Библиографическое описание:

Митичева Т. И., Щеулова Е. А. Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 123-125.

В статье исследуется проблема возможностей психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии учебной мотивации в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что разработанная программа по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы эффективна.

Ключевые слова:учебная мотивация, младшие школьники, развитие учащихся, развитие мотивации, сельская школа.

Abstract. This article is devoted to the problem of the possibility of psycho-pedagogical in developing the academic motivation under the conditions of a village primary school. According to the results of experiments the worked-out program of developing the academic motivation under the conditions of a village primary school is effective. 

Keywords:academic motivation, primary school children, development of the pupils, developing the motivation, village school.

 

С сентября 2011 года введены стандарты второго поколения [6], поэтому возникла необходимость  тщательного изучения новых требований, которые выставляет общество и время. Очень значимо, чтобы система обучения стала меняться, начиная с начальной школы, так как уже здесь начинает сформировываться личность ученика, его мировоззрение, желание получать знания и саморазвиваться.

Нельзя не учитывать тот факт, что дети, начиная уже с начальной школы, не имеют желания учиться, у них страдает мотивация к добыванию и применению новых знаний. Ученика не устраивает пояснение, что ему необходимы знания потому, что они понадобятся ему в будущем, после окончания школы. ФГОС устанавливает личностные, метапредметные и предметные плоды усвоения программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену убеждения «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

Достижение этой цели вероятно в силу создания системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми позволяет обучающимся самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности на основе развития умения учиться. Данное определение «универсальные учебные действия» обозначает саморазвитие и самосовершенствование с помощью осознанного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом смысле данное определение можно охарактеризовать как система действий обучающегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, терпимость, способность к самостоятельному изучению новых знаний и умений, в том числе и построение этого процесса [1].

Актуальность исследования обусловлена тем, что сейчас образовательной целью является личностное, познавательное и общекультурное развитие обучающихся, обеспечивающее вырабатывание ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Обучающийся должен сам стать «архитектором и строителем» процесса обучения». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, в первую очередь, развитие учебной мотивации. Появляется необходимость управлять не только умственными действиями, но и мотивами овладения знаниями, что, как описывает А.К. Маркова, сформировать «еще труднее, чем формировать действия, операции».

Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как А. Маслоу, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и многие другие.

В психолого-педагогической литературе практически невозможно встретить точной интерпретации понятия «мотивация учения». Можно сказать, что учебная мотивация выступает как частный вид мотивации, входящей в учебную деятельность. Мотивация учения описывается рядом свойственных ей факторов. В первую очередь она обусловливается образовательной организацией, в которой реализовывается деятельность обучения. Во-вторых, — организацией образовательного процесса. В-третьих, – особенностями личности ребенка, такими как возраст, пол, способности, самооценка, умственное развитие, уровень притязаний и т.п. В-четвертых, — особенностями личности педагога и особенно его отношением к ученикам, к работе. В-пятых, учебная мотивация зависит от специфики изучаемых учебных предметов [3].

Соответственно при анализе учебной мотивации нужно не только найти преобладающий мотив, но и учитывать всю систему мотивов ребенка.

Самая обширная классификация видов учебных мотивов разработана А.К. Марковой. Она опирается на систематизацию Л.И. Божович. К уровням (подвидам) мотивации познания причисляются: широкие познавательные мотивы (любознательность, проявляющаяся через внимание к фактам, событиям и явлениям окружающего мира), познавательно-учебные мотивы (склонность к получению теоретических знаний, умений, навыков), и мотивы самообразования (направленность на получение сопутствующих знаний). Так же особой группой выделяется игровой мотив [2].

Ребенок, находящийся на этапе младшего школьного возраста (6-11 лет), обучается в начальных классах. Этот период обусловливается важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его вхождением в школьное обучение. В это время начинается усиленное биологическое развитие ребенка (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, внутренних органов). В начале этой перестройки лежит четкий эндокринный сдвиг — в работу организма подключаются «новые» железы внутренней секреции и прекращают функционировать «старые». Повышается подвижность нервных процессов, процессы возбуждения доминируют, что обусловливает типичные характеристики младшего школьного возраста: увеличенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. 

В результате физиологических трансформаций сильно изменяется и психическая жизнь ребенка. С вхождением в школьную жизнь у ребенка младшего школьного возраста как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Младший школьник, придя в школу, попадает в менее терпимый и более суровый мир. От возможностей приспособления к новым условиям зависит его будущее. Педагогам и родителям нужно обладать знаниями об особенностях этого этапа, так как негативное его прохождение для большинства детей может стать причиной будущих неудач, основанием конфликтов в школе и дома, слабого изучения школьной программы. Негативный опыт взаимодействий, приобретённый в начальной школе, может стать основой психологических проблем в дальнейшем [4].

Младший школьный возраст – время усиленного интеллектуального роста ребенка. Вследствие развития мышления у обучающегося происходит перестройка памяти и восприятия, они становятся уже регулируемыми, произвольными процессами. В возрасте 7-8 лет ребенок, обычно, мыслит конкретными категориями.

Мотивация учения в  младшем школьном возрасте развивается во многих направлениях. Широкие познавательные мотивы в середине данного возраста преобразовываются в учебно-познавательные. Мотивы самообразования показаны элементарно – влечением к добавочным источникам знаний. Широкие социальные мотивы движутся от осознания социального значения обучения, к углубленному пониманию потребности обучения. Узкие социальные мотивы изображены жаждой обучающегося к получению похвалы преподавателя. Мотивация к сотрудничеству и коллективному труду у детей младшего школьного возраста имеется, но исключительно в узком представлении.

В нашей работе мы рассматривали обучающихся сельских малокомплектных школ. Основными особенностями таких учебных заведений являются: небольшое количество обучающихся (классы с малой наполняемостью, в которые входят дети разного возраста), недостаточная оснащенность современным оборудованием, сложность организации кабинетов, малочисленность педагогического состава и руководства, слабая развитость сети внешкольных культурно-просветительских учреждений, близость села к природной среде. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа. Эти особенности нельзя не учитывать при изучении учебных  мотивов младших школьников, обучающихся в сельских школах. Воздействие родителей на формирование мотивов обучения, начиная с младшей школы, крайне низкое и незначительное. Они, в основном, не интересуются успехами своих детей, вследствие своей занятости (работа, свое собственное хозяйство) и часто низкой образованностью. Детям интересно то, что имеет прикладную направленность, то, что они могут применить в повседневной жизни. Поэтому младшие школьники чаще всего не желают усваивать новые знания [5].

Отсюда возникла потребность в углубленном изучении развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях сельской школы и подготовке специалистов, обеспечивающих гармоничное развитие мотивации учения.

Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей развития учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы. Оно проводилось в 1-2 классах МБОУ Верякушской основной общеобразовательной школы с. Верякуши Нижегородской области. В исследовании участвовало 24 обучающихся в возрасте 6-8 лет. Класс дружный, в целом ребята учатся средне. Дети в целом активные, дружелюбные, хотя есть и замкнутые необщительные. Ребята с охотой шли на контакт, им нравилось отвечать на вопросы анкет. Все вопросы и ответы зачитывались, потому что ребята еще плохо читают. Приходилось часто повторять вопросы, особенно в конце, когда внимание их стало рассредоточиваться. Основная проблема данных детей состоит в низкой мотивированности обучения, слабой успеваемости. На каждом уроке большинство ребят с нетерпением ждали перемены, чтобы пообщаться и поиграть, а некоторые занимались этим на уроке. Педагоги периодически жаловались на невыполненное домашнее задание у детей. Поэтому возникла необходимость исследования уровня учебной мотивации данных детей, а так же структуры учебных мотивов.

Для исследования уровня развития мотивации учения младших школьников, мы использовали такие методики:

1. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации», разработанная Н.Г. Лускановой, по которой можно определить, какой уровень школьной мотивации у ребенка: высокий, учебная активность; хорошая мотивация; положительное отношение к школе, но больше к внеучебным сторонам (игра, общение); низкая мотивация; негативное отношение, школьная дезадаптация.

2. Исследование учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга, по которой можно определить преобладающие мотивы обучения ребенка: внешние, игровые, получения отметки, позиционные, социальные, учебные.

3. Типология мотивов учения  «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова), в которой необходимо выстроить лесенку под названием «Зачем я учусь» [3]. Нам важно не то, для чего учатся все дети, а с какой целью обучается каждый ребенок в отдельности, что для него самое главное.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам показали что, в следуемых классах средний уровень учебный мотивации, а у 1/3 учащихся (33%) мотивация учения практически отсутствует. Данные методики взаимодополняют друг друга и позволяют предположить, что недостаточное развитие мотивации учения ведет к школьной неуспеваемости. Полученные данные по методикам позволили разработать нам программу работы педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы. В ее основе лежат игровые упражнения, как наиболее действенный метод развития учебной мотивации детей. Также в программе использовались релаксационные упражнения.

Было проведено 10 занятий в групповой форме. Занятия в целом нравились детям. Реализация программы показала, что группа сплотилась, желание лучше учиться у детей очевидно увеличилось. Это мы проверили с помощью повторной диагностики, которая показала положительную динамику в развитии учебной мотивации младших школьников в экспериментальной группе. На 8% увеличилось количество детей с высоким уровнем учебной мотивации, на 8% уменьшилось количество детей со школьной дезадаптацией, на 8% уменьшилось количество детей с низкой учебной мотивацией. Так же изменились мотивы учения. Снизилось количество детей с доминированием социальных мотивов на 16% и на 9% увеличилось количество детей с доминированием познавательных мотивов.

Таким образом, можно сказать, что для решения проблемы развития учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы необходимо проведение с учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности. Заявленная программа эффективна и в дальнейшем может применяться в практической деятельности специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста, в целях развития учебной мотивации детей, обучающихся в условиях сельской школы.

 

Литература:

1.                  Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2.                  Гуткина Н.И. Назаренко В.В. Развитие познавательной мотивации у детей 5-7 лет // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 3-12.

3.                  Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия»,  2005. – 243 с.

4.                  Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 25-44.

5.                  Халудорова Л.Е. Развитие сельских школьников: проблемы и решения // Воспитание школьников. – 2011. – №6. – С.19-23.

6.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle