Библиографическое описание:

Сабитова Д. Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 817-819.

 

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Современную парадигму образования принято называть социально-личностным, личностно ориентированным, гуманным образованием.

Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения:

-        развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;

-        воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;

-        формирование способности к объективной самооценке — рефлексии.

Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса — ученик, его познавательная и творческая деятельность.

Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе — потребность сегодняшнего дня.

В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, групповые, компьютерные технологии, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

Цели проблемного обучения.

1.      Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2.      Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.      Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4.      Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи:

Обучающая — изучение мотивации всех учеников, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая — способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная — воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

-        формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

-        учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.

-        обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.

-        продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

1.         Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.

2.         Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные

3.         Накопление, отбор материала.

4.         Консультации для всего класса..

Структура урока — исследование.

Основные этапы данного урока:

-        актуализация знаний.

-        мотивация.

-        создание проблемной ситуации.

-        определение темы исследования.

-        формулирование цели исследования.

-        выдвижение гипотезы.

-        проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

-        интерпретация полученных данных

-        вывод по результатам исследовательской работы.

-        применение новых знаний в учебной деятельности.

-        подведение итогов урока.

-        домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1.      Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.      Преподаватель побуждает студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3.      Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4.      Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично — поисковая работа по тексту.

Описание опыта внедрения технологии проблемного обучения

(на уроках русского языка и литературы).

Теоретическое обоснование своей деятельности сделать достаточно трудно. Безусловно, ориентироваться на методические рекомендации полезно, но никакая наука не даст конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том студенческом коллективе, где он работает. В любых методических описаниях главное для преподавателя — идеи (или интересные приемы), которых обычно бывает немного.

Выбор технологий, средств организации образовательного процесса, методов и приемов у преподавателя очень многогранен. Какие из них дадут оптимальный результат? На этот вопрос отвечать каждому преподавателю самостоятельно, и очень важно не только правильно выбрать, но и обосновать свой выбор.

Для того, чтобы студент на уроке действительно работал, понял новую тему, сам делал выводы и умел доказать свою точку зрения, на уроках русского языка и литературы я активно применяю технологию проблемного обучения.

На таких уроках создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные точки зрения, таким образом создаю проблемную ситуацию. Студент ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач. Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько самоизменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия.

Примером внедрения проблемного обучения являются уроки, проведенные мной. Один из них — «Виды сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое».

В начале урока создаю ситуацию успеха: предлагаю предложения, в которых подлежащее выражено существительным, а сказуемое — глаголом. Далее создаю проблемную ситуацию: даю предложения, в которых сказуемое выражено существительным, прилагательным, наречием. Осень — прекрасная пора. (Осень была прекрасной порой. Осень будет прекрасной порой.) Дни солнечные. (Дни были солнечные. Дни будут солнечные.) На улице тепло. (На улице было тепло. На улице будет тепло.)

Известный способ для решения задачи не подходит. Студенты предлагают разные варианты, но решения нет. Даю подсказку: «Попробуйте сначала найти сказуемое, изменив предложение по времени». Ребята изменяют предикативность, относят содержание предложения к прошедшему и будущему времени, обращая внимание на то, что появляется слово «быть», которое и является сказуемым. В настоящем времени оно в нулевой форме. Обязательно находится студент, который обращает внимание на то, что у сказуемого «была» в предложении «Дни были солнечные» нет лексического значения, а значит, ищем слово, в котором оно заключено. (Выходим на понятие «составное сказуемое»). Способ нахождения сказуемого найден. И от него по вопросу находим подлежащее. Учащиеся теперь могут ответить на вопрос: «Почему этот способ нахождения сказуемого и подлежащего точнее?» «Потому что подлежащего может не быть, а если и есть, не всегда от него можно задать вопрос «что делать?».

Использование технологии проблемного обучения на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

 

Литература:

 

1.                 Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону, 1970.

2.                 Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во МГУ, 1985.

3.                 Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972.

4.                 Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976.

5.                 Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.

6.                 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.

7.                 Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle