Библиографическое описание:

Еремин В. В. Проблемы действующей в России системы управления государственными закупками // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 474-475.

В действующей системе управления государственными закупками имеется множество нерешенных проблем, в том числе наличие разрыва между стадиями планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов.

Влияние норм бюджетного права на механизм осуществления государственных закупок является существенным, поскольку вопросы размещения заказов и заключения государственных контрактов рассматриваются сквозь призму бюджетного финансирования. Соответственно законодательство о государственных закупках предназначено, прежде всего, для регламентации бюджетных закупок главным образом в целях удовлетворения государственных нужд при эффективном и целевом расходовании средств бюджета.

Переход на контрактную систему обеспечил прозрачность государственных закупок, предоставил дополнительные возможности для контроля. Однако количество нарушений остается на довольно высоком уровне.

Коррупция является одной из главных проблем в сфере государственных закупок, проявляется в вовлеченности заказчиков в сговоры с поставщиками, взяточничестве и получении «откатов», что приводит к значительным расходам бюджетных средств или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг

За 2013 год Счетной палатой РФ выявлено нарушений в системе госзакупок на сумму 130 млрд. руб., при том, что подвержено проверке было только 10 % государственных заказчиков. Ежегодно из бюджета, выделяемого на государственные закупки, похищается 1 трлн. руб., или 20 % от общего объема закупок.

Сложность процедур механизма государственных закупок, множество процедур размещения государственных заказов требуют надлежащей организации и проработки вопросов контроля за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд, определения системного подхода к проведению проверок и приоритетов в осуществлении надзора, типизации нарушений и обозначения способов их устранения.

Проверки показали, что особенно частыми являются факты хищения денежных средств и заключение контрактов по завышенным ценам путем применения различных схем, таких как сговоры участников, использование фирм-однодневок и прочих.

Можно выделить следующие признаки сговоров при размещении заказов:

а) факты начала выполнения работ по планируемому государственному заказу до момента проведения торгов. Например, выявлялись такие факты, что начальником одного государственного учреждения и подрядной организацией без размещения заказов, проведения аукционов и заключения контрактов были выполнены строительные работы на некоторых объектах заказчика;

б) закупка у единственного поставщика при отсутствии на то правовых оснований;

в) нарушение членами конкурсных комиссий порядка рассмотрения заявок, вскрытие конвертов ранее установленных сроков, изменение содержания заявок участников торгов;

г) включение в техническое задание таких условий, при которых «неугодные» участники вытесняются для допуска на рынок закупок отдельных поставщиков. Например, установление сокращенных сроков на поставку товаров, работ, услуг;

д) создание «фирм-однодневок» для участия в размещении конкретного государственного заказа;

е) включение в конкурсную документацию условий, которым отвечает конкретное юридическое лицо;

ж) изменение условий государственных и муниципальных контрактов вопреки положениям Закона вскоре после их заключения;

з) включение в конкурсную и аукционную документацию не предусмотренных законодательством требований к участникам размещения заказа.

Достаточно на высоком уровне остается количество нарушений, связанных с завышением стоимости и объемов выполненных работ. В целях ухода от проведения конкурсных процедур применяется искусственное дробление заказов на стадии исполнения контрактов, нарушаются сроки выполнения работ либо существенно изменяются условия заключенных контрактов. Также распространены случаи приемки выполненных работ на основании фиктивных документов и нарушения при информационном обеспечении размещения заказа.

Значительная часть бюджетных средств зачастую присваивается как чиновниками, так и недобросовестными коммерсантами. Сокращение неэффективного и нецелевого использование государственных средств является одной из приоритетных задач государства.

 

Литература:

 

1.      Спиридонов С. А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013.

2.      Сухаренко А. Залог прозрачности госзакупок // ЭЖ-Юрист. — 2013.

3.      Игонина Н. А. Противодействие сговорам на рынке закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд // Законность. — 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle