Автор: Казакова Нина Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Казакова Н. В. Использование ролевых игр на лабораторных и практических занятиях // Молодой ученый. — 2015. — №12.1. — С. 32-33.

Бурное развитие персональных компьютеров (ПК), широкое применение их во всех сферах человеческой деятельности обуславливает необходимость максимального использования их в учебном процессе.

При проведении занятий по дисциплине "Техническое обеспечение информационных систем" (ТОИС) применяется один из методов активного обучения игрового моделирования и, в частности, деловая игра (ДИ).

Широкий спектр ДИ используется при проведении занятий на тему отработка документов, расчет стоимости эксплуатации и расчет вариантов замены комплектующих, повседневное обеспечение информационных систем и др., т.е. занятий, которые носят комплексный характер, что позволяет проверить умение студентов интегрировать знания, приобретенные по группе взаимосвязанных предметов профилирующего характера.

При создании имитационной модели игры используются как старые элементы: технологические карты, плакаты, пакеты служебных документов (формуляр ИС, аппаратные журналы, паспорта и т.д.), так и новые ПК, с применением которых значительно расширяется возможность создаваемой модели, повышается ее качество.

Применение ПК позволяет в течение занятия создать как стандартную ситуацию, так и экстремальную (выход техники из строя, действия состава специалистов в особых случаях работы ИС, получение сигнала "Неисправность" и т.д.), и проверить умение студентов находить выход из этих ситуаций. А у преподавателя появилась возможность выявить не только профессиональные знания и умения студентов, но и эмоционально-волевые возможности.

ДИ требует тщательной методической подготовки. Дидактический материал ДИ делится на две части: руководство для преподавателей и руководство для студентов.

Учебная группа разбивается на подгруппы по 3-6 человек. При этом студенты могут играть разные роли: от заместителя директора по ИТ организации до непосредственного работника организации. Каждая группа получает задания и пакет материалов (документов) по данному заданию (событию). Задачей студентов является моделирование этого события, исполнение роли участвующих в ней людей.

Успешность игры зависит от качества подготовки ее участников. Поэтому подготовка групп начинается заранее на групповых занятиях.

Важным элементом в игре является сценарии. Основой сценария является имитируемая ситуация, требующая участия в ее решении нескольких человек.

Ситуация описывается конкретными исходными данными. Для преподавателя разрабатывается документация управления игрой (вариант игры, содержание сценария, ответы на рассматриваемые и контрольные вопросы).

Использование ПК снимает большую часть подготовительной работы. Студентам остается только обратиться к заранее разработанным версиям игровых программ, распечатать необходимый материал и использовать его.

Применение ПК придало ДИ системный характер, повысило гибкость проводимых занятий, расширило доступность применения данных программ преподавателями на других видах занятий.

 

Литература:

1.      Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование. Журнал «Педагогика» №3, 2002, С.16.

2.      Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования. Журнал «Педагогика» № 1, 2002, С. 18.

3.      Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся. Журнал «Педагогика» №3, 2002, С. 8.

4.      Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. Журнал «Педагогика» № 2, 2003, С. 42.

Основные термины (генерируются автоматически): обеспечение информационных систем, проведении занятий, практических занятиях, умение студентов, Применение ПК, Дидактический материал ДИ, Широкий спектр ДИ, ДИ системный характер, практических занятиях иностранного, гибкость проводимых занятий, Бурное развитие персональных, расчет вариантов замены, расчет стоимости эксплуатации, Использование ролевых игр, необходимость максимального использования, тему отработка документов, случаях работы ИС, пакеты служебных документов, повседневное обеспечение информационных, Использование ПК.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос