Библиографическое описание:

Митичева Т. И., Митичева Е. В. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 201-204.

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная коррекционно-развивающая программа оказывает эффективное влияние на воспитанность учащихся, что говорит о необходимости психолого-педагогического сопровождения в воспитательной работе со старшеклассниками.

Ключевые слова: воспитанность, воспитание, воспитательная работа, старшеклассники, коммуникативность, сфера интересов

Abstract. The article deals with the problem of psycho-pedagogical support of the educational work with high school students at the present stage of development of education. During the proposed experimental studies proved that specially designed correctional program has an effective impact on the training of students, which speaks to the need for psychological and pedagogical support in educational work with pupils.

Keywords: education, educational work, over-graders, communication, area of interest.

 

Происходящие сейчас экономические изменения в обществе оказывают очень серьезное влияние на формирование личности человека, ее воспитанности. Современное воспитание учащихся в школе осложнено такими негативными воздействиями в обществе, как экономическая и социальная нестабильность, обострение политической ситуации в стране,  криминализация жизни в обществе, снижение уровня воспитательного воздействия в семьях, падение нравственности и духовных ценностей. В концепции модернизации Российского образования указано, что необходимо кардинально пересмотреть подходы в системе образования, так как оно должно сводиться не только к передаче новых знаний, умений и навыков, но и быть направлено на формирование таких качеств личности учащегося, как формирование новых ценностных ориентаций, социально активной личности, способной творчески подходить к решению поставленной задачи, и готовой обучаться в течение жизни. Поэтому, национальная образовательная программа «Наша новая школа» ставит первостепенную задачу в повышении не только успеваемости, но и уровня воспитанности учащихся образовательных учреждений.

Одной из актуальных проблем современной школы остаётся проблема необходимости осуществления психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы с учащимися старших классов, которая привлекает к себе внимание не только педагогов, но и психологов. Именно решению этой проблемы и было посвящено наше экспериментальное исследование.

Автором в данной статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления условий эффективного психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса учащихся старших классов. Исходя из поставленной цели, нами были намечены задачи исследования, которые мы и постарались решить.

Для решения первой задачи, мы раскрыли сущность проблемы воспитания в современной психолого-педагогической литературе, где данная проблема изучалась известными учеными с разных точек зрения. Так, изучением психологических основ данной проблемы занимались Л.С. Выготский, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, В.С. Мухина (работы в области педагогики и психологии подросткового возраста); Л.И. Божович, М.П. Нечаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Степанов, К.Д. Ушинский (исследования по проблеме работы над совершенствованием уровня воспитанности личности); И.В. Дубровина, И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Таланов (труды в области профессиональной деятельности педагога-психолога).

Нами были рассмотрены теоретические подходы к изучению проблемы воспитанности старшеклассников. Такие ученые, как О.С. Богданова, Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, в своих исследованиях выделяют критерии нравственной воспитанности школьников, а З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, М.Г. Казакина выявили возможные уровни нравственной воспитанности школьника. Апробацией методов изучения и диагностики нравственной воспитанности школьника занимались Б.П. Битинас, А.В. Веденов, Д.М. Гришин, Я.Л. Коломинской, А.И. Кочетов, В.С. Ханчин и др.

Изучение литературы показало, что обозначенные основные подходы к изучению воспитанности позволяют своевременно выявить проблемные элементы воспитательного процесса и учитывать их в дальнейшем планировании, координировать деятельность всех субъектов образовательного процесса, совершенствовать технологию информационно-аналитической деятельности и механизма мониторинговых исследований [4, с. 19].

Для решения второй задачи, нами были рассмотрены особенности личности современного школьника в контексте модернизации образования и уровень их воспитанности. Изучение воспитанности старшеклассников осуществлялось нами с учетом их возрастных особенностей [3, с. 9].

Для реализации третьей задачи, нами был подготовлен и проведен эксперимент. Наше экспериментальное исследование было проведено на базе одного из образовательных учреждений г. Арзамаса среди учащихся 9 классов. В исследовании приняли участие 43 учащихся: 21 человек – 9 «А» класс (12 девочек, 9 мальчиков), 22 человека – 9 «Б» класс (14 девочек, 8 мальчиков). Возрастной состав учащихся составил 14-15 лет. В данных классах отмечается средний уровень успеваемости, где в основном преобладают оценки – удовлетворительно и хорошо. Отмечается основная склонность к предметам гуманитарного цикла. К участию в общественной жизни и общешкольным мероприятиям наблюдается также средний уровень интереса. В классах есть лидеры, являющиеся старостами классов. По своей характеристике классы достаточно дружные, однако в каждом из них присутствуют школьники, имеющие определенные отклонения в поведении.

Выбор данных групп учащихся для проведения нашего эксперимента не случаен. Мониторинговое обследование по проблемам воспитанности ведется в классах с 1 класса и по настоящее время. Для реализации задач исследования были выбраны контрольная (9 «А» класс) и экспериментальная группы учащихся (9 «Б» класс).

На первом этапе эксперимента в данных классах проводилась первичная диагностика изучения уровня воспитанности по следующим методикам: «Сфера интересов», определяющая систему ценностей; «Самоанализ личности», определяющая показатель уровня коммуникативности; «Я – лидер», определяющая показатель операциональных умений (М.П. Нечаев) [1, с.38]. Данные методики соответствуют возрасту учащихся, удобны в обработке и позволяют получить наиболее полную информацию.

Учащиеся к выполнению предлагаемых методик отнеслись положительно. С интересом заполняли предложенные бланки, отвечали на вопросы. Все ребята справились с заданием в отведенное время, трудностей во время выполнения у них не возникло.

В результате проведения диагностики нами были получены следующие результаты в контрольной и экспериментальной группах.

По показателю «Система ценностей» методики «Сфера интересов», в контрольной группе наиболее высокий уровень интереса участники группы проявляют к деятельности, связанной с общением и увлечением, средний уровень – интерес к активным видам деятельности [2, с.14]. В экспериментальной же группе высокий интерес участники группы проявляют к деятельности, связанной с развлечениями. Интерес к активным видам деятельности так же, как и в контрольной группе – средний.

По показателю «Уровень коммуникативности» в контрольной и экспериментальной группах – достаточный уровень. Самые высокие показатели по настойчивости и самообладанию, большое внимание подростками уделяется ответственности перед коллективом и взаимопомощи. Выражено стремление к общению, что подтверждает верность предыдущего показателя.

Показатель «Операциональных умений» в контрольной и экспериментальной группах – достаточный. Самые высокие значения определились по следующим показателям: влияние на окружающих, и наличие творческого подхода. Наиболее низкие значения представлены в сфере организаторских знаний и умений.

По совокупности этих показателей мы пришли к выводу, что в контрольной (60%) и экспериментальной (53 %) группах результаты схожие, там выявлен достаточный уровень воспитанности учащихся. Однако, необходимо отметить, что целесообразно проводить работу по повышению уровня воспитанности и в дальнейшем. И этому будет способствовать предложенная и проведенная нами коррекционно-развивающая программа с учащимися экспериментальной группы.

После проведения программы, нами была проведена повторная диагностика по выше перечисленным методикам в контрольной и экспериментальной группах, а полученные результаты были проанализированы с результатами первичной диагностики.  Задачей повторной диагностики – выявить влияние используемой программы на уровень воспитанности подростков, участвующих в проведении эксперимента. Процедура исследования ничем не отличалась от первоначальной.

Если проанализировать результаты диагностики в контрольной группе по всем показателям, то можно сделать вывод, что эти показатели изменились очень незначительно. В экспериментальной же группе все показатели увеличились.

Так, по показателю «Система ценностей» в контрольной группе наиболее высокий интерес участники группы проявляют к деятельности, связанной с общением и развлечением. Эти показатели практически не отличаются от первоначальных данных. Интерес к активным видам деятельности в отличие от первоначальных данных немного увеличится. Данный рост показателей произошел в результате интереса к спортивной деятельности (Кристина К.), живописи и лепке (Максим В.), туристическим походам (Алена З.). В экспериментальной группе данному показателю произошли существенные изменения. Практически у всех учащихся наблюдается достаточно развита сфера интересов. Возросли показатели интереса к трудоемким, активным видам деятельности. Показатели сферы деятельности, связанные с общением также увеличились. Показатели деятельности, направленной на развлечения не изменились, хотя возрос интерес к чтению художественной литературы у Кати В., Наташи Г. Большое внимание общению с друзьями уделяют Алина М., Маша Н., Таня Ш. это дало стопроцентный показатель по данной сфере интересов. В общении с учителями стали более активны Кристина Т., Света Б. К природе большой интерес проявляют Лена М. и Надя Г. Интерес к спортивной деятельности выявлен у Антона К., который до этого эксперимента не занимался физической культурой, так как стеснялся своего веса. С большим желанием занимаются творчеством Наташа Г., Катя В., Ксюша Б., Маша Г., Ксюша Т., Света Б., выявлен повышенный интерес к экскурсиям, краеведению, походам у Алины М., Ксюши Б., Маши Н.

Данные по показателю «Уровень коммуникативности» в контрольной группе остались неизменными в сравнении с первичной диагностикой. Выросло стремление к сотрудничеству (коллективизму), увеличились показатели настойчивости и самообладания, которые являлись самыми высокими первоначально и не потеряли своих позиций. На неизменном уровне остались показатели стремления к общению, ответственности и взаимопомощи. Так же выявлено, что у Миши Г. увеличилось стремление к общению, а у Тани Г. изменились показатели по настойчивости и самообладанию. В экспериментальной группе изменились показатели по всем направлениям.

Абсолютно у всех участников выявлен достаточный интерес и стремление к общению. В стремление к сотрудничеству и коллективизму средние показатели остались у Маши Г., Саши Ч., Тани Ш., но по сравнению с результатами первичной диагностики они возросли, так как у этих  ребят данный показатель находился на низком уровне. Особенно радует успех Саши Ч., так как подросток достаточно замкнут, но в результате реализации программы он начал раскрывать в себе все новые и новые возможности. Стремиться общаться и с мальчиками и с девочками. Показатель ответственности перед коллективом вырос на 20 %, что говорит о стремлении ребят укреплять свои позиции в коллективе, продуктивно общаться. Значение показателя чуткости и взаимопомощи выросли на 33 %, кроме Алины М. у всех подростков выявлен достаточный уровень по этому показателю. В настойчивости и самообладании рост показателя оказался 13 %, что говорит об умении учащихся находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения.

Данные по показателю «Операциональных умений» в контрольной группе изменились незначительно. Самые высокие значения остались по показателям: влияние на окружающих, наличие творческого подхода и «осознание цели». Наиболее низкие значения представлены по-прежнему в сфере организаторских знаний и умений. В процессе исследования установлено, что у Насти П. вырос показатель по осознанию цели, Сережа Ш. изменил свое мнение о знании правил организаторской работы, а Оля К. повысила свой уровень в решении проблем. У участников экспериментальной группы не выявлено ни одного низкого показателя. Самым высоким является значение «осознания цели», оно отличается от первоначального значения на 26 %. В данном направлении изменили свое мнение Антон К., Маша Г., Маша Н., Света Б. Это говорит о росте уровня сознательности подростков в результате проведенной работы. Значение показателя «умение управлять собой» изменилось на 26 %, свое мнение по данному вопросу изменили Ксюша Т., Кристина Т., Наташа Г., Саша Ч. Сами участники эксперимента говорят о том, что они стали более сдержанными, им все чаще удается контролировать свои поступки, реже прибегать к грубости в отношении сверстников и учителей.

Так же нами было установлено, что вырос уровень оценки подростками своего влияния на окружающих. К такому мнению пришли: Алина М., Наташа Г., Таня Ш.  Учащиеся, анализируя свою деятельность в рамках эксперимента, пришли к выводу, что им удается объединить вокруг себя членов своего класса или компании во дворе, занять всех каким-либо делом. Возрос интерес подростков к творческой деятельности, практически у всей группы зафиксирован рост показателей по данному направлению. Выявлено, что у учащихся стали более развитыми организаторские способности и умение работать с группой.

Совокупность выявленных показателей дает возможность сделать вывод о высоком уровне воспитанности подростков, входивших в экспериментальную группу.  В результате повторной диагностики подростков экспериментальной группы зафиксирован рост воспитанности на 40 %, что составило 93%. Практически у учащихся всей группы, кроме Кати В., зафиксированы достаточные показатели. В контрольной же группе уровень воспитанности составил 76 %.

Таким образом, проведенная нами коррекционно-развивающая программа помогла подросткам экспериментальной группы развить в себе коммуникативные качества, операциональные умения, расширить сферу своих интересов и как следствие повысить уровень собственной воспитанности. Можно сделать вывод, что предложенная нами программа способствует более эффективному обеспечению психолого-педагогического сопровождения учащихся старших классов.  Но для того, чтобы подростки стали более успешными в своем развитии, с ними должна проводиться воспитательная работа постоянно и системно, совместно с педагогами, родителями и специалистами образовательных учреждений.

 

Литература:

1.             Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Степановой Е.Н. – М.: Т.Ц. «Сфера», 2005. – 128с. – С. 38.

2.             Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребёнка, как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва – Тула [Б. и.], 2006. – 159 с.  – С.14.

3.             Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно-методическое пособие. – М.: Перспектива, 2006 г. – 60 с. – С. 9.

4.             Степанов П.В., Григорьева Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М. Лизинского. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 83с. – С. 19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle