Библиографическое описание:

Милевич А. С. О факторах виктимизации предпринимателей малого бизнеса // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 144-148.

Экономические реформы, проводимые в нашей стране, в настоящее время вполне осознаны всеми слоями общества. Но это осознание не однозначно: от полного принятия изменений до категорического их неприятия, полного их отрицания. Предприниматели малого бизнеса прошли этот путь за более короткий срок, чем  наше общество в целом. Они приняли новую экономическую формацию, обладая экономическим образом мышления, стремлением реализовать себя как состоявшуюся личность. Но практика предпринимательства показала, что их желание и стремления порождает многочисленные проблемы. Решить самостоятельно эти проблемы порой не представляется возможным. Требуется определенное внимание со стороны государства. Уже несколько лет государство принимает решения в поддержку малого бизнеса, но этот сектор экономики по-прежнему развивается неравномерно, непоследовательно. Главной проблемой  предпринимателей малого бизнеса остается проблема выживания.

Сфера малого бизнеса и в настоящее время не является определяющей на рынке труда России, но, главное, малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы.

В Сибирском Федеральном округе в настоящее время работает 98,9 тысяч предприятий. По исследуемым регионам статистика выглядит так:

  • Алтайский край – 13.2;
  •  Красноярский край – 11.1;
  • Кемеровская область - 13.5;
  •  Новосибирская область – 26.7;
  • Томская область – 7.4.

 Эти предприятия реализуют продукции и услуг на общую сумму 175685,2 млн. рублей: Алтайский край – 19006.6,  Красноярский край – 19340.1, Кемеровская область – 26239.9, Новосибирская область – 39661.4, Томская область – 21352.7 [1].

Развитию малого и среднего бизнеса в Сибирском Федеральном округе уделяется определенное, но недостаточное, не целенаправленное, на взгляд самих предпринимателей, внимание. Этим можно объяснить небольшую численность  владельцев собственного дела, занятых в малом бизнесе, следовательно, и долю малого бизнеса в валовом продукте. Малое предпринимательство особенно уязвимо, оно испытывает серьезные трудности, препятствия и проблемы. Трудности порой приводят к банкротству, непреодолимые препятствия ведут к разорению, а многочисленные проблемы решаются слишком медленно, что вынуждает предпринимателей закрыть собственное дело. Причин медленного развития малого бизнеса, в округе, как и во всей стране много.

Предприниматели нуждаются в защите от произвола всякого рода, которые виктимизируют бизнесменов и их частный бизнес. Данное исследование предприняло попытку выявить факторы виктимизации предпринимателей малого бизнеса.

Изучению проблем  малого и среднего бизнеса автор статьи посвятил более 13 лет. Являясь предпринимателем, он изнутри исследует эти проблемы. Можно смело утверждать, что первичная социологическая информация объективна и репрезентативна, так как предприниматели, доверяя своему коллеге, давали объективные ответы на вопросы анкеты и описывали ситуации, в которых они незаконно проигрывали в судах, ускоряли решение проблемы за счет взяток в денежном  или материальном  выражении.

Выборку для анкетирования составили 5 регионов: Кемеровская,  Томская, Новосибирская области, Алтайский  и Красноярский края. Одним из методов исследования был выбран метод опроса в его письменной форме  - анкетировании (очное, заочное, почтовое), в устной форме – интервьюировании (на деловых встречах, телефонное интервью) и беседы (неформальной). Исследование проводилось ежегодно в течение семи лет с 2001 по 2007 годы и преследовало цель: выявить динамику факторов виктимизации предпринимателей малого бизнеса в конкретном округе России и предложить пути виктимологической профилактики. 

В анкетировании приняли участие по 100 предпринимателей малого бизнеса от каждой территории, т.е. 500 респондентов. В выборку вошли в столицах регионов по 50 бизнесменов и по 50 коммерсантов из «малых» городов. Анализ анкетирования можно считать репрезентативным, потому что невозвращенных анкет по каждой территории было от двух до пяти, что составило менее 1 %.

Опрос предпринимателей малого бизнеса пяти экономических районов Сибирского Федерального округа показал, что 455 респондентов, (что составляет 91%), на первое место среди причин, препятствующих развитию малого бизнеса, поставили бюрократические препоны исполнительной власти.

Анализируя ответы предпринимателей, были выявлены следующие факторы: бюрократия и волокитство при оформлении различного рода  документов, взяточничество чиновников, многозначно и противоречиво трактующиеся нормативные акты, незаконные проверки контролирующих организаций, коррупция в эшелонах исполнительной власти, преступники и рэкет со своей «крышей», присвоение полномочий предприятий вышестоящими  организациями, «откаты», непредвиденные финансовые риски, неплатежеспособность потенциальных потребителей, нечестная конкуренция, неделовое отношение к малому бизнесу поставщиков среднего и крупного бизнеса.

         Среди организаций, которые ставят бюрократические барьеры для бизнесменов, причем достаточно часто, они назвали: органы исполнительной власти, налоговые службы, ГИББД, милицию, таможню, банки, прокуратуру, суды и арбитражные суды, разрешительную систему, юстицию, БТИ, центр стандартизации, СЭС, кредитные организации, союз потребителей, пожарную часть и всякого рода бизнес-центры.

Самым весомым фактором дестабилизации обстановки в предпринимательстве, по мнению самих предпринимателей, является бюрократия. Это главная сила, которая активно противостоит предпринимательству. Многообразные проявления бюрократии существуют в различных звеньях организационно-управленческой структуры.

Специалисты администрации Кемеровской области  по заказу губернатора А.Г.Тулеева в 2004 году предприняли попытку проанализировать влияние административных барьеров на условия развития малого и среднего бизнеса в Кузбассе. Они в отчете дали такую цифру: от 2500 до 52000 рублей платят бизнесмены за время ожидания оформления документ при регистрации предприятия, получения лицензий и других документов, необходимых для выхода на рынок. Во времени этот период занимает от 114 дней до 301 дня. Сумма «внепланового» платежа зависит от деятельности начинающего предпринимателя, места ведения бизнеса и других факторов[2].

Следует отметить два факта: эти статистические данные значительно занижены, внеплановые платежи исчисляются в американских долларах, а не в отечественной валюте.

Реальную картину двух аспектов виктимизации предпринимательства:  сумму внеплановых платежей и  сроки подготовки документов при покупке  недвижимости попытался выявить автор во всех исследуемых регионах именно в 2004 году. Статистика показала следующую картину (в американских долларах, минимум и максимум):

                                                                                                                        Таблица 1

Сумма внеплановых платежей

 

РЕГИОН

Кемеровская

область

Томская

область

Новосибирская

область

Красноярский

край

Алтайский

край

СУММА

1000-3000

1000-2800

1000-3000

800-2500

500-2500

                                                                                          

Автору удалось точно выяснить перечень внеплановых платежей, их «узаконенную сумму» в американских долларах, обещаемые и реальные сроки только по трем регионам: Кемеровской, Новосибирской  областям и Красноярскому краю. Среднестатистические данные выглядят следующим образом (такие выписки дают предпринимателям):

·         Технические паспорта БТИ    - 1250;

·         Выписка из ЕГРЗ                      - 200;

·         Ускорение в юстиции              - 1150;

·         Пошлина за регистрацию        - платится в банк официально;

·         Наши услуги                             - 1250.

                                                                                     

                                                                                           Таблица 4

Сроки оформления документов

№ п\п

Виды работ

Обещанные сроки

Реальные сроки

1.

Сдаем документы на регистрацию

Завтра-послезавтра

От1 до 3-х мес.

2.

Забирает готовые документы

Ровно через неделю

От 2 до 4-х месяцев

3.

Сдаем документы на регистрацию

В течение 3-х дней

От 1 до 2-х месяцев

4.

Вы получаете готовые документы

Ровно через 1 месяц

Через 3-6 месяцев

     

На примере приобретения недвижимости можно сделать вывод, что бюрократическая система исполнительной власти выработала практически единые тарифные ставки  внеплановых платежей  по всему Сибирскому Федеральному округу.

            В анкету был включен вопрос: «Почему вы даете взятку?».

Предложены следующие варианты ответов, в том числе и открытый:

а. чтобы ускорить дело;

б. вынуждают;

в. тактично предлагают «постараться и помочь»;

г. чтобы избежать внеплановых проверок по несуществующим жалобам;

д. чтобы не проводить время у двери чиновника;

е. другое (указать).

Примечание: Респондент имел право отметить не один, а несколько вариантов ответов.

Анализ первичной информации показал, что все эти пять причин имеют место почти в разной степени в малом бизнесе.

                                                                                       Таблица 6

Ответы на  вопрос «Почему Вы даете взятку?»

№п\п

РЕГИОН

Вариант

Ответа

Кемеровская

Область

Томская

область

Новосибирская

область

Красноярский

Край

Алтайский

край

1.

а

92%

90%

93%

89%

90 %

2.

б

70%

68%

72%

67%

63%

3.

в

50%

47%

52%

45%

43%

4.

г.

48%

30%

48%

36%

33%

5.

Д.

36%

18%

36%

30%

35%

 

В открытый вариант ответа 194 респондента, что составляет 40%, вписали следующие варианты: «Так как придется обращаться к этому чиновнику неоднократно», «Нельзя приходить к чиновнику, от которого зависит твое дело без «подарка», «Чтобы показать свою финансовую состоятельность», «Сами предприниматели говорят, что к такому-то чиновнику нельзя идти с пустыми руками», «Не хочу быть хуже других», «С подарком или конвертом принимают вне очереди».

Исследование предусматривало выявление реального потенциала для борьбы с чиновничьей бюрократией в Сибирском Федеральном округе. В анкету был включен вопрос: «Напишите ли вы жалобу на чиновника, вымогающего у вас взятку?» и предложены  варианты ответов:

а.  да, напишу;

б. нет, так как не верю в положительный результат;

в. напишу, когда закрою свой бизнес;

г. другое (указать).

Ответы сведены в таблицу «Потенциал для борьбы с бюрократией»

№ п/п

Регион

Ответ

Кемеровская область

Новосибирская область

Томская область

Красноярский край

Алтайский край

1.

а

5%

6%

8%

10%

12%

2.

б

81%

80%

76%

71%

71%

3.

в

8%

6%

10%

8%

7%

 

Таблица ярко характеризует отношение собственников малого бизнеса не только к бюрократии чиновников, к власти, но и обозримое будущее предпринимательства. Статистические данные свидетельствуют о том, что, в основном, предприниматели не верят в положительный результат обращения к вышестоящему начальству. Таких собственников по исследуемому региону около 76 %. Ими движет не только неверие в справедливость, но и страх за свое дело, страх перед возможной местью чиновника, страх перед всякого рода внеплановыми проверками, которые заканчиваются значительными финансовыми расходами.

Вариант ответа «в» также свидетельствует о том, что страх перед системой не дает возможности отстоять свое дело. В варианте открытого ответа 37 респондентов, что составляет 82%, подписали, что напишут жалобу, но анонимно. В качестве вариантов на этот вопрос бизнесмены написали, что «Постараются сделать «подлянку» этому чиновнику», «Будут распространять слухи о взяточнике-чиновнике среди своих коллег», «Все чиновники заодно», «Без взятки нельзя сделать практически ни одного дела» и т.п.

Только чуть более 8% предпринимателей, а именно 41 человек, т.е. каждый 7-8  из  100 собственников малого бизнеса, попытается отстоять свои интересы открыто, вступив в конфронтацию с чиновниками.

Вывод по данному вопросу можно сделать словами одного из респондентов: «Борьба с бюрократией на нашем уровне безрезультатна, это похоже на борьбу с ветряными мельницами».

Анализ эмпирических данных позволил проранжировать исследуемые регионы  Сибирского федерального округа по степени виктимизации предпринимательства малого бизнеса (по степени понижения): Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Красноярский край, Томская область и Алтайский край.

Практика показывает, что бюрократия при отсутствии сопротивления распространяется на всю деятельность всех органов управления. Она легко проникает в самые низшие уровни управления. Чиновникам предоставляется служебным положением возможность чем-то ущемить человека, что-то запретить или разрешить, и дает хотя бы маленькую, но все же власть. Обладая удивительным даром приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, к самосохранению, бюрократия проникла во все социальные и властные структуры, имеющие отношение к предпринимательству. Она враждебно настроена по отношению к инициативе, оперативности и эффективности труда предпринимателей. Управление становится чрезвычайно замедленным, а принятие решений занимает вместо нескольких дней несколько месяцев и даже лет.

Следует отметить, что всерьез бюрократизм в нашей стране никогда не изучался, так как считалось, что в нашем обществе нет и не может быть бюрократизма, а если где-то и встречается, то это вполне устранимая недоработка. По мнению В.И. Ленина бюрократия была уничтожена «до основания» в новой России, в этом он видел заслугу революционной власти [3].

Аккумулируя предложения отечественных теоретиков и практиков, личный опыт по борьбе с  бюрократизмом, можно выработать политику:

·         используя услуги неподчиненных кадровых агентств по подбору  кадров чиновников, устранить недостатки в кадровой политике: подбор кадров

на  конкурсной основе (не менее 5-7 кандидатов) через тестирование и их оптимальная расстановка по результатам тестов

·         сокращение многоуровневой структуры управления, ликвидация  лишних управленческих звеньев, чтобы предприниматель мог непосредственно решить свои проблемы с первым лицом;

·         регулярная и эпизодическая  отчетность чиновника не только перед выше  стоящим начальством, но и собраниями бизнесменов;

·         переход от авторитарного, либерального и демократического стилей управления к экономическим;

·         обязательное изучение психологических особенностей личности каждого чиновника с углубленным психологическим тестированием;

·         переподготовка чиновников на занимаемой должности не реже 1 раза  в три года;

·         открытый доступ к ведению журнала отзывов о работе чиновника с обязательный разбор жалобы в течение 10 дней и обязательным  письменным ответом заявителю;

·         увольнение чиновника, на которого поступила обоснованная жалоба или предъявлены претензии;

·         разбор анонимных писем  по проблемам предпринимательства с обязательным ответом на стенде около кабинета;

·         освещение в местной печати негативных факторов в работе с малым  бизнесом.

Литература

1.Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. Сб. – М.:Россстат,2005. – 725 с.

2. Нелегко преодолеть административные барьеры.// С тобой. – 2004. – 13 июля. – С.3

3.Ленин В.И. ПСС, Т.45, С.15

 

 

                     

 

 

Основные термины: малого бизнеса, предпринимателей малого бизнеса, виктимизации предпринимателей малого, Сибирском Федеральном округе, собственников малого бизнеса, среднего бизнеса, Алтайский край, Предприниматели малого бизнеса, поддержку малого бизнеса, развития малого, развития малого бизнеса, Сфера малого бизнеса, проблемой  предпринимателей малого, долю малого бизнеса, руководителя малого бизнеса, развитию малого бизнеса, Опрос предпринимателей малого, предпринимательства малого бизнеса, факторах виктимизации предпринимателей, американских долларах

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle