Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Каморкина А. В. Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 92-94.

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных реабилитационных центров.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентация, реабилитационный центр.

Abstract. In study the problem of social adaptation of children with limited health capabilities, reasons, limiting the ability of such children and proposes a set of measures implemented in conditions of specialized rehabilitation centers.

Keywords: children with disabilities, social-everyday adaptation, socio-environmental orientation, social rehabilitation centre.

 

Проблема детской инвалидности приобретает особую важность на фоне роста числа детей с ограниченными возможностями, как в России, так и во всем мире. Рост и высокая распространенность детской инвалидности обусловливает необходимость совершенствования профилактики, изучения и целенаправленного воздействия на основные факторы риска, ее формирующие. Для России проблема детской инвалидности является крайне актуальной. По официальной статистике на 2013 г. в РФ около 545 тысяч россиян до 18 лет имеют статус детей-инвалидов [5]. Число семей с детьми-инвалидами в Нижегородской области на 1 октября 2014 года составило 8702 [6].

Хотя проблема социального обеспечения и реабилитации инвалидов рассматривается на самом высоком уровне и для ее решения создана разветвленная система учреждений социального обслуживания, тем не менее, она не утратила своей остроты.

Значимой проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья, является психологическая неготовность к жизни в сложившейся системе социальных отношений. Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Это обуславливается типом заболевания, характером отклонений в развитии, особенностями течения заболевания, спецификой поражения различных органов и систем, характером и выраженностью дефектов. Неспособность ребенка-инвалида к самообслуживанию, самоконтролю, саморазвитию на протяжении всей дальнейшей жизни объясняется значительными ограничениями его жизнедеятельности в детстве [4].

Изучению проблемы социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены работы Л.И. Акатова, Н.Ф.Басова, М.А. Гулиной, Н.Ф. Дементьевой и др. Сущность работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья подробно анализируется в трудах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. Проблема организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в исследованиях Д.И. Исаева, Л.П. Кузнецова, И.Ю. Левченко,Е.В. Моржиной, В.В. Ткачева, Э.К. Наберушкина, которые описывают формы и методы социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особую роль в развитии ребенка, в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья, занимает семья. Семья для такого ребенка является опорой и стимулом жизни «Жить ради семьи». Однако в ряде случаев рождение ребенка с серьезными патологиями развития расценивается родителями достаточно негативно. То, что ребенок «не похож на других», «не такой, как у всех» создает стрессовую ситуацию для родителей, особенно остро это переживается матерью. Продолжительный стресс оказывает разрушающее воздействие на внутрисемейные отношения, приводящее к их деформации, что выражается в изменении стиля общения родителей и ребенка, изменении характера и направленности социальных связей семьи и социума, преобразовании мировоззрения и ценностей такой семьи.

Такие деформации могут быть обусловлены многими причинами, среди которых: психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка; наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности; отсутствие положительного поддерживающего воздействия на социум в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка [2].

Еще одной проблемой в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья является то, как их воспринимают окружающие. Особенно болезненными в этом плане являются оценки сверстников. Нередко здоровые дети очень жестоко отзываются о детях-инвалидах, даже в их присутствии. Следствием этого становится замкнутость, отказ от общения и скрытая (маскированная) депрессия у детей-инвалидов. Признаками этой депрессии являются: сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность. Она усугубляется заниженной самооценкой и неблагоприятным видением своего будущего. Все вышеперечисленное порождает у ребенка-инвалида комплекс неполноценности и суицидальные намерения.

Понимание того, что их жизненные возможности по сравнению со здоровыми сверстниками значительно ниже, приводит к тому, что у детей-инвалидов формируется крайне низкий уровень притязаний в социальной сфере. В результате ребенок с ограниченными возможностями здоровья становится социально пассивным и существенно сужает свое активное жизненное пространство [7].

Депривация социального взаимодействия, лишение возможности полноценного общения со сверстниками, а также разнообразные психологические нарушения у детей-инвалидов выражаются в их неспособности к социально-бытовой адаптации. Показателями этой неспособности являются, во-первых, значительные трудности в овладении навыками самообслуживания. Ребенку-инвалиду намного сложнее совершать «обыденные» действия, такие как одевание, раздевание, уход за собой, пользование туалетом, умывание и др., чем его здоровому сверстнику. Обучение этим действиям не может произойти в результате простого подражания взрослому, а требует серьезной и продолжительной работы специалистов и родителей. Во-вторых, детям-инвалидам с проблемами в социально-бытовой адаптации сложно получить образование в обычной школе, так как их особые потребности не всегда могут быть удовлетворены [3]. Активная работа, ведущаяся сейчас в данном направлении, значительно расширяет возможности детей-инвалидов в получении общего образования, однако этому также должна предшествовать социально-бытовая адаптация.

Следовательно, для обеспечения социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья необходим комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных реабилитационных центров.

Социально-бытовая адаптация подразумевает, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен не только владеть навыками самообслуживания, но и быть способен ориентироваться в условиях места проживания, знать основные объекты инфраструктуры (больница, почта, магазин и др.), а также уметь принимать самостоятельные решения в бытовых вопросах.

Решение проблемы социально-бытовой адаптации позволяет перейти к новому уровню деятельности – социально-средовой ориентации. Она заключается в подготовке ребенка-инвалида к спонтанному общению с окружающими, определению собственных жизненных перспектив и мер по их реализации, развитию навыков осмысления окружающей обстановки и разрешения жизненных ситуаций.

Решению этих непростых задач могут содействовать практические занятия с детьми-инвалидами. Они организуются и сопровождаются специалистом по социальной работе и позволяют закрепить уже существующие социальные умения и навыки, а также сформировать «точки роста» для дальнейшей работы.

Так как социально-психологическое сопровождение инвалида продолжается в течение всей его жизни, то уже на самом раннем этапе специалисты знакомят его с учреждениями социального обслуживания и осуществляют подготовку к самостоятельной семейной жизни.

Важной формой социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации детей-инвалидов являются экскурсии.

Экскурсия-наблюдение может проводиться для ознакомления с изучаемым объектом. У детей-инвалидов во время ее проведения формируются представления о социальной инфраструктуре (магазин, почта, библиотека и другие учреждения социальной сферы).

Экскурсия-практикум предусматривает организацию применения ребенком-инвалидом социальных умений и навыков в реальной ситуации. Развитие социальных умений и навыков такого ребенка происходит в социально-культурной среде [1].

Все вышеперечисленные формы обслуживания вполне успешно внедряются в деятельность ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Арзамаса» Нижегородской области. Данное учреждение подразделяется на следующие отделения: стационарное отделение, отделение психолого-педагогической помощи, отделение медико-социальной реабилитации, консультативное отделение.

Стационарное отделение предусматривает комплексную реабилитацию детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья из районов Нижегородской области в условиях круглосуточного пребывания.

Отделение дневного пребывания оказывает: комплексную реабилитацию детям дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группах дневного пребывания; творческую реабилитацию и допрофессиональную подготовку в интегрированных мастерских «Просторы»; социально-оздоровительный лагерь для детей с ограниченными возможностями в каникулярный период.

Отделение психолого-педагогической помощи предлагает спектр услуг таких как: психологическая и дефектологическая коррекция психического и речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая диагностика; обучение методам психической саморегуляции; обучение детей навыкам самообслуживания, поведения в быту, общественных местах; психологическая и информационно-методическая поддержка родителей.

Отделение медико-социальной реабилитации предоставляет: 9 видов лицензированных социально-медицинских услуг; врачебный контроль, позволяющий проводить своевременную динамическую коррекцию социально-медицинских мероприятий; консультирование по социально-медицинскому аспекту реабилитации.

Консультативное отделение проводит консультирование и информирование по вопросам социальной поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью; организации и координации социального обслуживания ребенка и семьи в учреждении; обеспечивает долговременное социальное сопровождение семьи, где проживает ребенок с ограниченными возможностями здоровья (социальный патронаж) [8].

Таким образом, проблемы социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации детей-инвалидов занимают ведущее место в деятельности специалистов реабилитационных центров. Однако, несмотря на предпринимаемые меры социальной поддержки инвалидов, данная проблема остается достаточно острой. Для ее решения в современных условиях может применяться комплекс мероприятий, реализуемых на базе ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Арзамаса» Нижегородской области. Данный комплекс включает различные формы реабилитационной работы, деятельность специалистов по ознакомлению детей-инвалидов с социальной инфраструктурой города, психолого-педагогическое сопровождение деятельности. Результатом данной деятельности становится овладение ребенком-инвалидом навыками самообслуживания и ориентирования в социальной среде.

 

Литература:

1.      Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с

2.      Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). – М.: [Б.и.], 2003. – 545 с.

3.      Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинф, 2006. – 40 с.

4.      Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, – 2013. – 272 с.

5.      Сайт Доктор Питер [Электронный ресурс]. URL: http://doctorpiter.ru (дата обращения: 7.11.2014).

6.      Сайт для Нижегородских родителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.nnmama.ru (дата обращения: 7.11.2014).

7.      Педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи Комитета социальной защиты населения [Электронный ресурс]. URL: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru (дата обращения: 8.11.2014).

8.      Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Арзамаса» [Электронный ресурс]. URL: http://rcdpov40.ru/about.html (дата обращения: 6.11.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle