Библиографическое описание:

Есиркепов Ж. М., Егизбаев Ж. А. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 60-62.

Цель исследования - определить суть проблемы педагогического взаимодействия, в том числе и на занятиях по физической культуре в ВУЗе.

Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов вуза и общение данных субъектов образования становятся сегодня важнейшими факторами профессионального воспитания будущего специалиста, в значительной степени определяя эффективность процесса обучения и воспитания [1,2 и др.].

Рассмотрение проблемы педагогического взаимодействия, в том числе и на занятиях по физической культуре, осложняется различием трактовок как самого понятия «взаимодействие», так и определением его места в иерархии других социально-психолого-педагогических феноменов таких, как общение, коммуникация и др. Эти понятия тесно взаимосвязаны, и в настоящее время в литературе нет четкого решения об их соответствии. В связи с этим возникает необходимость определить суть данных понятий, их различия и точки соприкосновения.

В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Она понимается как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура. Это общение, в ходе которого люди обмениваются информацией. Также под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты. Таким образом, понятие «общение» является более узким по объему, чем «коммуникация», так как соотносится только с его частью. В литературе, посвященной проблеме изучения общения, термины «коммуникация » и «общение» часто отождествляются. Скорее всего, здесь как раз и реализуются второй подход к пониманию коммуникации, который связан с проблемами межличностного общения.

Анализ отечественной психологической литературы позволяет выделить несколько сложившихся подходов к понятию «общение»:

- общение как разновидность общественных отношений [3 и др.];

- общение как один из видов человеческой деятельности, приводящий к возникновению психологического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми [4 и др.];

- общение как процесс передачи информации от одного субъекта другому при помощи различных коммуникационных средств и механизмов. Цель общения – обмен информацией между людьми и установление взаимопонимания между ними. В качестве информации выступают мысли, чувства, переживания, мнения, социальные ценности, опыт и тд.[5 и др.];

- общение как процесс взаимодействия, цель которого заключается в установлении взаимопонимания, в осуществлении взаимных контактов, вобъединений людей в рамках определенного социума [6 и др.].

Таким образом, понятие «общение» в научной литературе трактуется неоднозначно, однако подавляющая часть определений сводится к идее передачи информации, к идее обмена языковыми высказываниями, знаниями, указывая на взаимодействие между двумя или несколькими людьми.

Понятие «взаимодействие» также рассматривается как категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций, изменение системы потребностей, а также межличностных связей, возникающих в ходе этого взаимодействия [6]. В самом общем виде взаимодействие в психологии определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В исследованиях А.А.Бодалева [7] данные понятия используются как тождественные. Определяя категорию взаимодействия как процесс восприятия и понимания человека человеком и разграничивая понятия деятельности и межличностного взаимодействия, А.А.Бодалев обосновывает специфику каждого из них в условиях контакта, а в понятия «общение» и «взаимодействие» обусловливает как синонимичные.

Б.Ф.Ломов [8] и др. считают, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие. Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская [9] рассматривают взаимодействие как единицу совместной деятельности, включающую в себя инструментальные (деятельностные) и аффективно-коммуникативные (общенческие) компоненты и отмечает, что реализация совместной деятельности предусматривает совместные воздействия на общи предмет труда, воздействия участников друг на друга (обмен действиями, обмен информацией). Рассматривая отношения взаимодействие и общения, Б.Ф.Ломов утверждает, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Н.Н.Обозов также рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия, отмечая что готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов деятельности [10].

Особое внимание заслуживает концепция, в которой выделяются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Отличительной особенностью взаимодействия, по мнению автора, служит тот факт, что в ходе организации совместной деятельности для ее участников чрезвычайно важно обменяться не только информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность. Подобный подход, на наш взгляд, позволяет категориально развести понятие «взаимодействие» и «общение», исключая их отождествление: общение выступает как важнейший компонент и форма взаимодействия.

Педагогическое общение есть частный вид общения людей (в сопоставлении с деловым, семейным общением и т.д.), которому присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для педагогов и учащихся, которые организуются и обогащаются. В ней возникают новые связи и отношения на основе их субъективного взаимодействия. Под профессионально-педагогическим общением В.А.Канн-Калик [11] понимает систему ограниченного сознательно-психологического взаимодействия педагога и воспитуемого, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.

Взаимодействие является одной из базисных онтологических категорий. Это феномен, отражающий обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а так же порождение одним объектом другого.Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.

Взаимодействие, предполагая действие друг на друга, как минимум, двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими. А.А.Леонтьев [4], рассматривая в диалектическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в мире живой матери: «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

А.А.Леонтьев [4] дифференцирует понятия «общение» и «взаимодействие». Он, в частности, пишет, что «…общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уж это последнее – коллективную деятельность». Для него весь процесс общения выступает как средство обеспечения коллективной деятельности и выстраивается в своеобразную, многоэтажную конструкцию: «деятельность – взаимодействие – общение-контакт ».

Исходя из предложенной конструкции А.А.Леонтьева, основой общения является взаимодействие, общение всегда основано на деятельности, определяются ею, так как оно предполагает передачу информации о деятельности, а взаимодействие – это основа любой деятельности.

Г.М.Андреева [6] исследует взаимодействие как составную часть общения людей. Она обоснованно отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, развести эти понятия между собой достаточно трудно. Автор определяет взаимодействие как другую, по сравнению с коммуникативной, сторону общения. По ее мнению, эта « та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность».

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно делать вывод о том, что проблему педагогического взаимодействия «преподаватель-студент» на занятиях физической культурой в ВУЗе необходимо рассматривать в контексте построения системы занятии по физическому воспитанию с учетом специфики данного процесса.

 

Литература:

 

1.    Моложовенко А.В. Диагностика сенсорно-физических факторов здорового образа жизни подростка методом интервьюирования / Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб.науч. и метод.тр. Вып.2./Под ред. Н.К.Сергеева, Н.М.Борытко. - Волгогард: Изд-во ВГИПКРО, 2001. - С. 43-47.

2.    Федотова Е.Л. Практический анализ жизнетворчества личности студентов педагогического колледжа // Вестник Иркутского пед.университета. Вып.3.-Иркутского пед.университета. Вып.3. - Иркутск, 2002. - С. 34-38.

3.    Андреева Г.М.Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. – 415 с.

4.    Леонтьев А.А. Психология общения: Уч.пособие для студентов вузов. -М.: «Смысл», 2005. – 365 с.

5.    Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: «Педагогика». 1991. -480 с.

6.    Андреева Б.Г.О проблемах современного человекознания. - М.: «Наука», 1977. – 380 с.

7.    Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд . МГУ, 1982. - 200 с.

8.    Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: «Наука», 1984. – 446 с.

9.    Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.-М.: Изд.МГУ, 1991. - 207 с.

10.     Обозов Н.Н. О трехкомпонентный структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. - М., 1998. – 218 с.

11.     Канн-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении. - М.: «Просвещение», 1987. -190 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle