Библиографическое описание:

Халилова Г. А. Текстообразующая функция словообразовательных гнезд в юридической терминологии в английском языке // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 810-813.

Одним из возможных направлений в изучении системности словообразования является исследование словообразовательных гнезд. В настоящее время лингвистическая литература располагает множеством работ, посвященных проблематике словообразовательных гнезд в английском и других языках [1]. В этих работах в основном рассматриваются структурные и семантические аспекты словообразовательного гнезда слов, изучаются вариативность структуры и семантика развития гнезда.

Что касается изучения словообразовательных гнезд терминологических систем, то оно недостаточно исследовано.

Юридическая терминологическая система относится к одному из наиболее интенсивно развивающихся пластов, и поэтому ее изучение представляет большой интерес. Недостаточно рассмотрены различные специфические особенности словообразовательных гнезд в юридической терминологии.

Словообразовательное гнездо может служить объектом для изучения общей характеристики словообразовательных возможностей терминологической лексики.

Круг вопросов, относящихся к проблеме текстообразующей функции словообразовательных гнезд, не является новым в лингвистической литературе [2]. Однако до сих пор эти вопросы рассматривались только на материале общелитературной лексики. В связи с интенсивным развитием науки и терминологии в настоящее время изучение терминологической лексики с разных точек зрения (в частности, в плане текстообразующей функции юридической терминологии) может считаться своевременным.

В лингвистической литературе также имеется множество работ, посвященных юридическим терминам [3].

Диссертация Э. Т. Дерди «Словообразовательные и структурно-семантические характеристики английских юридических терминов» посвящена исследованию специальной лексики юриспруденции. Исследования дает возможность получить целостную картину инвентаря правовой терминосистемы на современном этапе развития английского языка и решить общетеоретические вопросы, касающиеся процессов возникновения, развития и функционирования научных терминов права, единиц первичной и вторичной номинации.

В рамках текстоцентрического подхода выполнен ряд работ, посвященных изучению текстообразующей роли отдельных слов, ФЕ, синтаксических конструкций и стилистических приемов. Следует отметить, что роль словообразовательных средств в создании и организации текста на материале английского языка исследована недостаточно. Более успешно этот вопрос рассматривается на материале немецкого языка.

Большинство исследователей поддерживает подход к рассмотрению роли текстообразующей функции словообразовательных единиц в создании тематической связности текста.

М. Д. Степанова и В.Фляйшер [4] отмечают, что словообразовательные структуры, характеризующиеся повторяемостью лексических основ в их структуре, своей соотнесенностью с синтаксическими конструкциями играют важную роль в тексте. Определяя функции словообразовательных структур в микротексте художественного текста, они подчеркивают, что словообразовательная структура, наряду с текстообразующей функцией, выполняет, прежде всего, стилистическую роль.

В ряде исследований, выполненных на материале английского языка, также исследуется текстообразующая роль производных слов, функционирующих в тексте. Т. В. Андрюхина [5] рассматривает стилистический аспект использования сложных слов в художественном тексте и их роль в создании связности в условиях повтора.

Особенности функционирования языкового элемента, проявление его свойства «текстуальной перспективы» могут быть рассмотрены относительно тех или иных признаков текста, в частности, его категории. Этим объясняется разнообразие интерпретации понятия текстообразующей функции.

На основании изучения работ, посвященных выявлению текстообразующей функции как отдельных языковых единиц, так и стилистических приемов, можно выделить два подхода к ее определению. В первом случае, исходя из того, что «ключ к пониманию механизма текстообразования кроется в раскрытии реализуемых в тексте видов и средств межфразовых связей и их взаимодействия», текстообразующая функция интерпретируется большинством исследователей как связующая [6]. При втором, более широком подходе, текстообразующая функция рассматривает роль языковых единиц в создании категорий текста [7].

В данной работе словообразовательное гнездо понимается нами как множество однокорневых слов, связанных структурно- семантическими отношениями производности в синхронной словообразовательной системе юридической терминологии в английском языке.

Нормы речевого поведения отличаются значительным национальным своеобразием, что обусловлено историческими, социальными и культурными особенностями народов, говорящих на данном языке.

Проблема однокорневых производных в современной лингвистике изучалась в различных направлениях, в таких, как статус однокорневых производных с совпадающими лексико-семантическими структурами, функционирование их в языке, развитие лексико-семантических структур однокорневых образований и т. д.

Естественно, что как единое целое словообразовательное гнездо, объединяющее однокоренные единицы, существует лишь в системе языка, реализующегося в текстах.

Если одно и то же слово и его производные встречаются в тексте много раз, то это слово является номинатором темы в тексте.

Проблема сегментации текста, его членение всё больше привлекает внимание ученых.

Однокорневые слова передают основную информацию по теме. В связи с этим особый интерес представляет собой изучение поведения юридических терминов в разных тематических текстах разносистемных языков, например, в английском языке. Для сегментации текста на разные подтексты используются сцепления членов словообразовательного гнезда, Если члены одного словообразовательного гнезда кончаются и начинается новое словообразовательное гнездо, то можно заметить, что появляется другая подтема. Так, например, З. В. Руслакова [8] рассматривает корневой повтор в синтаксических конструкциях современного английского языка. Она приводит дескрипторный анализ рассказа У. Сарояна «Мечта» (The Dream) и выделяет следующее тематические дескрипторы.

1.      разлад мечты и действительности (dream, dreamed);

2.      некрасивая внешность героини (She was a plain girl, even then but not the plainest in the world, the worst thing which was not part of the plainness which in fact, just kept her from being a plain bеauty...).

На материале словообразовательных гнезд общелитературных слов можно также выделить следующие подтексты:

Stupidity used to be the ground base of insult; the book of proverbs devotes itself liberally to insulting the «fool» and defining the various forms of foolishness...stupidity has even taken on spесial positive value in our day: a part from its value as a preliminery stage of what is often caaled «sincerity», there are jargons in which it is elitist to be anything but stupid.

Другой пример. Pam was a beautiful girl and her beauty was valuebe commudity that permitted her to do and say as she pleased, her beauty was a passport to freedom it was better then money, not that beautiful women were the luckist people in the world. Everything came to them. Beautifulness helps them to achieve everything in the world.

Taboos have no meaning for her.No morals whatever I do not mean she is exactly immoral- she is not amoral is the word, I believe.

Анализ материала показал, во-первых, что 1 и 2 степени гнезда чаще используются в текстообразующей функции словообразовательного гнезда, а другие степени гнезда употребляются в меньшей степени. Например, dream-dreamed; plain-plainest; stupid-stupidity; insult-insulting; fool-foolishness; buauty- buatiful; moral-immoral.

Во-вторых, производныеслова, образованные с суффиксами-ed, -ing, -ful, -est, -ity, -ishness-ulness, оказались наиболее активными в текстообразующей функции однокорневых слов. В-третьих, в нашем материале производные слова, относящиеся к существительным (например, fool, beauty, dream, plain, stupid, moral), глаголам (dreamed, insulting) прилагательным (beautiful, plainness), выполняют в текстах текстообразующую функцию.

Исследование текстообразующей функции словообразовательного гнезда юридической терминологии показало своеобразие его реализации в текстах. Например:

The man suspected in several armed robberies, including holdups at 3 banks, in the last few weeks may have robbed the Arbor Drug store at 3090 Carpenter Road Monday evening. F man matching that description made off with an undisclosed amount of cash from a bank in Ypsilanti Township Thursday and is a possible suspect in the robbery of the National City Bank in Pittsfield Township bank on Aug.6 and the Great Lakes National Bank in Ann Arbor Aug.9 Greg Stejskal, the agent in charge of the Ann Arbor office of the FBJ, said this morning that it is unusial for a suspect to rob both businesses and banks3.

In the US the judiciary is devided into the federal and state judiciary. Jurisdicnion of particular courts or judges is determined by either the national or state constitutions ог laws.

One more thing I am going to tell you concerns the problem which faces our society now. I mean the problem of violence. The latest statistical data says that violent crime is rising constantly in this country....

It was a very strange murder trail.I have never attended such a strange trail. They named in the Northwood murder in the headlines, because the house, where the old woman was found battered to death at 2 о clock in the morning,was in Northwood Street. The murderer was found immediately: and now no one present at the trail believed that the man in the dock had any chance of being acquitter.

Анализ материала показал, что в первом случае 1 и 2 степени словообразовательного гнезда чаще выполняют текстообразующую функцию, а другие степени словообразовательного гнезда употребляются в меньшей степени, например, rob-robbery; murder-murderer; judge-judiciary. Во втором случае производные, образованные с суффиксами -ed, -ег, -егу, -се, оказались наиболее активными в текстообразуюшей функции. И в третьем случае в нашем материале производные однокорневые слова выполняют текстообразующую функцию (имеются в виду cлова, относящиеся к существительным: robbery, murderer, violence, judge, jurisdiction).

Изучение текстообразующей функции словообразовательных гнезд в юридической терминологии оказывает большую помощь для усвоения содержания текстов. Если читатели будут знать значение повторяющихся в микротекстах слов из словообразовательных гнезд, им будет легко улавливать основное содержание текста.

 

Литература:

 

1.         Шишкина А. С. Система отыменных гнезд современного английского языка: Афтореф. дисс….филол.наук.-М.,1979,c 204. и т. д.

2.         Мошиашвили С. А. Текстообразующая функции фразиологической конфигурации в СФЕ: Автореф.дисс … канд филол.наук.-Тбилиси,1982.23 c

3.         Cтепанова М. Д., Фляйшер.В. Теоритические основы словообразования в немецком языке: Учеб. пособ. филол. фак.- М., Высшая школа.1984.-264.

4.         Андрюхина.Т. В. Стилистические возможности сложного слова и способы их реализации в тексте: Дисс…канд.филол.наук.-М.,1987,229 c.

5.         Дерди.Э. Т. Словообразовательные и структурно- семантические характеристики английских юридических терминов. Афтореф. дисс….канд.филол.наук.-Киев.1983.с 206

6.         Сахнюк О. В. Семантико-функциональные связи слов общего словообразовательного гнезда в текст: Автореф. дисс…канд.филол.наук.-Киев.1984.с24.

7.         Клеменцова.Н. Н. Создание, восприятие и использование производного слова в тексте: Дисс…канд.филол.наук.-М.,1986.c 220

8.         Руслаков З. В. Корневой повтор как текстообразующий фактор.-Пятигорск. ПЯПИ.1981.С 150

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle