Библиографическое описание:

Буркина В. А., Титова Е. И. Этапы контроля рейтинговой системы // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 508-509.

О модульном обучении проводятся исследования уже не один десяток лет, многие школы и вузы перешли на обучение по данной технологии. Выделены основные его позитивные аспекты, обеспечивающие эффективность образовательного процесса:

-          динамичность обучения, которая заключается в вариативности содержания элементов модулей;

-          разбивка курса на самостоятельные части (модули и его элементы), имеющие самостоятельное значение; отсеивание материала, являющегося «лишним» для данного конкретного вида работ;

-          формулировка целей в терминах методов деятельности и способов действий учащихся и разделение их на циклы познания и циклы других видов деятельности;

-          дифференциация и индивидуализация обучения на основе многократного повторения диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности студентов;

-          осознанность перспективы обучения каждым учащимся (начало модуля, как правило, содержит описание интегрированной цели, начало его элемента — описание частной цели; программа же намечает близкие, средние и дальние перспективы);

-          относительная законченность материала в модулях, интеграция разных видов и форм обучения, обеспечивающие каждому студенту достижение поставленных задач;

-          ориентация обучающегося на проблемный подход и творческое отношение к учению.

Все это делает модульное обучение более продуктивным и эффективным. В данном исследовании нам хотелось бы обратить внимание на систему контроля при использовании данной технологии. В таблице представим основные виды контроля.

Вид контроля

Характеристика

Текущий

Проверка знаний по каждому модулю курса изучаемого предмета. Работа студента представляет собой пакет индивидуальных заданий, над которыми он, как правило, работает дома или самостоятельно на занятиях.

Промежуточный

Это испытание обобщающего характера по 2–3 модулям курса. Такая работа выполняется в основном, в аудитории в установленное время, хотя при ее выполнении можно пользоваться любыми справочными материалами, вычислительными средствами.

Итоговый

Проверка знаний студента в конце курса, проводимая в форме экзамена, зачета, курсовой работы и т. п.

 

В итоге работы в модуле, обучающийся получает баллы по каждому виду контроля. Значительное количество баллов отводиться преподавателем на итоговый контроль, так как идет проверка всех модулей дисциплины. Существенную роль играет текущей контроль, т. к. отражает знание изученного отдельного модуля и позволяет на определенном этапе получить хорошие баллы. Промежуточный контроль, как правило, дает возможность заработать дополнительные баллы, тем самым позволить получить более высокую итоговую оценку по предмету, чем и обуславливает свою значимость.

Из таблицы видно, что в системе рейтинга (СР) резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, что, безусловно, должно стимулировать регулярную учебную работу в течение семестра. Повышается достоверность полученной оценки, так как ее величина определяется по совокупности всех видов учебной работы в течение семестра, а не только на экзамене.

СР в полном объеме реализует естественную для экспертных систем контролирующую и организующую функции. Чуждая экзаменационной сессии функция обучения исчезает, что позволяет резко сократить сроки проведения итогового контроля: экзамены следуют через день или проводятся ежедневно.

Отметим также согласование СР как эксперимента системы современного образования с внутренним источником развития личности. Данная система оценок приводит к дифференциации студентов; «исчезают усредненные группы, которые существуют в настоящее время, — отличники, успевающие, слабые студенты. Вместо этого появляются конкретные первые, второй, десятый, сотый студент курса. Свойственная человеческой личности стремление к самовыражению, самосовершенствованию получают просторы для развития».

Описанная выше схема бальной оценки качества знаний по дисциплине естественным образом распространяется на весь учебный процесс как совокупность учебных курсов в течение всего периода обучения. Общий рейтинг студента находиться суммой рейтингов по определенным дисциплинам. Эта величина является определяющей при распределении выпускников, направлении в аспирантуру, на стажировку и т. д. Тем самым рейтинг выступает не только как средство повышения эффективности и качества учебного процесса, но и как средство сознательной работы личности над построением собственной судьбы, собственного будущего.

Последовательность рейтинговых оценок дает представление о том, как отличается одна от другой оценки разных студентов. Составляется список студентов в порядке убывания их рейтинга, что наглядно показывает изменение текущей успеваемости каждого студента и создает соревновательный эффект. Студенты убеждаются, что высокого рейтинга можно достичь в результате регулярного посещения занятий, качественного выполнения предложенных заданий, проявления активности, творческого подхода к выполняемой работе.

Таким образом, при внедрении МРС обучения важным психологическим моментом является отсутствие «двоек», студенты имеют возможность повышать свой рейтинг, самостоятельно подсчитать результаты, чему способствует знание критериев оценки, наглядность в освещении результатов учебной деятельности, а так же способствует повышению интереса к процессу обучения, систематизации знаний, целостному восприятию материала. Модульно-рейтинговая система позволяет сочетать индивидуальный подход и вариативность процесса обучения, что является одной из причин повышения самостоятельности у студентов при изучении дисциплины.

 

Литература:

 

1.                  Буркина В. А., Титова Е. И. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе// Молодой ученый. 2014. № 4. С. 925–927.

2.                  Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

3.                  Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

4.                  Романкова А. А., Титова Е.И Критерии контроля знаний при модульном обучении// Молодой ученый. 2014. № 7. С. 557–558.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle