной подготовке студентов психолого-педагогического факультета // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 709-712.

Авторы статьи обращают внимание на педагогический потенциал интерактивного метода квест в профессиональной подготовке студентов направления «психолого-педагогическое образование» в рамках практики. В качестве примеров приводится краткий обзор действующих на психолого-педагогическом факультете квестов, рассматривается общая классификация квестов, критерии качества.

Ключевые слова: квест, классификация квестов, интерактивный метод, профессиональная подготовка.

The authors draw attention to the pedagogical potential of interactive method quest in the direction of vocational training of students' field of study “psychological and pedagogical education” within the practice. As an example, a brief overview on the existing psycho-pedagogical faculty quests, quests considered general classification, quality criteria.

Keywords:Quest, Quest classification, interactive training methods, vocational training.

 

Современное высшее образование предполагает компетентностный подход. Следовательно, значительную роль в становлении будущих профессионалов в вузе играет практика. Однако реалии таковы, что, выходя на производственную практику, студенты обязаны не только владеть теоретическими основами определённых дисциплин, но уже уметь достаточно эффективно применять их. К сожалению, формат аудиторных занятий (беседы, лекции, семинары, круглые столы, метод проектов) не всегда может обеспечить достаточный опыт для дальнейшей успешной работы, что неминуемо обращает внимание преподавателей-гуманитариев на такие интерактивные методы обучения и воспитания, как тренинг профессиональных умений, мастер-классы, верёвочный курс, квесты.

В качестве примера способностей, развитие которых возможно в русле интерактивного метода, приведём перечень компетенций установленных федеральным государственным стандартом для направления «психолого-педагогическое образование»: готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2) [4].

Как правило, при выходе студентов-третьекурсников на летнюю педагогическую практику в детских оздоровительных и пришкольных лагерях предполагается, что вышеназванные компетенции уже сформированы или, по крайней мере, намечены пути их развития. Общей целью летней педагогической практики является освоение и развитие компетенций будущих педагогов-психологов и социальных педагогов в области организации социально значимой деятельности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря и оказание им необходимой помощи в решении возрастных и личностно значимых задач и проблем.

Удачным опытом компетентностной подготовки к летней практике на базе психолого-педагогического факультета можно считать выезд студентов в инструктивно-методический лагерь. Практиканты в процессе совместной деятельности осваивают ряд методов, выступая не только в роли участников, но и организаторов мероприятий, среди которых: коллективно-творческое дело, мозговой штурм, творческие мастерские, тренинг профессиональных умений, верёвочный курс, квест. Технологию последнего рассмотрим подробнее как перспективную форму работы в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов и социальных педагогов.

К преимуществам квеста можно отнести его многозадачность как метода. Квест может объединять в себе элементы тренинга и творческого представления, дискуссии и сюжетно-ролевой игры, психодрамы и верёвочного курса. А, следовательно, выполнять ряд развивающих задач возложенных на вышеперечисленные методы активного обучения и воспитания. Подобное «жонглирование» технологиями, их трансформация, смешение и объединение позволяют создавать новые формы работы. Кроме того, большинство квестов уникально не только по форме, но и содержанию. Один и тот же сценарий, благодаря свободе действий игроков, спонтанности развития сюжета может привести к различным исходам. Важно, что данный метод, по сути, являясь игрой, достигает доступности преподаваемого материала, не за счёт его упрощения. Кроме того, квест популярен среди молодёжи. В настоящий момент на территории России и стран СНГ действует множество коммерческих квест-проектов: ночная игра «Схватка», сеть активных городских квестов «Encounter», «Клаустрофобия», «Выход» и т. д.

Конечно, нельзя в полной мере утверждать, что квест — это инновация в педагогике. Ещё с советских времён известна интеллектуально-физическая игра «12 записок», осуществляемая по упрощённой схеме квеста. Параллельно с распространением компьютерных технологий развивался жанр виртуальных игр «quest». Самые популярные из них: Ненси Дрю, Шерлок Холмс, Deponia, Syberia, Dreamfall: The Longest Journey и прочие. В отличие от большинства критикуемых за жестокость педагогами и родителями компьютерных игр за квестом закрепился ярлык «спокойной, интеллектуальной, не агрессивной игры».          Постепенно жанр игр «квест» переместился из виртуального мира в настоящий. Некоторые фанаты с удивлением отмечают нетипичное для современного общества явление: затухание интереса к компьютерным «квестам» и развитие сюжетно-ролевой игры как досуга «оффлайн».

Сокол И. Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний, умений, навыков [1]. Ввиду гибкости, спонтанности квеста в настоящий момент не существует единого определения и классификации данной технологии. В настоящей работе мы предлагаем следующее разделение квеста по видам, рассматривая квест как приключенческую игру-«головоломку», требующую от игрока решения ряда задач для успешного продвижения по сюжету. Основываясь на развитии сюжета выделяют линейные и нелинейные квесты. Повествование может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. В ролевом квесте сюжет может определяться исключительно самими участниками (в этом случае, игра приобретает спонтанный характер, роль организатора сводится к наблюдению и коррекции, чтобы игра «не потухла» и не вышла за рамки дозволенного). Так же сюжет может быть линейным, предоставляя игрокам лишь относительную свободу. Загадки и задания могут отличаться по своей специфике. Цели и задачи могут меняться.

По ролевой структуре игроки могут иметь индивидуальные роли или же решать задачи в команде без чёткого распределения ролей. В командном квесте («12 записок», «Активные выходные», «Форт-Баярд») перед группой игроков ставится общая основная цель — поиск определённого предмета. На территории игры расположены несколько персонажей. Каждый из них обладает своим характером, а так же предметом, который они готовы отдать по выполнении группой игроков задания или обменять на какую-то другую вещь. Ролевой квест не требует заранее подготовленных ведущих-героев, наоборот: вмешательство со стороны организаторов в ходе самой игры сводится к минимуму. Участники сами «создают» историю. Здесь каждый игрок исполняет определённую роль персонажа со своими мотивами, чертами характера, зачастую вначале неясными для остальных участников квеста. Целесообразно незадолго до распределения ролей провести с каждым игроком предварительную беседу или тест для выявления личностных качеств, заинтересованности участника, уровня активности и возможностей. Роль не обязательно должна идеально подходить игроку. Необходимо давать участникам попробовать себя в новом амплуа. Тем не менее, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого участника. Не следует неактивному человеку, интроверту, силком присуждать главную роль. Ему вполне подойдут второстепенные спокойные задания. В другом случае, роли могут распределяться путём жеребьёвки, что не требует предварительной диагностики. Роли могут быть розданы заранее, чтобы игроки могли подготовиться к квесту, выбрать костюмы, либо амплуа и реквизит будут ждать участников на начальном этапе непосредственно на месте проведения игры. Возможно введение «подставного игрока» для создания неожиданного поворота в истории.

По масштабности квест может проводиться, в одном помещении («расследование убийства», «мафия», «загадки маглов»), или же может предполагать перемещение по определённой территории, по городу («Городские Квесты»). При создании квеста организатор должен чётко осознавать, какими ресурсами и возможностями обладает.

По времени выделяют долговременные и кратковременные квесты. Время проведения варьируется от получаса до нескольких месяцев.

Квесты так же следует разделять исходя из категории участников и задач.

Квест имеет следующие требования к качеству организации:

-        замотивированность участников;

-        безопасность (о чём часто забывают молодые люди, экстремальность, в идеале, выражается в нелинейности сюжета, ограниченности во времени, необходимости действовать активно, быстро, решительно). В особых случаях, когда квест проводится действительно в экстремальных условиях (горах, заброшенных зданиях лесу, необходимы дополнительный контроль и компетентная подстраховка, а также специальная предварительная подготовка участников);

-        разнообразие заданий;

-        оригинальность;

-        спонтанность развития событий;

-        логичность;

-        целостность;

-        подчинённость поставленным дидактическим задачам.

Возвращаясь к педагогическому опыту психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ, следует отметить успешное овладение студентами технологии квест и неоднократное применение её на практике в лагерях ДОБО «Ласточка», ДОЛ «Восход», ДОЛ «Радуга», СОК «Камчия» (Варна, Болгария), а также в рамках проекта «Дворовая практика».

Перспективной формой воспитательной работы на факультете является онлайн-квест «У лета нет границ!». Базы производственной практики могут находиться на довольно отдалённом расстоянии, что стимулирует к использованию Интернет-технологий. Студентам каждую неделю высылается задание, являющееся «сквозным» для задач практики. Как правило, оно не создаёт дополнительной нагрузки для учащихся. Затем в установленные сроки студенты должны предоставить фото, видео или иной отчёт на интернет-странице «У лета нет границ!». Общая тематика заданий обычно определяется, исходя из государственной тематики года.

Онлайн-квест помогает не только мотивировать учащихся, но также позволяет преподавателю осуществлять удалённый контроль хода практики, а студентам делиться опытом друг с другом. Педагогическая практика, действительно, расширяет границы, так как, несмотря на общую направленность учреждений, принимающих в своих стенах студентов, их функционирование достаточно специфично в зависимости от территориального местоположения, педагогического состава, масштабов и финансирования.

В целом, как показывают исследования, использование в профессиональной подготовке и организации жизнедеятельности будущих педагогов, вожатых, воспитателей и других специалистов, ответственных за обеспечение успешной социализации детей, подростков и молодежи, активных форм освоения профессии в русле контекстного подхода [2; 3] позволяет максимально приблизить образовательный процесс к предстоящей деятельности и взаимодействию, целенаправленно влиять на развитие личности самих студентов, вооружать их доступными способами и технологиями воздействия на организацию социального опыта воспитанников.

 

Литература:

 

1.      Сокол І.М. Квест: метод чи технологія? ||Науково-методичний журнал «Комп'ютер у школі та сім'ї». 2014. № 2(114). С. 28–32.

2.      Щелина Т. Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства. //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 36. С. 102–109.

3.      Щелина Т. Т. Психолого-педагогические механизмы формирования и развития учебной группы студентов в процессе профессиональной социализации в вузе.// Педагогическая психология: теория и практика. Сборник материалов международного научного e-симпозиума. Россия, Москва, 27–31 августа 2013 г. / под ред. проф. Т. Т. Щелиной. — Электрон. текст. дан. (1 файл 1Мб). — Киров: МЦНИП, 2013. — С. 69–82.

4.      Стандарт ФГОС ВПО // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/ (Дата обращения 17.11. 2014 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle