Библиографическое описание:

Трифонова Т. В., Живайкина Д. С. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 26-28.

Реформирование бухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в России, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.

Так, в условиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, которая была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов). Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.[2]

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283, была разработана в связи с тем, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи реформы заключаются в следующем:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.[3]

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, – КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards – IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития национальной системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.[7]

Одним из итогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляется переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов РФ, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование бухгалтерского финансового учета.

Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии предполагает усиление роли профессиональных организаций и прежде всего Института профессиональных бухгалтеров России. Следует отметить, что уже сегодня все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются его специалистами. На 2014 год действительны 24 Положения (стандарта) по бухгалтерскому учету, которые определяют содержание и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; требования к учетной политике; состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности и т.д.

 Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440 Плана Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество.[4]

Огромную роль в истории России играет принятый 06 декабря 2011 года Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ, который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: а) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета; б) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; в) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет; г) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.[1]

Переход на МСФО, обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний (управленческий) и внешний (финансовый) учёт. Следует отметить, что применительно к современной российской специфике, частью учетного информационного пространства, которая консолидирует финансовый и управленческий учет в единую систему обеспечения эффективного процесса управления, является стратегический учет. Вследствие интегрированности стратегический учет обеспечивает комплексный подход к выявлению и решению проблем, встающих перед предприятием. [5, с.207]

Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений, риски инвестирования будут снижены.

Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. Российские Положения по бухгалтерскому учету (РПБУ) обогатилось рядом новых понятий, почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым главным достижением является то, что все большее число компаний стало само переходить на применение МСФО.

 

Литература:

1.      Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 402-ФЗ: принят ГД ФС РФ 06.12.2011 г.

2. Российская Федерация. Приказ. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России [Текст]: одобрена Метод. советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ 29.12.1997 г.

3. Российская Федерация. Приказ. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу [Текст]: № 180: одобрена Минфином РФ 01.07.2004 г.

4.      Российская Федерация. Приказ. План Минфина РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе МСФО [Электронный ресурс] : № 440: утв. Минфином РФ от 30.11.2011 г.

5.      Насакина Л.А. Концепция формирования учетно-аналитических систем в современных условиях [Текст] // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – Тольятти, 2013. - № 6. - С. 206-211.

6.      Хахонова Н.Н. Актуальные проблемы реформирования российского бухгалтерского учета [Электронный ресурс] / Н.Н. Хохлова // Фундаментальные исследования, 2012.- № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle