Обзор розничной торговли в России и Красноярском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 20.01.2017

Статья просмотрена: 1818 раз

Библиографическое описание:

Лубягина, Ю. В. Обзор розничной торговли в России и Красноярском крае / Ю. В. Лубягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38404/ (дата обращения: 08.10.2024).



В данной статье, представлен обзор розничной торговли в России и Красноярском крае, рассматриваются некоторые исследования компании GfK, выделяются крупнейшие продовольственные ритейлеры.

Ключевые слова: потребители, потребительский рынок, розничная торговля, потребительские настроения, ритейлеры, импортозамещение

Одним из главных факторов экономического роста является потребительский рынок, под которым понимается система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, выполнения работ и оказания услуг [1].

В последние 15 лет, потребительский рынок России развивается быстрыми темпами, по сравнению с 2000 годом, оборот розничной торговли вырос в 11 раз и составил 27,5 трлн. руб. в 2015 году (рисунок 1) [2].

Рис. 1. Оборот розничной торговли в России в 2000–2015 гг.

* составлено по материалам [2]

Однако стремительный рост розничной торговли в 2015 году замедлил темпы, это связано со снижением на 4 % реальных располагаемых денежных доходов населения. За ноябрь — январь 2016 года реальные доходы уменьшились на 5,7 % по отношению к анализируемому периоду 2015 года. Если в последующих годах сохранится такая же тенденция снижения, то рост розничной торговли может остановиться либо начать уменьшаться.

По данным исследования компании GfK, потребительские настроения населения России в 2015 году до 87 пунктов, данный показатель относится к отрицательной зоне. В 1-м квартале 2016 года потребительские настроения составили 69 пунктов. Ниже показатели были только в кризис 2009 года, тогда в марте 2009 года индекс составил 68 пунктов. Во 2-м квартале 2016 года ситуация улучшилась и потребительские настроения выросли до 80 пунктов, в 3-м квартале — 85 пунктов [5].

Резкий спад покупок характеризуется тем, что во время начала кризиса 2014 года люди массово покупали товары бытовой техники и электроники, чтобы сохранить свои сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары. По мнению аналитиков GfK, в ближайший период потребители будут рационально распоряжаться деньгами и снизится доля спонтанных покупок [5].

Введенное властями РФ продовольственное эмбарго в августе 2014 года, в ответ на установленные санкции странами Евросоюза и США, повлияло на замедление оборота розничной торговли и привело к сокращению ассортимента товаров (рисунок 2).

C:\Users\Юляшка\Desktop\Нужные документы\Инстик\Статьи\молодой ученый января 2017\Потребительский рынок\Картинка.jpg

Рис. 2. Ассортимент товаров в России в 2007–2015 гг.
* составлено по материалам [6]

В нашу страну запретили ввозить некоторые виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям. В июне правительство частично сняло эмбарго — из списка исключили мясо птицы, сушеные и замороженные овощи и некоторые другие товары [8].

В России была реализована политика импортозамещения, которая увеличила число товаров российских производителей. Сейчас, крупные ритейлеры закрывают пробелы в ассортименте за счет увеличения российских товаров [5].

По мнению экспертов аналитического агентства «InfoLine», в России оборот розничной торговли формируется за счет традиционной торговли (28 %), прочей сетевой розничной торговли (26 %), торговли 7 крупных ритейлеров (22,5 %), несетевой современной розничной торговли (16,5 %) и за счет торговли рынков (7 %) (рисунок 3).

Рис. 3. Доли форматов в розничной торговле в России в 2015 году

* составлено по материалам [7]

Крупнейшие российские ритейлеры представлены на рисунке 4. На их долю приходится четверть всей торговли продовольственными и сопутствующими товарами (около 3,2 трлн. рублей). С каждым годом они наращивать огромное количество торговых объектов, включающие не только магазины, логистические центры, автопарки, но и сельхозпредприятия, перерабатывающие производства, даже собственную энергетическую базу («Магнит»). За счет этого они показывают высокие темпы роста продаж, рабочей силы и чистой прибыли [7].


C:\Users\Юляшка\Desktop\Нужные документы\Инстик\Статьи\молодой ученый января 2017\Потребительский рынок\Ритейлеры.jpg

Рис. 4. Крупнейшие по обороту продавцы товаров повседневного спроса в России, 2015г.

* составлено по материалам [6]

Наибольшую часть потребительского рынка Красноярского края занимает оборот розничной торговли (70 %), объем платных услуг населению (25 %) и оборот общественного питания (5 %) (рисунок 5) [3].

Рис. 5. Составляющие потребительского рынка Красноярского края

* составлено по материалам [3]

В Красноярском крае оборот розничной торговли формируется за счет продажи товаров индивидуальными предпринимателями и торгующими организациями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынков) и на розничных рынках [3].

Красноярский край занял 1-е место в Сибирском федеральном округе по обороту розничной торговли за январь — ноябрь 2016 года, который составил 445 269,6 млн. руб. [4].

Доля розничной торговли в Красноярском крае формируется за счет сетевой торговли (60 %) и несетевой торговли (40 %). К сетевой торговле относятся компания «Командор», «Красный яр», «Окей», «Лента».

Лидирующую позицию занимают местные продовольственные ритейлеры. Компания «Командор» находится на местном рынке 23 года и насчитывает 95 магазинов, из которых 10 гипермаркетов «Аллея» и 85 магазинов «Командор». Торговая сеть «Красный яр» находится на рынке Красноярского края уже 19 лет и представлена 67 магазинами. Ежедневно количество посетителей сети достигает 100 тыс. покупателей.

Федеральные и международные ритейлеры также открывают свои магазины в Красноярском крае. Сеть гипермаркетов «Окей» насчитывает 3 гипермаркета в г.Красноярске, её конкурент «Лента» в декабре 2016 года открыла свой 4 магазин. В 2015 году торговая сеть «Магнит» открыла в г. Красноярске свой первый гипермаркет и планирует запустить еще 2–3 точки. Планы по дальнейшему развитию также анонсировала сеть мелкооптовой торговли «Metro Cash & Carry» [9].

Доля местных игроков на рынке составляет 60 % оборота сетевой розничной торговли Красноярского края, они занимают доминирующие позиции по объему имеющихся и запущенных новых торговых площадей. На долю федеральных и иностранных ритейлеров приходится 40 %, они намерены развивать свои сети в Красноярском крае и готовы побороться за лидирующие места с местными игроками [9].

Литература:

1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

3. Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.econ.krskstate.ru/

4. Федеральная служба государственной статистики по Новосибирской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.novosibstat.gks.ru/

5. Немецкая исследовательская компания GfK: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gfk.com/

6. Ежегодный доклад Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации «Потребительский рынок России: итоги 2015 года, перспективы на 2016 год»

7. Информационно-аналитическое агентство «InfoLine»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infoline.spb.ru/

8. РИА новости: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ria.ru

9. Деловой портал г. Красноярска «Деловой квартал»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krasnoyarsk.dk.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, Красноярский край, Россия, потребительский рынок, оборот, доля, магазин, материал, сетевая торговля, торговая сеть.


Похожие статьи

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис

В статье рассмотрены тенденции развития сектора розничной торговли России в условиях кризиса, определена специфика поведения покупателей и выделены стратегии экономии покупателей. Также выделены направления развития стратегий розничных торговых сетей...

Состояние рынка корпоративной торговой сети

Статья раскрывает особенности и общее состояние рынка корпоративных торговых сетей. В статье приводится аналитика показателей и рейтинги ведущих торговых сетей за период 2018–2019 годы.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области

В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Проблемы и точки роста в российском гостиничном бизнесе

Статья демонстрирует тенденции развития гостиничного бизнеса последних нескольких лет, подробно объясняя, что стало определяющим фактором в изменении индустрии

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Похожие статьи

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис

В статье рассмотрены тенденции развития сектора розничной торговли России в условиях кризиса, определена специфика поведения покупателей и выделены стратегии экономии покупателей. Также выделены направления развития стратегий розничных торговых сетей...

Состояние рынка корпоративной торговой сети

Статья раскрывает особенности и общее состояние рынка корпоративных торговых сетей. В статье приводится аналитика показателей и рейтинги ведущих торговых сетей за период 2018–2019 годы.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области

В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Проблемы и точки роста в российском гостиничном бизнесе

Статья демонстрирует тенденции развития гостиничного бизнеса последних нескольких лет, подробно объясняя, что стало определяющим фактором в изменении индустрии

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Задать вопрос