Библиографическое описание:

Ханон З. Б. О новом подходе к подготовке специалистов в прикладных вузах // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 1-4.

В условиях резко меняющегося мира очень важно понять какие особенности и тенденции определяют сегодня функционирование и развитие системы высшего образования и, особенно, прикладного.

Главная определяющая особенность – это то, что мир вступил в период достаточно сложного и длительного полисистемного кризиса. Говоря о полисистемном кризисе, назовём хотя бы эскизно, какие системы находятся в кризисном состоянии.

Свою несостоятельность показала финансово-банковская система, оторвавшаяся от реальной экономики, действующая практически бесконтрольно, потерявшая национальные ориентиры. Очевиден кризис существующей системы мировой валюты. Роль мировой валюты выполняет США. Но одновременно доллар США является национальной валютой. В этих условиях эмиссия доллара США неконтролируема и не подотчетна мировому сообществу. Все активнее обсуждается идея формирования единой наднациональной валюты под эгидой ООН.

В целом XX век вызвал такие негативные явления как деградация почв, сведение лесов, утрата биоразнообразия, нехватка чистой воды, изменение состава приземной атмосферы и парниковый эффект (по мнению многих ученых, ведущий к климатическим катаклизмам). Стало ясно, что мир может оказаться перед экологической катастрофой.

В XX веке население земли выросло в 3,7 раза с 1,65 млрд. человек в 1900 г. до 6 с лишним миллиардов к концу века (и до 7 млрд. в 2012 г). В этот же период мировой валовой продукт вырос в 18 раз, потребление энергетических ресурсов в 15 раз, потребление пресной воды более чем в 10 раз. Вывод: хотя рост народонаселения был весьма значительным, важнейшие составляющие жизнеобеспечения выросли еще значительнее. Идет активное ускорение исчерпания ресурсной базы жизнедеятельности человечества. Как один из ответов - необходимость тотальной модернизации всего производственно-технологического комплекса. Кризисные явления и в этом комплексе очевидны. Необходимо отметить, что мировой суммарный рост потребления ресурсов, товаров и услуг шел, прежде всего, за счет так называемых развитых стран («золотого миллиарда»). Процесс социально-экономического расслоения приобретает катастрофический характер и остро ставит вопрос о необходимости быстрого изменения взаимоотношений между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. По существу, можно констатировать кризис существующего миропорядка. Если не будут найдены мирные механизмы и инструменты изменения сложившегося миропорядка, то не исключено наступление эры силового решения этих проблем.

Э. Хантингтон говорил, что такое решение может предстать в виде цивилизационных войн, Н. Моисеев не исключал начала сырьевых войн. Очевидно, что социум сегодня находится в кризисе, а то, о чем предупреждали ученые, к глубокому сожалению, становится реальностью. Да и помимо этих, уже идущих (по мнению многих аналитиков) войн, существуют и другие вызовы для землян: количество жителей планеты приближается к своему предельному значению (по разным оценкам от 9 до 10 млрд.). Причем растет население, прежде всего за счет беднейших стран.

Рассматривая переживаемый нами кризис как полисистемный, нельзя не остановиться на кризисе господствующей долгое время неолиберальной модели капитализма. В чем суть этой модели? Расширение индивидуальных свобод, ограничение государственного воздействия на хозяйственную деятельность, приватизация государственной собственности, полная либерализация торговли и цен, тотальная ориентация на рынок. То, что сегодня происходит, наглядно показывает, что модель эта оказалась дефектной. Наоборот, все яснее становится необходимость усиления роли государства и различных международных институтов в обеспечении нормальной жизнедеятельности человечества.

Без осознания и понимания особенностей мирового кризиса все принимаемые
меры будут иметь паллиативный характер и, возможно, даже приводить к ухудшению ситуации. В свое время в период великой депрессии Джон Мейнхард Кейнс писал: «Мы оказались в состоянии огромной неразберихи из-за того, что на ощупь пытались разобраться в том, как надо контролировать работу деликатной машины, сути которой мы не понимаем». Это утверждение приемлемо и в сегодняшней ситуации - мы только приближаемся к осознанию в какой новый мир мы вступаем и на какие вызовы этого нового мира нам придется отвечать. Но одно ясно - действующие, традиционные механизмы и инструменты современной экономики в условиях полисистемного кризиса не срабатывают.

Совершенно очевидно, что выход из мирового полисистемного кризиса потребует целого ряд масштабных решений, которые займут весьма длительный период - несколько десятилетий - и потребуют огромных усилий всего мирового сообщества. Речь идет о поиске оптимальной модели социально-экономической системы, о становлении новой валютной системы, о разработке и внедрении нового производственно-технологического комплекса, основанного на ресурсосбережении и щадящем воздействии на окружающую среду.

Естественно, что выход из мирового полисистемного кризиса потребует кардинальной перестройки мировой системы высшего образования как одной из базовых систем функционирования современного человечества. Ведь высшее образование по своей сути является движущей силой общества и отражает все позитивные и негативные последствия его развития.

Представляется необходимым в этой связи рассмотреть новые тенденции в сфере высшего образования, порожденные как процессом глобализации, так и особенностям современного полисистемного мирового кризиса.

Высшее образование все более становится массовым. Происходит динамичная диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию. Набирает силу тенденция интернационализации высшего образования.

Расширение масштабов высшего образования остро ставит проблему качества обучения и проблему финансирования растущих масштабов высшего образования. Быстрое устаревание приобретенных знаний ставит перед вузами задачу переноса акцента в подготовке специалистов с преимущественного освоения массированных объемов систематизированных знаний («книжных») на привитие культуры саморазвития, на инструменты непрерывного обучения.

Высшее образование испытывает все большее влияние профессиональных объединений, которые требуют от высшего образования ускорить вхождение учащихся и выпускников на рынок труда и улучшить их готовность к работе в профессиональной среде.

Завершая первую часть своей статьи, я хотел бы выделить те процессы, которые становятся или, точнее, должны стать доминирующими в развитии мира в период, называемый мной периодом мирового полисистемного кризиса, и изучение которых должно стать обязательным в системе высшего образования.

Экономизация (в условиях нарастающего дефицита природных ресурсов) - переход к ресурсосберегающим технологиям во всех сферах использования природных ресурсов.

Экологизация (в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды) - переход к природощадящим технологиям, к формированию систем природоохранных мероприятий.

Социализация – активное становление универсального социума на основе формирования (признания) системы общечеловеческих ценностей и международного законодательства.

Информатизация - рост возможностей быстрой передачи любых достижений в области экономизации, экологизации и социализации из одной точки мира в любую другую.

Инновативность - стремление и способности к разработке и внедрению прорывных нововведений, которые радикально отличаются от традиционных технологий и технических систем, формируя новую технологическую совокупность (среду).

Всё вышесказанное о системе высшего образования предъявляет новые требования к формированию профессиональных образовательных программ и требует нового подхода к подготовке специалистов в прикладных вузах.

На мой взгляд, один из главных ресурсов, определяющих успешность любого государства и общества, – это интеллектуальный потенциал населяющих её людей. И этот потенциал создаётся, или, как минимум, совершенствуется системой специального, в том числе высшего прикладного, образования. Но, как всякая система, она, нуждается в постоянном совершенствовании.

Конечная цель любого прикладного высшего учебного заведения – подготовить специалиста (неважно как он называется – бакалавр или дипломированный специалист), который в стенах ВУЗа наделяется определенными компетенциями через обучение и прохождение общепрофессиональных и специализированных модулей (этим термином принято именовать тематическое объединение близких учебных дисциплин и соответствующих учебных практик). При этом сегодня относительно готовый «образовательный продукт», то есть специалист с дипломом вуза, поступает на рынок труда только через 3-4 года. «Относительно готовый» потому, что выпускник оснащен в основном «книжными», теоретическими знаниями, реальных особенностей рынка труда не знает, рынком труда не испытан. Поэтому работодатель, как правило, заявляет: «Молодой специалист мне не нужен. Мне нужен человек с опытом работы. С опытом работы в нужной мне сфере, опытом работы с людьми».

Жизненные реалии убеждают, что подобная схема подготовки специалистов устарела. Наиболее «продвинутые» страны, в первую очередь США и «Юго-Восточные тигры»: Южная Корея, Малайзия, Сингапур, всё активнее используют при организации системы высшего образования принципиально иной подход.

Цель остаётся прежней: оснащенность выпускника теоретическими знаниями и умениями (в нынешней терминологии – компетенциями). Но путь к ней иной, да и сам объём конечных компетенций существенно больший. Прежде всего, засчёт промежуточного приобретения рабочей специальности и управленческой квалификации. Такой подход предполагает «блочно-модульную» схему подготовки специалиста. Причем каждый блок – это этап подготовки специалиста. Этап, результатом которого является не просто освоение определённых компетенций, но освоение такого набора компетенций, который позволяет выйти с ними на рынок труда уже в период учёбы.

Следует выделить несколько основных моментов, которые делают такой подход более выгодным – как для студентов, так и для работодателей, да и для всей экономической системы государства.

Покажем особенности такого подхода на примере подготовки специалиста в области управления и экономики.

Первый этап. Знакомство с основами современного производства, строительства, сферы туризма и услуг (технологическими и организационными), особенностями деятельности в сфере выбранной специализации; выбор желательной рабочей специальности в рамках специализации; приобретение определённой квалификации, практика на рабочих местах. Практический итог этапа – квалификационное свидетельство о приобретении рабочей специальности и возможность выхода с ним на рынок труда.

Второй этап. Освоение микроэкономики и систем управления (менеджмента) на уровне предприятия; знание психологии производственных отношений, систем оплаты труда и стимулирования работников, трудового законодательства, особенностей формирования небольших рабочих коллективов; воспитание лидерских качеств; стажировка в качестве помощника бригадира, мастера, начальника участка.

Практический итог этапа – сертификат менеджера среднего звена в сфере специализации и возможность выхода с ним и ранее полученным квалификационным свидетельством на рынок труда.

Третий этап – освоение общеэкономических законов (макроэкономики) и теории управления, основ и методов творческой работы (ТРИЗ), методов обоснования эффективности различных производственных мероприятий и процессов, принципов и методов формирования бизнес-планов и разработки проектов, путей и направлений ресурсо- и энергосбережения, стратегии перехода предприятий на инновационный путь развития.

Практический итог этапа – сертификат, подтверждающий умение разрабатывать бизнес -планы, обосновывать эффективность различных мероприятий и проектов, общеэкономическая и общеуправленческая профессиональная подготовленность. Возможность выхода на рынок труда в качестве управленца или экономиста, имеющего как общепрофессиональную, так и специализированную подготовку, подтверждённую соответствующими документами (сертификатами).

Четвертый этап, завершающий подготовку специалиста – освоение социальных и культурных компетенций, умений самопрезентации и презентации своих разработок, профессиональное обследование и исследование реальных объектов сферы специализации, разработка оперативных и стратегических планов развития предприятия, обоснование темы выпускной квалификационной (дипломной) работы и её выполнение.

Практический итог этапа – диплом о прикладном высшем образовании в качестве профессионального менеджера или экономиста, с указанием конкретной области специализации. Хорошее знание среды будущей работы, требований рынка труда, производственный опыт, готовность к продолжению профессиональной учебы на магистерском уровне.

Что даёт, какой положительный эффект от такого нового подхода к подготовке специалистов в прикладных высших учебных заведениях?

За период учебы студент уже до выпуска трижды готов к выходу на рынок труда (и реально выходит), т.е. вместо одного «образовательного продукта» мы имеем четыре. Кроме того, выпускник существенно лучше оснащен практически, он реально знает и испытан и сферой специализации, и рынком труда. При этом все учебные модули остаются, но меняется последовательность их освоения – они привязываются к этапам (т.е. формируется блок модулей, соответствующих определенному этапу). И едва ли не самое главное – существенно усиливаются «привязки» к реальному производству, к сфере услуг, ибо каждый этап – это совместная работа ВУЗа и каких-либо предприятий.

Переход на «блочно-модульную» систему подготовки специалистов открывает новые возможности для более эффективного использования интеллектуального потенциала нации, и что важно, без каких бы то ни было значительных дополнительных материальных и финансовых затрат. И даже напротив – он ведёт к их экономии, в том числе – для самих обучающихся, за счет более интенсивного использования денежных и организационных ресурсов.

Вместе с тем, переход на «блочно-модульную» систему подготовки специалистов потребует достаточно серьёзной организационной работы вузов, прежде всего направленной на создание системы реального сотрудничества вузов с предприятиями и определённой методологической и профессиональной перестройки профессорско-преподавательского состава.

В завершении хотел бы привести интересную и наводящую на серьёзные размышления информацию. В лучших Российских императорских учебных заведениях примерно по такой, по существу, блочно-модульной системе, готовили горных инженеров, инженеров путейцев, инженеров технологов. И эти инженеры входили в число лучших мировых специалистов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle